Русские в Армении
В Ереване состоялась Третья конференция российских соотечественников Армении
В Ереване состоялась Третья конференция российских соотечественников Армении, организованная Координационным советом общественных организаций российских соотечественников (КСООРС) Республики Армения при содействии представительства Федерального агентства россотрудничества в Армении. На конференции присутствовали также представители русской общины Армении. В последнее время некоторые российские круги пытаются путем таких конференций привлечь к программе по переселению соотечественников общественность Армении, в том числе и малочисленное русское население страны. Однако ощутимых результатов так и не достигают, так как большинство русских не желают покидать Армению. По крайней мере, именно таковы статистические данные. На территории Армении русское население представлено несколькими организациями, в том числе «Россия», «Славянский дом», «Россияне», МЦРК «Гармония», Фонд помощи и содействия российским соотечественникам Республики Армения. Кроме того, в Ереване, в Лорийской и Таширской областях действуют местные русские общины. По данным переписи населения Армении 2002 года, в стране проживало 15.000 русских. Однако часть ведущих армянских исследователей считает, что приведенные цифры занижены и число русских в Армении составляет не менее 25.000, в том числе 15.000 молокан. В целом русских в Армении можно разделить на несколько групп, которые по своей этнической характеристике отличаются друг от друга. Например, молокане и духоборы, а также субботники живут в Армении с 1833 г., когда было получено разрешение министра внутренних дел царской России о поселении русских в районы Закавказья. Первое сектантское русское поселение было основано в 1832-1833 гг. на территории Восточной Армении, в Нахиджеванском уезде (село Базарчай). В целом переселению в Закавказье подлежали так называемые раскольники, уличенные в распространении своей веры. Впоследствии в Армении образовались поселения русских сектантов, которые были сосредоточены в основном на севере и северо-востоке страны. На территории Восточной Армении в 1840-е годы сектантами из российской глубинки были основаны следующие русские поселения: Никитино, Воскресенка, Константиновка, Нижние Ахты, Еленовка, Александровка, Воронцовка, Семеновка, Головино, Новый Дилижан и Михайловка. Поселения русских сектантов появились и в Нагорном Карабахе, а также в Нахиджеване, в Карсской области. Большинство переселенцев молокан, духоборов и субботников были из Воронежской, Пензенской, Рязанской, Владимирской губерний. В дальнейшем в Восточную Армению переехали также русские сектанты из Тамбовской, Саратовской, Оренбургской губерний. Например, по документам, сохранившимся в архивах, село Новый Дилижан основали в 1844 г. переселенцы из Тамбовской губернии, а село Михайловка – жители Аткарского и Балашиховского уездов Саратовской губернии. Примечательно, что в составе русских молокан, духоборов и субботников числились также украинцы, белорусы, чуваши, крещеные татары и мордва. По архивным данным выясняется, что в селе Надеждино (ныне Шоржа – район озера Севан), основанном молоканами в 1840-1844 годах, проживали значительное количество мордвы, группа чувашей, а также православные татары. В селе Надеждино мордвой считались большие роды Архиповых, Кистановых, Кудряшовых, Касымовых, Косыревых, Козловых, Ледяевых, Норовых, Прохоровых, Соловьевых, Юртаевых, Бизяевых, Ларионовых, Сандыковых, часть которых до сих пор живет в Армении. В Михайловке и Еленовке (ныне города Кармир и Севан – Армения) в состав русских записывали также чувашей и крещеных татар. Однако в Армению переселялись не только русские сектанты. Такие поселения, как Джелал Оглы Русские, Гергеры Русские, Новопокровка, были основаны военными русскими поселенцами и православными крестьянами из Саратовской, Тамбовской, Воронежской, Полтавской, Пензенской, Московской и Харьковской губерний. Более того, в Армении появились русские и украинские казачьи поселения. Село Николаевка (ныне Кирово) было основано именно казаками. Впоследствии на карте появились новые русские поселения со смешанным населением православных крестьян, русских старообрядцев и сектантов, такие как Борисовка, Семеновка и др. Начиная с 1947 г. в Армению стали переселяться русские семьи из разных уголков России и бывшего Союза. Это были в основном инженеры, врачи, деятели культуры и т.д. С середины 50-х годов Армения приняла военные семьи русских, которые надолго обосновались в стране. До 1989 г. русских было почти 70 тысяч. Однако спитакское землетрясение 1988 г., вооруженный конфликт между Арменией и Азербайджаном, экономический коллапс Армении в результате блокады со стороны Турции и Азербайджана вынудили большинство русских покинуть Армению. Город Красносельск, населенный преимущественно русскими молоканами, в течение нескольких лет подвергался массированному обстрелу со стороны близлежащих азербайджанских населенных пунктов. Численность русских в Красносельске в 1991 г. составляла свыше 2000 человек. Во время конфликта с Азербайджаном практически все русское население покинуло Красносельск. В 1989–1994 гг. значительный отток русских был зафиксирован также из других городов и сел Армении. Число русских только в Ереване сократилось на 70%, а сельское русское население – на 80%. Ныне в Армении русские расселены в основном на севере страны в Лорийской и Таширской областях. Особо компактно они живут в селах Фиолетово, Лермонтово и Пушкино. В более чем 20 селах Ташира и Лори имеется смешанное армяно-русское население. В городах Армении русские проживают компактно в основном в Ванадзоре (бывший Кировакан), в Степанаване, а также в Ташире (бывшее Калинино) и, конечно, в Ереване. Причем за последние 5 лет наметился значительный отток русских из провинций Армении в столицу. В целом внутренняя миграция является общей проблемой для Армении. Русские проживают также в городах Севан, Варденис, Ноемберян, Капан, Дилижан, Мегри, Гюмри, Раздан, Абовян, Армавир и др. За последние годы намечается довольно ощутимый прирост молоканского русского населения. Традиционно молоканские семьи Армении многодетны, что обусловлено особым укладом их жизни и религиозностью. Молокане компактно проживают в ряде кварталов Еревана. Как граждане страны, дети молокан служат в армянской армии, внося свой вклад в развитие Армянского государства. Говоря о проблемах русских в Армении, нужно учитывать общую социально-экономическую ситуацию в стране. Русские, как и все другие этносы, населяющие Армению, активно интегрированы в общество. Однако имеются определенные трудности, создающие преграды для развития национальных общин, в том числе для русских. Русские в Армении получают высшее образование лишь в некоторых вузах страны, где преподавание ведется на русском языке. И хотя русское население Армении и, в частности, молодежь владеет армянским, однако представители местных русских организаций не раз выражали желание открыть в стране центры для переподготовки кадров и центры по глубокому изучению армянского языка, что облегчило бы социально-правовой статус русcких в Армении. Молокане Армении в последнее время высказывают пожелание создать компактный населенный пункт в районе Еревана, что позволило бы им, не отделяясь от городской жизни, сохранить свои традиции и обряды, избежав ассимиляции. Так или иначе, в Армении имеются культурно-образовательные центры для русского населения. За последние годы открылись новые православные церкви. Одна из них в Ванадзоре, где живет значительное число русских. В скором времени откроется новая православная церковь и в Гюмри. В Ереване, кроме действующей церкви, заложен фундамент строительства новой православной церкви. В 2010 году Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин закладки храма Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в Ереване. Заметим, что русский православный храм будет построен и в Нагорном Карабахе. Ведь число русских в Карабахе за последние годы заметно возросло. Этому способствует, в частности, особое отношение властей Арцаха к России и к русскому народу.