logo

Хлебные крошки

Статьи

Виктор Гущин
Самоорганизация русских общин
Политика
Прибалтика

Виктор Гущин

Русские и русскоязычные общественные организации Латвии

Просчеты и успехи консолидации

Насильственно введенная в Латвии в 2004 году политизированная, недемократическая «школьная реформа» сделала то, что с начала 1990-х годов пытались, но не смогли сделать различные общественные организации и партии демократической оппозиции – нелатышская община Латвии стала быстро объединяться.

В наибольшей степени этот процесс затронул русскую общину Латвии. В результате, вопреки некоторым оценкам, что, в отличие от других общин национальных меньшинств, которые после 1991 года «или объединились, или успешно консолидировались», русская община по-прежнему остается разобщенной, «нет ни достаточно четкой координации деятельности, ни совместных мероприятий», русская община на самом деле сегодня объединена ничуть не меньше, а, быть может, даже больше и лучше, чем общины других национальных меньшинств.

С конца 1990-х годов и до наших дней было предпринято несколько активных попыток объединить русскую и русскоязычную общины Латвии. Самые важные среди них – это создание в августе 1998 года Координационного совета общественных организаций (КСОО); три Родительские конференции Латвийской ассоциации в поддержку школ с русским языком обучения (ЛАШОР), состоявшиеся в 2000 – 2002 годах под девизом «Учиться на родном языке», создание Штаба защиты русских школ весной 2003 года и Объединенного конгресса русских общин Латвии (ОКРОЛ) в сентябре 2004 года.

Следует отметить, что во всех выше перечисленных случаях их исполнителями ставились разные политические задачи и использовались разные политические средства. Если ЛАШОР ставила перед собой задачу объединить родителей русских школ для демонстрации востребованности среди нелатышей образования на русском языке, сохраняя при этом равную удаленность от всех политических партий, то Штаб защиты русских школ с самого начала оказался под контролем вновь созданного политического объединения ЗаПЧЕЛ. При этом Штаб защиты русских школ действовал фактически под теми же лозунгами, что и ЛАШОР, отказавшись от выдвижения требования всеобщей демократизации Латвийского государства, т.е. ликвидации безгражданства и возвращения к проведению всеобщих выборов в Сейм и местные органы власти, а также придания русскому языку статуса официального. КСОО и ОКРОЛ сегодня также демонстрируют независимость от политического влияния какой-то одной политической партии, при том что задачи перед ними с самого начала ставились одни и те же: ликвидация массового безгражданства, придание русскому языку статуса официального и сохранение на этой основе русского языка и русской культуры в Латвии. Одновременно КСОО и ОКРОЛ опираются в своей деятельности на разную этническую составляющую. Если КСОО стремится объединить одновременно русскую и русскоязычную общины, то ОКРОЛ - только русскую общину Латвии.

Как показало время, ни ЛАШОР, ни Штаб защиты русских школ, ни ОКРОЛ, имевшие в свое время массовую поддержку со стороны населения, в полном объеме выполнить поставленные перед ними задачи не смогли. Но любой опыт, пусть даже и отрицательный, имеет огромную ценность. Главное, сегодня признано, что решить задачу объединения русской и русскоязычной общин Латвии под руководством одной организации или в рамках только одной организации по причинам объективного и субъективного порядка невозможно. Как невозможно объединить русскую или в целом русскоязычную общину Латвии под руководством одной политической партии или на основе выдвижения только одного - важного, но частного требования – требования сохранить образование на русском языке.

Объединенный конгресс русских общин Латвии

Одной из важнейших и самых массовых попыток объединения русской общины Латвии стало создание на волне массовых протестов против пресловутой «школьной реформы» Объединенного конгресса русских общин Латвии. Главным инициатором и двигателем этого проекта был известный общественник и публицист Александр Казаков, а команду его единомышленников составили многие активисты русской общины, в их числе: Михаил Тясин, Олег Гоцуляк, Александр Гамалеев, Александр Гапоненко, Сергей Петров, Валерий Кравцов, Игорь Ватолин, Ирина Иванова, Дмитрий Катемиров, Эдуард Гончаров, Бронислав Зельцерман, Сергей Красноперов, Виктор Дергунов, Анатолий Ильин, Виктор Гущин, Светлана Савицкая, Анна Искендерова и др.

Накануне учредительного конгресса ОКРОЛ, который состоялся 12 сентября 2004 года, о поддержке новой организации письменно заявили почти 40 тысяч человек. Потенциальная возможность объединения значительной части русской общины Латвии в рамках одной общественной организации, к тому же на волне протестов против «школьной реформы», т.е. с соответствующей протестной идеологией, рассматривалась правящей элитой как реальная угроза проводимой ею национальной политике и, в первую очередь, политике в сфере образования национальных меньшинств. Поэтому для срыва конгресса специальными службами были предприняты серьезные усилия. В последнюю минуту организаторам, в частности, отказали в аренде зала в гостинице «Латвия», хотя предварительно была не только достигнута такая договоренность с руководством этой рижской гостиницы, но и внесена часть платы за аренду зала. После еще нескольких случаев аналогичных отказов организаторы решили проводить учредительный конгресс в зале Дома Москвы в Риге. На срыв конгресса было направлено и решение властей примерно за неделю до конгресса выдворить из страны А.Казакова.

Напугав правящую элиту потенциальной возможностью объединения русской общины Латвии, ОКРОЛ, тем не менее, с этой задачей не справился. Почему? Одна из причин – резкий спад протестной активности сразу после 1 сентября 2004 года, т.е. достаточно быстрый переход русской общины из состояния этнической мобилизации к своему обычному состоянию отстраненности от активного участия в политической жизни страны. Это изменение массовых настроений самым непосредственным образом сказалось и на поддержке ОКРОЛ со стороны русскоязычного населения. Из 40 тысяч жителей страны, поддержавших создание ОКРОЛ перед 1 сентября, количество сторонников новой организации в конце 2004 – начале 2005 года многократно уменьшилось. Другая причина – учредители ОКРОЛ не заручились поддержкой со стороны уже существующих русских общественных организаций, что создало у этих организаций впечатление, что ОКРОЛ хочет попросту подмять их под себя. Невнимание к существующим русским общественным организациям со стороны ОКРОЛ по сути сформировало условия для конфликта между старыми и новой общественными организациями, и отзвуки этого конфликта прорываются до сих пор.

Постепенно осознав невозможность и ошибочность попыток объединить русскую общину Латвии в рамках одной организации, ОКРОЛ в 2005 – 2007 гг. стал создавать и укреплять свои региональные организации в Риге, Лиепае, Юрмале, Елгаве, Резекне, Лудзе и других городах Латвии. Одновременно ставилась задача, не претендуя на лидерство, налаживать тесное сотрудничество с другими русскими общественными организациями и организациями других национальных меньшинств для решения главных задач, стоящих перед русской общиной, - ликвидации безгражданства, сохранения полноценной системы образования на русском языке и сохранения и развития на этой основе русского языка и русской культуры.

К 2007 году все региональные организации ОКРОЛ накопили значительный опыт консолидации русских общин, а также жителей других национальностей в своих городах. Но наибольшую известность в стране получила деятельность Лиепайской русской общины (руководители – Валерий Кравцов и Олег Мантульников), Елгавского общества русской культуры «Вече» (руководители – Валентина Кудрявцева и Валерий Бухвалов), Рижской русской региональной общины (руководители – Михаил Тясин и Александр Баранов) и Русского общества Резекне (руководитель – Александр Пушняков). Русская община Резекне первым из структурных подразделений ОКРОЛ получила признание и за пределами Латвии – 2 февраля 2007 года председатель государственного комитета Псковской области по культуре и туризму Виктор Остренко и глава русской общины Резекне Александр Пушняков подписали соглашение о культурном сотрудничестве.

Координационный совет общественных организаций

После 2005 года единственной структурой, которая продолжает ставить перед собой задачу объединить русские и русскоязычные общественные организации, т.е. в целом – нелатышскую общину, остается Координационный совет общественных организаций (КСОО).

Координационный совет общественных организаций был создан 4 августа 1998 года. В то время русские общественные организации переживали подъем, связанный с тем, что партия «Равноправие», Партия народного согласия и Социалистическая партия создали политическое объединение «За права человека в единой Латвии» (ЗаПЧЕЛ). КСОО был создан, чтобы поддерживать на выборах это объединение.

Согласно действующему сегодня Положению, КСОО – это объединение общественных неполитических организаций для координации совместной деятельности. Все организации имеют в КСОО равные права. КСОО не является юридическим лицом и не создает руководящие или административно-управленческие органы, т.е. форма объединения организаций в КСОО является очень дружественной, либеральной.

К лету 2007 года в КСОО были объединены около 40 русских общественных организаций из примерно 80, а также организации белорусов и украинцев. За 9 лет существования этого объединения состоялось около 140 заседаний КСОО. Среди получивших широкое признание и поддержку нелатышской общины Латвии инициатив КСОО следует, в первую очередь, назвать предложение создать Штаб защиты русских школ, а также целый ряд культурных и иных проектов.

Следует отметить, что в истории КСОО, как и любого другого объединения организаций, были и подъемы, и спады активности. Но несомненно одно: число организаций, участвующих в работе КСОО, возрастает год от года. Огромная заслуга в том, что КСОО не только продолжает существовать, но и динамично развивается, принадлежит председателю Русского общества в Латвии (РОвЛ) Т.А.Фаворской, долгое время являвшейся признанным лидером КСОО.

Вместе с тем деятельность КСОО на протяжении многих лет фактически не привлекала внимания СМИ и оставалась малозаметной для общества, поскольку сводилась лишь к обмену информацией между организациями-членами КСОО, что, безусловно, важно, но чего совершенно недостаточно для эффективной координации работы. По этой причине в конце 2006 - начале 2007 года в КСОО по инициативе Т.А.Фаворской началась дискуссия о перспективах развития этого объединения. Среди обсуждаемых вопросов - создание в КСОО профильных комитетов по основным направлениям деятельности (образовательная, культурная, ветеранская, правозащитная, молодежная). Необходимость создания таких комитетов сегодня поддерживается практически всеми организациями. Обсуждается также предложение зарегистрировать КСОО в Регистре общественных организаций Латвии, для чего следует принять Устав КСОО, предполагающий создание органов управления объединением, введение членских взносов и др. Дискуссия еще не завершена.

В августе 2007 года Посольстве России в Латвии был создан Консультативный совет организаций российских соотечественников, который некоторые члены КСОО стали рассматривать как некую альтернативу существующему объединению. Но деятельность этого совета ни в коем случае не подменяет деятельность КСОО. Во-первых, потому что в Консультативном совете представлены только русские общественные организации, а украинские, белорусские и других национальных меньшинств – нет. А во-вторых, потому что задачи КСОО намного шире тех задач, которые Посольство иностранного государства может ставить и ставит перед Консультативным советом. Эти задачи не ограничиваются лишь рекомендациями в сфере культуры и образования, а распространяются в том числе и на сферу политической жизни страны, в которой КСОО участвует в качестве структуры гражданского общества.

Духовная консолидация русской и русскоязычной общин

Говоря о консолидации нелатышской общины Латвии, необходимо обратить внимание на еще один процесс. Наряду с организационным укреплением многих русских и русскоязычных общественных организаций, их деятельность становится более активной, а это, в свою очередь, ведет к увеличению пока еще не очень значительного влияния этих организаций на нелатышскую общину в целом. То есть идет процесс постепенной духовной консолидации русской и русскоязычной общин Латвии. Одновременно протест нелатышей против проводимой государством политики насильственной ассимиляции после 2004 года с массовых уличных акций перешел в духовную сферу. Подтверждений тому множество. Обращенная к предпринимателям акция «Мы говорим по-русски!», вполне укладывающаяся в рамки латвийского законодательства, и обращенная ко всем жителям от имени ОКРОЛ и других организаций, включая политические объединения ЗаПЧЕЛ и «Центр согласия», акция «Георгиевская ленточка», как символ уважения подвига отцов и дедов и одновременно как символ неприятия навязываемой государством фальсифицированной истории Латвии – это лишь примеры последних лет. А если добавить к этому, что празднование 8 марта и 9 мая, которым правящая элита постоянно отказывает в признании как общенародных праздников, по-прежнему являются общенародными, т.е. их отмечают как нелатыши, так и латыши*; что, несмотря на все усилия правящей элиты представить 16 марта, как дату, не связанную с политической реабилитацией фашизма, «День легионера» встречает активный отпор со стороны русскоязычной общины; что празднование ЛАШОРом Дней русской культуры и образования в Латвии уже несколько лет как стало явлением общегосударственного масштаба; что деятельность Латвийской ассоциации преподавателей русского языка и литературы (ЛАПРЯЛ) приобретает все больший размах и поддержку русского населения; что региональные организации РОвЛ, Русской общины Латвии (РОЛ) и ОКРОЛ значительно активизировали свою работу по сохранению русской национальной культуры в Латвии; если учесть все это, то нужно признать: процесс духовной консолидации русской и русскоязычной общин идет достаточно активно.

* 24 мая 2007 года Сейм Латвии принял в третьем, окончательном, чтении поправки к закону «О праздничных, памятных и отмечаемых днях», устанавливающие, что 8 марта в Латвии является отмечаемым днем. За предложение депутата «Центра согласия» Валерия Агешина проглосовали не только депутаты левой оппозиции, но и многие парламентарии от Союза зеленых и крестьян, а также большинство женщин-депутатов от «Нового времени».

Виктор Гущин,
сопредседатель Объединенного конгресса русских общин Латвии,
кандидат исторических наук

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie