Русская угроза для Балтии:
Школьный лагерь, Гергиев и советские сосиски
«МЕТОДЫ АГРЕССИВНЫ И ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫ»
«Сейчас российская угроза не может считаться лишь теорией заговора, ее невозможно умалить. Уже нельзя притвориться, что ее нет... Теперь ясно, чего добиваются действующие на территории Литвы русские СМИ и якобы распространители культуры», - это строчит главный редактор крупнейшего издания Литвы DELFI Моника Гарбачяускайте-Будрене.
А вдохновили даму июньский отчет департамента госбезопасности Литвы и годовой доклад президента Дали Грибаускайте. Россия там представлена буквально врагом номер один. Правда, в первом отчете к России, точнее, к ее спецслужбам, присовокупили еще и белорусские. «Эти службы стараются получить засекреченную и другую уязвимую информацию о внутренней и внешней политике Литвы, экономике, стратегических энергетических проектах, вооруженных силах, разведывательных службах и правоохранительных органах, а также оказывать влияние на политические, экономические и социальные процессы, - говорится в отчете. - Методы, которые использует Россия, - многолики, агрессивны и очень изобретательны: помимо традиционных способов слежки, Россия использует методы электронной разведки и кибершпионаж (привет Сноудену. - Ред.)».
«Пока мы не можем договориться по поводу стратегии национальной энергетики, решения за нас принимают тайные визиты «Росатома», таинственные меморандумы Газпрома», - вторит президент Грибаускайте.
А госпожа Моника находит подвох даже в продуктах - мол, тоже работают на московскую пропаганду, как и образ «тупой Америки». «Когда тоска (по советскому времени. - Ред.) разжигается такими с виду невинными вещами, как сосиски под названием «Советские» или концерты российских оркестров, немалая часть жителей, испытывающих нужду и не находящих справедливости в стране, может и засомневаться», - беспокоится она. Под оркестрами имелся в виду коллектив руководителя Мариинки Валерия Гергиева, выступавшего в прошлом году в Каунасе.
НАЕЗД НА РОССИЮ - СРЕДСТВО ПОЛИТБОРЬБЫ
Истерия достигла такого градуса, что «российские происки» видят даже в действиях антироссийских сил. Издание Veidas в статье «Угроза Кремля и ответственность президента Литвы» обрушилось на собственных политиков: «Чего стоит осознание опасности Кремля, если обнародовавший план «Останови Россию» политический лидер правых Андрюс Кубилюс надумал за ночь в несколько раз повысить налоги для независимой прессы и, доведя ее таким образом до массового обнищания, сделать зависимой от контролируемых российским капиталом банков или бизнеса. Такой политический идиотизм и интеллектуальная никчемность для наших лидеров типичны». А русскоязычный «Литовский курьер» в номере от 16 мая изложил позицию историка Александра Сытина, считающего, что антироссийские заявления адресованы литовским элитам. «Существует такое средство политической борьбы: когда один другого не устраивает, то сразу же заявляется, будто этот другой хочет сдать Литву русским, предать независимость».
«ШАГАТЬ 9 МАЯ ПОД «ДЕНЬ ПОБЕДЫ» - НЕ ЛАТВИЙСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ»
В соседней Латвии еще веселее. Из-за поездки латвийских школьников в молодежный лагерь «Союз 2012 - Наследники Победы», где под Великими Луками собрались их сверстники из бывшего СССР, страна встала на дыбы. Спортивные военизированные лагеря - обычное дело и в Европе, и в США, однако за бесплатную возможность молодежи себя показать и других посмотреть на Россию спустили всех собак.
В релизе минобороны Латвии (чувствуете всю серьезность резонанса?) от 23 мая говорится: «Чтобы не допускать поездки, необходимы всеобъемлющие политические решения, поскольку эти люди возвращаются патриотами совсем другой страны». Даже президент Андрис Берзиньш поиронизировал, что тогда молодняк надо вообще никуда не выпускать, поскольку угрозы везде. «Президент иногда выступает с очень непродуманными текстами», - изрек на это исследователь «кремлевского влияния» в стране Риналдс Гулбис.
Собравшиеся вместе с ним в эфире Первого канала Латвии всерьез обсуждали, кто знал про лагерь и почему не донес. «Это промывка мозгов, у Латвии хотят отнять независимость!» - гудел министр обороны Андрис Пабрикс. «Это уже не дешевые шоу поп-культуры, которыми Россия пытается купить умы и сердца. Хотите шагать на параде 9 мая при звуках песни «День Победы»? Это уже не латвийская идентичность!» - громыхал в эфире Гулбис.
А полиция в ежегодном отчете особое внимание уделила медиа-клубу «Формат А3», руководит которым обозреватель «КП» Галина Сапожникова. Он был основан в Москве, а в Латвии действует один из филиалов. Газета Latvijas Avize пишет следующее: «Из Москвы приглашается лектор, который рассказывает о событиях в российской политике, экономике, и по желанию аудитории высказывает свои оценки о происходящем в Латвии. Это утверждения, что оккупации в 1940 году не было, или напоминания о том, как хорошо было Латвии в составе СССР. Ясно, что это не дискуссия, а политическая деятельность». Вывод: таких «миссионеров» впускать в страну нежелательно.
А ПЛОХО ЛИ ЖИЛОСЬ?
«Латвийская ССР была вполне состоявшимся государственным проектом. У него был свой «золотой век», совпавший с правлением Брежнева и ранним перестроечным периодом. Для «маленького человека» в то время дверь в социальный лифт отнюдь не была закрыта... он всегда мог попробовать нажать кнопку «стоп» для начальства. Ведь собственность тогда вместе с властью не наследовалась», - пишет в своем исследовании «Секреты Советской Латвии. Из архивов КПЛ» депутат Сейма Латвии Николай Кабанов.
Такой пример: проректор Даугавпилсского пединститута Л. Ж. в 1943-м был мобилизован в немецкую армию, год спустя дезертировал. В 1947 - 1950 гг. служил в Советской Армии, при вступлении в партию службу у немцев не скрывал. «Какой вывод? Лживость утверждений некоторых «лидеров мнений» о том, что рядовые легионеры Ваффен-СС и репрессированные не могли занять в Советской Латвии начальственных позиций и всячески третировались», - подчеркивает Кабанов. Или история, как в 1988 году из рядов КПСС выгнали советского генерала Александра Чмыхалова за помощь любовнице за счет казны. «Показательное наказание местной номенклатурой проштрафившегося советского генерала - более чем наглядная иллюстрация статуса «оккупационной» армии. Ведь главный признак реального оккупанта - его чужеродность и неподконтрольность», - заключает автор.
АНЕКДОТ В ТЕМУ
Советские оккупанты уходили из Прибалтики, оставляя после себя построенные дома, заводы, порты, школы, детсады...
КСТАТИ
Всероссийский опрос Левада-Центра в мае показал, что страны Балтии входят в пятерку тех, кого россияне считают самыми враждебными. После Грузии с 41% голосов следуют США (35%), Латвия (26%), Литва (25%) и Эстония (23%).
КОММЕНТАРИЙ ИСТОРИКА
Александр ДЮКОВ, директор Фонда «Историческая память»:
«Российская «мягкая сила» даже близко не стоит с Западом»
- Мы имеем дело с паранойей и ксенофобией. Такое впечатление, что находящиеся у власти балтийские элиты продолжают жить в 30 - 40-е годы, когда не являющаяся титульной крупная национальная община считалась потенциальной пятой колонной. Подрывная деятельность видится во всем - от нормальной гражданской активности до исторических исследований. Но российская «мягкая сила» даже близко не стоит с Европой и США. Во Франции есть институт книги, который переводит исследования их ученых на другие языки. В Польше, Финляндии, других странах есть такие же, а у нас нет. Это частный пример, но он показывает, как далеко наша «мягкая сила» отстает от современных образцов и как много еще нам нужно сделать.