Русские Украины, православные духовные ценности и современные информационные технологии
как основа эффективной работы организаций российских соотечественников на Украине
Портал RUSSKIE.ORG публикует тезисы выступления заместителя начальника информационно-аналитического центра социологического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Виталия Журавлева на круглом столе Института Русского зарубежья "Проблемы координации деятельности организаций российских соотечественников на Украине". Прежде всего, я хотел бы согласиться с оценками тех экспертов, которые отмечают, что деятельность российских организаций соотечественников на Украине, и шире, во всём ближнем и дальнем зарубежье, сегодня не настолько активна и эффективна, как нам всем здесь хотелось бы и как необходимо для сохранения и развития Русского мира. Почему это происходит? Причин тому много, они разные, в чём то субъективные, в чём то объективные. На мой взгляд, многое зависит от выбора методологической основы Русского мира и методов работы с русскими соотечественниками. В целом, конечно, целесообразно перейти на программно целевой подход в организации работы соотечественников с выделением финансирования под конкретные проекты на конкурсной основе по образовательным, научным, информационным, языковым и другим общегуманитарным направлениям. Всё это желательно делать в открытом формате с привлечением экспертов. Но сейчас хотелось бы немного остановиться также на концептуальных моментах. Прежде всего, сохранение и развитие Русского мира определяется тем обстоятельством, сколько людей идентифицируют себя с понятием "русский". Т.е., самым принципиальным вопросом в идеологической и информационной работе является вопрос идентичности. В этой связи надо рассмотреть, а что такое идентичность как понятие. По этому вопросу существуют несколько взаимодополняющих и взаимоопровергающих теорий. В соответствии с одной из них индивидуальная приверженность той или другой коллективной идентичности является фиксированной и изначально заданной и объясняется природой генов или формированием основных культурных кодов в период первичной социализации в определённой семье, общности и месте проживания. В этом случая групповая принадлежность – этническая, национальная, религиозная, региональная и др., не полежит изменению, несмотря на изменение внешних социальных условий, например, политических или социокультурных. Этот подход подвергается, в некоторых научных кругах, критике, поскольку он с теоретической точки зрения оправдывает консерватизм, не учитывающий высокую современную динамику социальных изменений. В тоже время социальные факты показывают, что национально-религиозные диаспоры обладают высоким уровнем групповой сплочённости и сохранением культурных традиций, т.е. в определённых случаях эта теория подтверждается эмпирическим путём. Другая теория идентичности исходит из того, что индивид сам выбирает и конструирует собственную идентичность в соответствии с личной вертикальной и горизонтальной социальной мобильностью. Это относится, прежде всего, к иммигрантам, которые в максимальной степени ассимилируются в новой стране проживания. Третий подход состоит в наложении ("гибридности") старых и новых идентичностей различного плана. Например, православный француз русского происхождения, православный грузин, проживающий в Москве, русский старообрядец, живущий на Кавказе и т.п. При этом те или иные составляющие "гибридной" идентичности в зависимости от конкретных социальных условий проявляются в большей или меньшей степени. Русский украинец, я полагаю, является вполне жизнеспособной конструкцией, которая тем более органична, что история России и Украины имеет единое основание, определяемое понятием Киевская Русь. Проблема заключается в том, что из идеологических взглядов части украинского руководства, естественная, особенно для восточных и центральных регионов Украины, русская идентичность как идентичность историческая и социокультурная, противопоставляется территориально-политической идентичности – украинской. Но как здесь не крути, по любому традиция украинской государственности по православной вере, этническому составу, политическим отношениям связана с традициями общерусской государственности. И по своим основным цивилизационным критериям: расовому, языковому, религиозному, ходу своей истории украинцы относятся к восточнославянской православной цивилизации. Стоит напомнить, что современное Православие существует в условиях многонационального, поликонфессионального и мультикультурного общества, и в этих условиях происходит сложный процесс межкультурного, межнационального взаимодействия и наложения различного рода идентичностей. Можно говорить о том, на канонической территории Русской Православной Церкви, в которую входит и Украина, среди православного населения существуют разные типы идентичности, обусловленные не только уровнем свой воцерковлённости, но и местными территориальными условиями, связанными с географической, экономической, культурной, политической и конфессиональной средой. Тем не менее, именно православие является духовным и в значительной степени организационным ядром Русского мира и ориентация организаций соотечественников на всестороннее сотрудничество с РПЦ должно стать одним из основных направлений их деятельности. Другой важный методологический момент работы с соотечественниками для России должна стать эффективно организованная информационная поддержка. Российские СМИ на Украине с точки зрения создания позитивного имиджа России и поддержки соотечественников работают недостаточно эффективно. СМИ самих организаций соотечественников – газеты, сайты и пр., также хотя и играют определённую роль, но также в целом не оказывают существенного влияния на украинское общество. Учитывая важность Украины для России, целесообразно создать специальную российскую радиокампанию, круглосуточно вещающую на Украину на средних и коротких волнах. Это СМИ могло бы работать в радио- , но и on-line- эфире, размещать новостную информацию о событиях на Украине, в России и во всём мире, проводить обсуждение, анализ, комментарии наиболее важных событий в реальном времени, что повысило бы её актуальность, оперативность и доступность. Также транслировались бы в эфир программы политического, гуманитарного, экономического, социального, спортивного, музыкального, образовательного и иного содержания. В штате компании работали бы профессиональные журналисты, политологи, филологи и другие специалисты из России и Украины. Важным моментом обеспечения работы компании стало бы освещение деятельности организаций русских соотечественников на Украине, приглашение их в студии, совместное обсуждение проблем и т.п. Активисты организаций соотечественников могли бы быть штатными и внештатными корреспондентами компании, на их базе можно было бы создать корреспондентские пункты во всех областях Украины, что было бы очень важным шагом с точки зрения получения информации. Создание подобной радиостанции явилось эффективным инструментом сохранения русскоязычного пространства на Украине, оказало бы существенную поддержку нашим соотечественникам.