Русские в Израиле: мнение россиянина
Непризнание прав национальных меньшинств рано или поздно толкнет их в стан недругов Израиля
Русская Община Израиля – это сравнительно молодая организация. Но она практически с первого дня своего существования возбудила повышенное внимание к себе на "русской улице" израильского общества. Кто-то просто недоумевал по поводу возникновения такой общественной организации, ну а кто-то сразу же поспешил записать Русскую Общину чуть ли не в террористические организации. Правительство отказало главе Общины Анатолию Герасимову в ее регистрации.Даже мне, жителю России, понятен ажиотаж по поводу возникновения Русской Общины в Израиле. Если бы был я евреем-израильтянином, как знать, может быть бы и сам возмущался. Появление такой организации – это сильный удар по представлению об Израиле, как о чисто еврейском государстве.
В то время, когда сионисты вели борьбу за создание Государства Израиль, когда это государство создавалось, они стремились к одной, ясной и понятной цели: создать еврейское государство. Такое государство, в котором жили бы только евреи, и которое было бы гарантией сохранения их самобытной культуры и религии. Цель эта – безусловно, хорошая, и заслуживает поддержки. Тем более, что тогда, в момент создания еврейского государства, евреи переживали не лучшие времена.
В принципе, и сам план раздела Палестины, предложенный ООН в 1947 году, тоже предусматривал создание чисто еврейского государства. Эта идея нашла свою поддержку на самом высоком международном уровне.
Однако надо отметить, что наличная действительность сразу внесла свои коррективы в план создания еврейского государства в Палестине. Арабские государства не согласились с идеей создания еврейского государства. Последствия этого несогласия известны. В результате войны за независимость на территории созданного Государства Израиль оказалось достаточно большое арабское население, которое жило на этих землях многие поколения, и не желало, да и не могло куда-либо уехать.
Арабским жителям Палестины, оказавшимся на территории Израиля, в конце 1948 года было предоставлено гражданство. Этим были признано фактически, что план создания чисто еврейского государства в Палестине, по существу, провалился.
Дальнейшее развитие только дополнительно усугубило эту проблему. Алия из стран Восточной Европы и Советского Союза привела в страну более миллиона евреев, которые кардинально отличались от уже укоренившегося населения Израиля. То же самое можно сказать об алие из Марокко. Израильское общество окончательно утратило даже относительную однородность. В одном месте жили евреи палестинские и немецкие, американские и английские, советские и марокканские, а кроме этого еще и арабы-палестинцы.
Но и это еще не все. В числе алии, в составе еврейских семей приехали в достаточно большом количестве неевреи. Только русских, по данным израильского правительства, в Израиле сейчас насчитывается около 200 тысяч человек. Это примерно 4% населения страны. То есть, из каждых ста израильтян четыре человека являются русскими. Из них далеко не все хотят принимать гиюр.
Итак, создалось волей обстоятельств парадоксальное положение. Все знают, что Израиль – это еврейское государство. Но в то же время имеют место быть факты, которые это представление подрывают. Например, то, что русские граждане Израиля не хотят становиться евреями, то есть ассимилироваться, и желают оставаться русскими.
Тут мне скажут, что я не прав, и что план создания еврейского государства удался, потому что сегодня еврейское население в Израиле абсолютно преобладает. Что же, с этим не поспоришь. Так оно и было. Действительно, когда началась массовая алия в Израиль, с разных концов света, еврейское население стало преобладать и намного превысило по численности арабское население. Однако это так и не отменило главной проблемы для Государства Израиль, появившейся в 1948 году. Эту проблему можно сформулировать так: проблема признания того, что в Израиле могут жить и неевреи.
Какое, спрашивается дело до этого парадоксального положения россиянам? Любой израильтянин может задать этот вопрос. И это законный вопрос. Дело нам до положения русских в Израиле точно такое же, как и израильтянам до положения евреев в России. Мы, русские, имеем полное право поддерживать хотя бы морально своих соотечественников за рубежом. Поэтому положение русских граждан Израиля нам интересно. Вот в рамках этого права поддержки соотечественников за рубежом позвольте мне высказать несколько мыслей по поводу этой проблемы. Принимать их к сведению, или нет – это уже дело израильской стороны.
Первое. На мой взгляд, стремление израильского правительства создать государство только для евреев, наносит колоссальный вред самому государству. Из каких бы благих побуждений правительство не стремилось к этому идеалу, на практике получается так, что в стране часть населения не пользуется всеми правами граждан. Или живет, но не имеет гражданства, а следовательно, не имеет гражданских прав и не пользуется защитой государства, в силу национального происхождения или исповедуемой религии.
Тут не нужно быть выдающимся политиком, чтобы понять простую истину: таким людям такое положение понравиться не может в принципе, и они будут вести борьбу за то, чтобы гражданские права приобрести. Не в этом ли заключаются корни арабо-израильского конфликта и противостояния Государства Израиль и Палестинской Автономии?
И такая политика только создает врагов Израилю, как внутри его, так и вовне. Это, конечно, не может не сказаться на политическом положении в стране, на международной ситуации в регионе, и на безопасности жителей Ближнего Востока всех национальностей.
Второе. У ортодоксальных евреев есть мнение, что евреи со всего мира должны собраться в Израиле. Чем более еврей ортодоксальный, тем категоричнее звучит у него это требование. Не должны, мол, евреи жить в других странах, и все тут!
Оставим в стороне теологические тонкости и посмотрим на эти взгляды с практической политической точки зрения. Нет нужды говорить, что подобные взгляды оказывают определенное влияние на политику израильского правительства. Например, в вопросе о гражданстве. Ортодоксальные евреи выступают против новых поправок, предоставляющих израильское гражданство солдатам, принявшим упрощенный гиюр, спортсменам. Вне всякого сомнения, давление ортодоксов заставило Ариэля Шарона заговорить о новой волне алии из стран СНГ, в первую очередь из России. Еще один миллион репатриантов, и все проблемы Израиля будут решены.
Не знаю, как ортодоксы, а вот я лично сомневаюсь, что Израиль в обозримом будущем сможет принять не то что миллион, а хотя бы даже сто тысяч репатриантов. Причина тому проста: их нужно где-то расселить, обеспечить продовольствием, водой, медобслуживанием, обеспечить работой и социальными услугами. До соглашений в Осло вариантом, не лучшим, но вполне приемлемым, были еврейские поселения. Но теперь, из-за изменившейся политики, этот путь теперь стал неприемлем как для правительства, так и для самих репатриантов.
Если и дальше нужно будет расширять еврейские поселения для приема новых репатриантов, то это приведет к нарушению Израилем взятых на себя обязательств, и к ухудшению внешнеполитического положения, усилению дипломатического давления. Да и среди репатриантов вряд ли найдется много охотников жить в прифронтовой полосе.
Кроме того, имеются проблемы с трудоустройством. После политики Беньямина Нетанияху экономии государственных средств, которая торпедировала программу создания новых рабочих мест, вряд ли Израиль сможет быстро создать достаточное количество рабочих мест для трудоустройства репатриантов. К тому же, есть негативный опыт трудоустройства алии из СССР и деквалификации врачей, инженеров, ученых.
Все это вместе: проблема жилья, трудоустройства, питьевой воды и многое другое, заставляет сказать, что надежды правительства Израиля и ортодоксальных партий на новую массовую алию – в настоящий момент не более чем утопия. Причем опасная утопия, чреватая труднопредсказуемыми последствиями для страны.
Если новая алия все же состоится, то она не принесет ожидаемого решения национального вопроса. Вместе с евреями, в составе семей снова поедут русские, украинцы, белорусы, татары и много кто еще. Численность тех же русских в Израиле от этого только вырастет.
Третье. Неясно, почему гражданином Израиля не может быть, например русский христианин или араб-мусульманин. Сегодня в мире практически не осталось мононациональных в строгом смысле этого слова стран. Практически все страны, особенно развитые, многонациональны, имеют национальные меньшинства. И в большинстве этих стран национальное большинство неплохо уживается с меньшинством. Если национальные меньшинства не притесняются, имеют гражданские права в полном объеме и полную свободу для сохранения своих национальных особенностей, то представители этих меньшинств являются хорошими и надежными гражданами.
Может быть, правительство Израиля опасается нелояльности граждан-неевреев по религиозным соображениям? Вот чего-чего, а этого в Израиле бояться не стоит. В Иерусалиме сосредоточены святыни трех ведущих религий. Никакой по-настоящему верующий человек не допустит их поругания, от кого бы такая угроза не исходила.
Почему бы в таком случае не признать самой возможности проживания в Израиле христиан и мусульман, и не признать, что эти люди могут быть полноправными гражданами страны? Ведь это не отменяет прав евреев, само присутствие христиан или мусульман не запрещает евреям читать Талмуд и ходить в синагогу. Это признание не отменяет того, что Израиль – это, в первую очередь, еврейское государство.
К слову сказать, русские граждане Израиля не требуют слишком многого, совсем не требуют себе исключительных прав. Они требуют, чтобы им разрешили быть русскими. Только и всего.
В любом случае, само по себе ущемление прав людей порождает враждебное отношение к государству и желание бороться против него, чем бы такое ущемление не оправдывалось. Это обстоятельство израильскому правительству было бы совсем нелишне учитывать.
Итак, израильское правительство, конечно, может упорно отказываться от признания прав национальных меньшинств своей страны, будь то русские, или кто еще. Оно может упорно строить государство только для евреев. Но в этом стремлении оно может подорвать само государство и поставить его на грань катастрофы.
Есть путь построения мононационального государства для евреев. Если идти по этому пути, то прав русских граждан Израиля можно не признавать и пытаться исправить положение приездом евреев из России. Также как и не признавать вообще прав и самого факта существования национальных меньшинств в стране. Однако этот путь гибельный. Израиль не может, по чисто экономическим причинам, принять новую алию. Она только обострит и без того напряженные социальные отношения, и даст новый толчок арабо-израильскому противостоянию. Непризнание прав национальных меньшинств рано или поздно толкнет их в стан недругов Израиля. В общем, это путь обострения противоречий, углубления социального кризиса и эскалации насилия.
Противоположный же путь требует признания того, что в Израиле живут не только евреи, и признания гражданских прав национальных меньшинств, а также их права на национальную самобытность.