Русские в Киргизии: "исчезающий вид"?
Русских здесь становится с каждым годом все меньше
Киргизия, страна исполинских гор и алых маков у озера Иссык-Куль, уже давно не находится в центре внимания широкой российской общественности. Эта бывшая советская республика не имеет общей границы с Россией, от которой ее отделяют территории других ныне суверенных среднеазиатских республик. Но и здесь, как и на остальном т.н. "постсоветском пространстве" существует пресловутый "русский вопрос". По мнению компетентных обозревателей, сейчас он сводится к тому, что русских в Киргизии становится с каждым годом все меньше.Примерно до середины 2000 года русские являлись второй по численности, после киргизов, национальной группой. Однако после известных событий начала 1990-х годов начался массовый отток русского населения из Киргизии. За период с 1990 по 2000 годы, только по официальным данным российского посольства в этой стране, оттуда эмигрировало свыше 300 тысяч этнических русских. В итоге доля русских в общей численности населения Кыргызстана, составлявшая в 1990 году 21,2% (918 тысяч), сегодня, по оценкам экспертов, сократилась примерно до 12% (520 тысяч), что отодвинуло их на третье место после узбеков. При существующей динамике миграции, по оптимистическим прогнозам, численность русского населения в Киргизии будет сокращаться на 1 процент каждый год.
Но те, кто думает, что это вызвано какими-то особыми антирусскими настроениями местного населения или притеснениями властей, будут не правы. Главные причины феномена русского исхода из Киргизии лежат совсем в иных сферах. Но об этом чуть ниже. А начиналось все в середине XIX века во времена российского царя Александра II. Первые киргизские племена добровольно приняли русское подданство в 1855 году. А уже в 1861 году после присоединения к России северных территорий нынешнего Кыргызстана на киргизской земле появились первые русские поселения. К 1876 году, когда в Россию вошла и южная часть Киргизии, ранее находившаяся под властью Кокандского ханства, приток русских переселенцев значительно усилился. Царское правительство раздавало им земли киргизов, что зачастую приводило к стычкам с коренным населением.
Первыми поселенцами в крае были уральские казаки, целыми станицами переезжавшие в Семиречье, и крестьяне с юга России. Поэтому в Киргизии всегда было много русских крестьян – явление, совершенно не характерное для Средней Азии. В советское время в республику приезжали уже не крестьяне, а специалисты: учителя, врачи, инженеры, высококвалифицированные рабочие. Особенно быстро численность славянского населения Киргизии росла в 1960-е годы. В этот период русское население Киргизии ежегодно увеличивалось на треть.
Но уже в середине 1970-х началась постепенная обратная миграция – возвращение русских в европейскую часть СССР. Причиной тому стало перенасыщение рынка труда; в первую очередь это относилось к элитным должностям. Высшее и среднее образование в Киргизии сделало с 1926 г. такие успехи, что почти во всех гуманитарных областях к началу 80-х гг. специалисты-киргизы могли заменить русских. К 1989 г. по удельному весу лиц с высшим образованием русские в Киргизии отставали от титульного населения почти в 1,5 раза. Правда, это не относилось к предприятиям ВПК, металлургии, машиностроению, техническим научно-исследовательским институтам.
Однако первую по-настоящему мощную волну русской эмиграции из Киргизии вызвали трагические события в городах Узген и Ош летом 1990 года, когда в ходе межнационального вооруженного конфликта между киргизами и узбеками погибло, по некоторым оценкам, до 15 тысяч человек, в т.ч. и немало русских. К этому моменту, 70% русских в Киргизии жили в городах, причем больше половины – во Фрунзе (ныне Бишкек). Сельским хозяйством занималась всего одна десятая их часть. После распада СССР в 1991 году русские были вынуждены вживаться в роль и статус этнического меньшинства. Но, как показало время, успешной адаптации не получилось – сейчас русские в Киргизии играют весьма скромную роль в политической, общественной и культурной жизни. Пик миграции пришелся на 1994-1995 гг. В этот период по масштабам оттока русскоязычного населения страна вышла на первое место среди бывших республик СССР.
Часто считается, что едва ли не главную роль в эмиграции русских из Киргизии сыграла отмена русского языка как официального. В советское время более 70% славян (русских, украинцев, белорусов) совершенно не знали киргизского языка. Только 1,2% русского населения свободно владело местным языком. Преподавание киргизского было отменено в русских школах еще в 1960-е годы, тогда же на русский перевели все делопроизводство. Таким образом, вплоть до принятия Закона о языке (сентябрь 1989 г.) русские жили в атмосфере относительного "языкового комфорта".
Согласно принятому закону, единственным государственным языком Кыргызской Республики объявлялся кыргызский, на который предполагалось в кратчайшие сроки перевести все деловое, научное и официальное общение в пределах республики (со временем срок полного перехода на кыргызский передвинули – сначала на 2000 г., потом на 2005 г.). Истинный смысл этого акта, естественно, лежал совсем не в языковой плоскости. Началось вытеснение русских из смешанных коллективов, отмечался и бытовой национализм, психологически давивший на русских. К 1994 г. в числе руководителей крупных предприятий русских не осталось вообще. Этнические русские оказались, за редким исключением, оттеснены с позиций, позволявших влиять на происходящее в обществе. Введение экзаменов на знание государственного языка для государственных служащих практически закрывает доступ в органы власти для "инородцев". Сегодня русские в Кыргызстане в основном работают в так называемых сложных областях управления, где требуется специфическое образование и опыт, занимая свою профессиональную нишу в тех сферах, где необходимы специальные знания.
И все же основные причины массовой миграции русского населения из Киргизии в Россию и другие страны лежат в социально-экономической сфере и отчасти в росте напряженности на южных границах страны, проходящих по пресловутой "дуге нестабильности" в Центральной Азии. Сначала был крах промышленных предприятий, безработица, рост преступности. Киргизы уже не гнали русских в Россию, а сами туда устремились в поисках стабильности и куска хлеба. На этом фоне уже никого не удивлял процесс миграции русских в Россию. Срабатывал не этнический момент, а желание нормальной стабильной жизни и работы, а также инстинкт самосохранения, вызванный внешними событиями. Очередным толчком стала "баткенская война" с боевиками Исламского движения Узбекистана, которая шла в летние месяцы 1999 и 2000 гг. на южной границе Киргизии. 11 сентября 2001 г. оказалось следующим толчком ввиду потенциальной угрозы от исламских террористов. В последние годы отмечается и т.н. внутренняя миграция русских в Киргизии – из южных районов в северные.
Последствия массовой эмиграции русских не замедлили сказаться на киргизской экономике. Рабочие места, которые освободились с их отъездом в непроизводственной сфере, пустовали недолго, но вот собственных квалифицированных инженерно-технических работников Киргизии, как выяснилось, катастрофически не хватало. Президент Акаев был вынужден пойти на известные уступки русскоязычному населению, чтобы предотвратить новые волны миграции. Так, в 1993 г. был открыт Славянский университет в Бишкеке, в 1994 г. появился Указ о мерах по регулированию миграционных процессов, который предусматривал применение русского языка в качестве официального на тех предприятиях, где большинство коллектива – русскоязычные, расширение представительства славян в органах управления государством и т.д. Массовое бегство русских, действительно, несколько пошло на спад, хотя решающую роль в этом, видимо, сыграли другие факторы. Член политсовета оппозиционной партии "Ар-Намыс" Эмиль Алиев полагает, что, "принятые в 2000 году Указ президента страны "О дополнительных мерах по регулированию миграционных процессов в Кыргызской Республике" и Закон "О русском языке" являлись не более как политическим ходом, преследующим определенные цели в преддверии приближавшихся президентских выборов.
В настоящее время политических причин для отъезда русских из Киргизии вроде бы нет. В 2000 году парламент Киргизии по инициативе президента Акаева узаконил русский язык в качестве второго государственного. Это было сделано не в угоду официальной Москве, а ввиду реалий жизни, в которой русская речь используется повседневно и повсеместно. Русскоязычные средства играют в республике ведущую роль. Местные русские газеты самые многотиражные и самые читабельные. "Комсомольская правда", "Аргументы и факты", "Московский комсомолец" имеют в Бишкеке свои представительства. Есть корпункты ИТАР-ТАСС и Интерфакса. Телепередачи ОРТ и РТР доступны всему населению, они идут в метровом диапазоне. Местные телеканалы дециметрового диапазона ретранслируют НТВ. В Бишкеке внедрена платная кабельная сеть, которая делает доступными все ведущие российские и европейские телеканалы. Иначе говоря, в этом смысле нет никаких проблем.
В киосках продается целое море российских изданий в широком ассортименте, от "СПИД-ИНФО" до "Желтой газеты". Нет проблем и в сфере образования. Каждый русский ребенок в Киргизии имеет возможность получать образование на родном языке. В маленькой стране более 43 местных университетов и 7 филиалов российских вузов. Есть и иностранные университеты – американский, турецкий, кувейтский. В каждом из них преподают на русском языке. Самым престижным и самым качественным из вузов считается Славянский (Кыргызско-Российский) университет.
И все же отток русских на историческую родину продолжается. Остановить его можно лишь в том случае, если превратить киргизский "остров демократии" во вторую Швейцарию. Но в это уже мало кто верит. Многих русских в Кыргызстане пугает оторванность от бывшей метрополии в лице России. Они боятся, что в одночасье могут стать изгоями, так называемыми "людьми второго сорта", как это уже случилось в некоторых республиках бывшего СССР. Они считают, что в настоящее время никто и ничто не способны обеспечить им гарантии безопасности и стабильности.
В данный момент на отъезд из Киргизии ориентировано около 40% русских-горожан и более половины жителей русских сел. То, что крестьяне стремятся уехать в первую очередь, вполне объяснимо. Они гораздо больше страдают от произвола администрации на местах, от “царьков” местного масштаба – акимов, сельских старост, среди которых почти нет русских (русские составляют всего 7% и в местных советах). Как показывают опросы, адаптироваться в условиях независимой Киргизии, в частности, выучить язык, пытаются не более одной пятой всех русских. Остальные ориентированы на отъезд (63%). То, что происходит сейчас на юге Киргизии, заставляет предположить, что, если новой волны миграции в обозримом будущем и не будет, то только потому, что у большинства "потенциальных мигрантов" уже нет финансовой возможности уезжать.
Не собираются пока покидать Киргизию, как правило, рабочие с высокой квалификацией, люди, занятые физическим трудом в городе, или представители т.н. "производственной" интеллигенции. Большей частью они имеют друзей среди киргизов и узбеков, работают в смешанных киргизско-русских коллективах, более или менее владеют киргизским языком, многие из них считают Киргизию своей родиной. У киргизов всегда вызывали восхищение те русские, которые свободно говорили на киргизском. До сих пор здесь с уважением вспоминают академика Юдахина, автора киргизско-русского словаря и великолепного знатока киргизской лингвистики. Такие личности были единичными, но они были. Сейчас среди славян тоже встречаются носители киргизского языка, их в общем ценят, дают высокие должности. Например, Александр Костюк – министр сельского хозяйства Кыргызской Республики. Есть и другие подобные примеры. У русских, нацеленных на адаптацию к дальнейшей жизни в Кыргызской Республике, появляются новые штрихи в психологии и поведении. Конечно, о полной ассимиляции говорить не приходиться, но определенные тенденции в этом направлении просматриваются.
С другой стороны, потребность страны в специалистах – то, что дает русским в Киргизии возможность выжить, – не бесконечна. В Киргизии существует и постоянно развивается база для вполне современной системы высшего и среднего специального образования. Рано или поздно молодые специалисты-киргизы вытеснят русских из производства, научных институтов и наукоемких отраслей. Уже сейчас год от года русские все острей ощущают конкуренцию на рынке труда с их стороны. Таким образом, приходится сделать вывод, что реальной экономической базы для того, чтобы русская диаспора в Киргизии развивалась дальше – пока нет.
Наконец, можно предположить, что в будущем в Киргизии, как и в других странах региона, на смену нынешней светской элите, выросшей из партаппарата времен СССР и глав "сильных" родов, придет новое поколение. Это будут либо новые светские лидеры, получившие образование в США, Великобритании, Канаде, Германии, либо лидеры исламские, обучавшиеся, в свою очередь в Турции, Саудовской Аравии или Иране. В зависимости от того, какая партия возобладает, возможны несколько сценариев, но ни при одном из них русские особо не выигрывают.
В данный момент следует признать, что русские в Киргизии, как и в других странах Средней Азии, не в полной мере способны сами эффективно защищать свои интересы. Подавляющее большинство русского населения, согласно данным опросов, даже не знает о деятельности русских центров, хотя и очень нуждается в организации, которая могла бы помочь им защитить свои права. Существующие в Киргизии русские объединения в основном занимаются вопросами миграции. В связи с обострением миграционной ситуации в Кыргызстане России придется весьма плотно заниматься решением проблемы русских в Киргизии (как и Средней Азии в целом). В 1998 году в Кыргызстане было открыто представительство Федеральной миграционной службы (ФМС) России, призванное упорядочить миграционные потоки между двумя странами.
По данным представительства, миграция в Кыргызстане сегодня заметно помолодела. Если в первой половине девяностых годов в Россию уезжали преимущественно люди старшего возраста – к родственникам, детям, для воссоединения семей, то ныне с насиженного места снимаются или готовы сняться немало граждан 1965-1970 годов рождения. По профессиональному признаку – это преимущественно водители, строители, инженерно-технические работники, педагоги, медицинский персонал. В общем, те, чей труд становится сегодня невостребованным в Кыргызстане.
Как известно, в России с учетом сложной демографической ситуации в настоящее время создаются эффективные механизмы для стимулирования возвращения русских из бывших советских республик на историческую родину. В начале 2001 года президент России В. Путин подписал Указ "О представительствах Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ за рубежом", согласно которому филиалы ФМС в ряде бывших республик СССР, в т.ч. Киргизии, получили статус практически вторых посольств. Только за три года работы ФМС России при посольстве РФ в Кыргызской Республике в это представительство по тем или иным вопросам обратилось около 250 тысяч человек.
Итак, быть русской общине в Киргизии или нет? Ответ на этот вопрос зависит от многих факторов. Но многие в Киргизии, как киргизы, так и представители других национальностей, все же выражают надежду, что до полного исчезновения русских из их республики дело никогда не дойдет.