logo

Хлебные крошки

Статьи

Русский мир
Культура

Подготовил Сергей Сокуров

Русские в Молдове

Взгляд через призму истории

Редакция "Союзной Газеты" намеревается разместить на страницах издания ряд очерков о жизни русской диаспоры" в этой, ставшей в прошлом десятилетии независимой республике, о "русском вопросе" в ее пределах, о проблемах этнических русских. Очевидно, такая подборка должна открываться историческим экскурсом под небо Молдавии. В проводники мы выбрали русского молдаванина Вячеслава Матвеева, чья развернутая работа на тему, вынесенную в заголовок, увидела свет почти десять лет тому назад в "Голосе Родины" (№ 10, 1994). За это время Молдова изменилась. Молдаване уже не те, что были в начале 90-х, и русские ее граждане дышат по-другому. Но истории расселения последних к востоку от "Днестра и их укоренения между Днестром и Прутом, оставшаяся в чернильных и печатных строках хроник и документов, уже, как говорят, "не вырубить топором". История не стареет. Работу исследователя мы публикуем в сокращении. Еще до разделения древнерусского этноса (восточных славян) часть его проживала в междуречье Прута и Днестра под защитой крепостей (VI век). Позже здесь, рядом с романским населением, мирно сожительствовали славянские племена уличей и тиверцев; участвовали в походах Олега и Игоря на Византию. Зная местный язык романского корня, тиверцы были "толковинами" в переговорах с "ромеями". Легенда о Драгоше, основателе Молдавского государства, зафиксировала здесь славянское население в образе Яцко. В 1812 г. Бессарабия была присоединена к России, что диктовалось стратегическими соображениями в планах освобождения народов Балкан. Но и за век до этого события, в связи с расколом Русской Православной Церкви, в Молдову массово переселялись старообрядцы. После Прутского похода Петра I здесь осело множество русских солдат и крестьян, смешавшихся с местным населением. Старообрядцы же сохранили свою общность. Их первые поселения – селения Кунича, Сарково. Из запрутской Молдовы также переместилась группа старообрядцев, – в Орхейский цинут. В Северной Буковине их единоверцы основали селения Липованы и Белая Криница (около 1783 года), Перепись в Молдавском княжестве 1774 г. выявила в ряде сел Бессарабии группы беглых русских украинских крестьян, которых обозначили терминами "рус", "русул". После 1812 г. русское правительство переселило в этот край еще 2000 старообрядцев, к ним опять присоединились запрутские. Небольшие группы русского населения проживали в Яссах, гг. Бырлань, Ботошань. Еще в I711 г. султанское правительство разрешило поселиться в устье Дуная казакам-некрасовцам (1500 домов в трех селах). На левобережье Днестра русские основали селения Терновка, Чобручи, Незавертайловка, где в свое время дислоцировалась екатеринославская конница. Демобилизованных в 1800 г. зачислили в крестьянское сословие. Миграционную политику активно проводил адмирал П.Чичагов, командующий Дунайской армией, который в 1812 г. переселил из-за Прута в окрестности Измаила множество русских семей. Русскому человеку свойственно поддерживать как свое национально-православное направление в общественной жизни, так и национальное развитие других народов, соседей. С таким настроением пришли и первые русские переселенцы в Молдову. Позднее для самобытного существования они объединились в светские общины, Особенно эта тенденция была свойственна русскому мещанству в городах, в середине XIX века. Количество членов таких обществ достигало 5,5 тысяч из 52-тысячного населения города Кишинева, например. Общины объединял дух веры, взаимопомощи, национальные и культурные традиции. Выросло и дворянское население края. Это были в основном военные, проходившие службу в Бессарабии, в Тирасполе. Некоторое количество представителей этого сословия были штатскими. Их вклад в развитие общественной жизни был несоизмерим с их количеством. С появлением фабрик и заводов приток рабочих увеличил долю русского населения. В I860 г. в Кишиневе насчитывалось 8,8 тысяч русских, благодаря чему столица края превратилась в один из заметных городов Российской империи с гимназиями, мощеными дорогами, спроектированными парками. В 1897 г. в России была проведена всеобщая перепись населения. Из 155 тысяч русских Бессарабии 47 тысяч человек было занято в сельском хозяйстве, более 19 – в промышленности, почти столько же в торговле, 2,5 тысячи составили духовенство и чиновники, 8,6 тысяч – военные. На рубеже XIX и XX вв. мир претерпевал значительные изменения, обострялась международная обстановка, что повлекло за собой рост значимости Бессарабской губернии как форпоста России для ведения боевых действий на Балканах. Здесь начали концентрироваться вооруженные силы, обслуживающий их персонал. Однако первая мировая война покосила немало русских людей, ушедших из Бессарабии на фронт, а в 1918 г. этот край оказался в составе Румынии. Это изменило статус русского населения. Кто мигрировал, кто, наоборот, бежал от красных сюда. В целом, значительного оттока русских не зафиксировано. Русское население насчитывало 134 тысячи. Новая перепись, проведенная в Румынии, показала, что русских в междуречье Прута и Днестра 351 тысяча, из них 99,5 тысяч жили в городах, остальные – в сельской местности. В Измаиле, Килии, Вилково число русских превышало половину от общего числа населения. Значительные группы русских жили в Кишиневе (19,6 тысяч человек), Бендерах, Аккермане, Хотине. "Борьба классов", террор карающих органов, коллективизация способствовали бегству людей из СССР в Румынию. К примеру, за квартал 1932 г. Днестр перешли более 4500 человек. В это время русские в образованной АМССР составляли 8,5% населения. В запрутской Молдове липоване продолжали сохранять свою самобытность. Всего там насчитывалось 3 тысячи русских. Вторая мировая война опять покосила народы, в том числе русских Молдовы. Но после присоединения Бессарабии к СССР русское население стало, вновь расти, особенно значительно в 50-60-е годы, затем началось его сокращение (с 1976 года). Процесс массового отъезда в годы "перестройки" нанес республике большой урон в хозяйственной, культурной, образовательной сферах деятельности человека. На это наложились личные трагедии, так как только в городах было 34,4% межэтнических семей. Русские в них уже вжились в молдавскую этническую среду, стали считать Молдову своей второй родиной. Языковые проблемы, крушение экономики, обнищание масс – вот причины того, что значительная часть русских настроена на отъезд в Россию. Как правило, в семьях эти настроения находят поддержку. Ведь каждый русскоговорящий в глазах заангажированных "коренных" (а таких немало, они делают "погоду") остается "мигрантом", хотя его предки жили здесь веками.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie