Русские в Париже
Найти общего знакомого в Париже легче, чем в Москве
Все чаще и чаще Францию называют страной иммигрантов. Следуя своим демократическим традициям, она всегда давала убежище политическим беженцам, не делая различия по расовым признакам, и собирала под свое крыло абсолютно всех изгнанников. Во Франции практически отсутствует расизм, так как французской нации, как английской или немецкой, не существует. Живя под общей крышей, говоря на одном языке, французы все же живут своими региональными традициями, сохраняют местные диалекты, на которых общаются только внутри своего региона. К примеру, бретонцы отличаются от нормандцев даже внешне. И уж никак их нельзя спутать с эльзасцами, а от южанина их можно отличить даже с закрытыми глазами. Это нечто, напоминающее Соединенные Штаты, только с глубокими историческими корнями и богатейшей культурой.Иммигранты заселяют, в основном, крупные города. Коренные французы стараются жить подальше от индустриальных зон и загазованной агломерации. Живя в неотдаленных окрестностях Парижа, к примеру, они ездят в свою столицу либо на работу, либо на сезонные распродажи два раза в год, либо для посещения культурных и увеселительных заведений. По вечерам Париж становится пустынным. Там можно увидеть в этот час только слоняющихся африканцев, арабов или туристов. Конечно же, бросаются в глаза лежащие повсюду в коробках или спальных мешках бездомные – клошары. Приехавшие для развлечений коренные французы пешком не ходят, а проезжают со свистом по широким, свободным ночью от пробок бульварам. Единственная авеню, вечно кишащая людьми вплоть до самого рассвета, – это Елисейские Поля.
Основная масса жителей Парижа – это иммигранты. Уехавшие из России евреи называют себя русскими. Благодаря своей природной целеустремленности, они достигают больших высот на благоприятной французской почве. Русские общины собираются исключительно на религиозной почве. Да и то разделились на два фронта из-за церковных противоречий. В основном, это выходцы из России первой волны эмиграции. Выходцы из СССР к общинам почти не примыкают и в Бога мало верят. Селятся русские иммигранты повсюду, отдавая все же предпочтение престижным и безопасным районам. Дети русских иммигрантов начинают терять русские корни, а внуки совсем превращаются во французов, не владея даже русским языком и не зная русской истории.
Уверенно оттесняя японских конкуренток, все чаще и чаще русские женщины становятся украшением французских семей. Французские мужчины ценят скромность их запросов, покладистость, чистоплотность и, конечно же, природную красоту. Но предложение сейчас во много раз превышает спрос. Молоденькие русские студентки, приехавшие "учиться", не теряются. Обладая достаточным временем, они выискивают в своей среде достойного кандидата, хорошенько его влюбляют в себя и начинают лепить своего спутника жизни.
Наткнуться в Париже на русскую фамилию очень даже несложно. Выходцы из России двигали французский прогресс наравне с французами. Марка автомобилей "Ситроен" известна во всем мире как французская, но не каждый знает, что Андрэ Ситроен был русским евреем. Французский спорт в последнее время держится, в основном, на иммигрантах и их детях, в числе которых, конечно, блещут такие имена, как Марина Анисина, Юрий Джорккаефф… Французское искусство во многом формировалось выходцами из России. Под куполом помпезного здания Оперы в самом центре Парижа летают коровы Марка Шагала.
На Сержа Гинзбурга сейчас равняются все французские музыканты. Успех Гинзбурга был просто феноменальным. Он имел признание во всех слоях общества. А ведь сам Гинзбург называл себя русским евреем. Его родители покинули Крым из-за "ужаса большевизма". Настоящее имя Сержа Гинзбурга – Люсьен Гинзбург.
Большой успех и признание публики имел Мишель Полнарефф. Сейчас он перебрался в Лос-Анджелес, ускользнув от французского налогообложения. Переезд в Америку положил крест на его карьере, но популярности Мишель не утратил. По радио продолжают гонять его старые песни. В конце 1999 года на французском музыкальном рынке появился новый сингл Пономарева, который имел большой успех и подтвердил признание и любовь французской аудитории. Иногда артисты скрывают свои корни, прикрываясь псевдонимами. Для примера можно взять такие имена, как Саша Дестель или Шарль Азнавур.
Французская архитектура тоже не обошлась без иммигрантов. Смелый проект засадить нулевой меридиан, проходящий по французской земле, принадлежит архитектору с русскими корнями, творящему под фамилией Шеметов. Теперь, пролетая над Францией, можно лицезреть этот меридиан воочию в виде зеленой полосы.
Плодотворно трудятся во Франции русские художники. Французы вкладывают свои средства в художественные ценности, приобретая произведения именно русских авторов. Дело в том, что в поисках новых средств выражения, в постоянных попытках найти все более современный стиль, создать новое суперпередовое течение и находиться в авангарде мирового искусства французская школа живописи утратила свои прежние традиции. И если в России продолжает существовать традиционная программа обучения, классическая школа, то во Франции научиться чему-то стоящему уже невозможно. Французские живописцы иногда просто даже не владеют рисунком, считая самым важным концепцию, а не умение рисовать. Современного французского автора легко можно угадать по ошибкам в пропорциях и построении перспективы, неумении смешивать краски. Зато сколько снобизма! Поехать поучиться в Россию им амбиции не позволяют. В свое время русский еврей Марк Шагал покорил Париж. Французы даже доверили ему расписать потолок в одном из выдающихся шедевров своей архитектуры – здании Оперы. Сейчас подражания Шагалу уже не вызывают прежних эмоций. Нынче французский обыватель предпочитает потратить свои сбережения на приобретение идеально прописанной, красивой картины классической школы. Тем более что умеренные цены вполне устраивают скупых французов. Вот и преуспевают на французской почве русские таланты, заполняя этот вакуум. Сейчас на слуху такие фамилии, как Золотцев, Целков, Зеленин. Особенно нужно выделить Сергея Тутунова, имеющего колоссальный успех. Его персональные экспозиции, устраиваемые несколько раз в год в пригороде Парижа, притягивают настоящих покупателей, приезжающих приобрести "новоиспеченные" шедевры. В конце экспозиций остаются практически голые стены. Конечно, к своей славе Сергей пришел не сразу. Его путь на французской земле длится уже тридцать лет. А вот художница с белорусскими корнями Татьяна Прокопчик начала свой путь во Франции всего шесть лет назад, но уже получила признание ценителей, съезжающихся на ее персональные выставки. В ее работах чувствуется женская рука. Нет детали, в которую она не вложила бы душу. Именно идеальная проработка ее полотен ценится посетителями экспозиций, подолгу разглядывающими одно полотно за другим в восхищении. Татьяна творит под фамилией мужа – в Париже ее знают как Татьяна Рожкова. Ни один француз еще не смог правильно произнести фамилию Прокопчик, тем более ее запомнить. А для художника важно, чтобы его помнили и о нем говорили.
Иностранные имена – не редкость среди французских политиков. Сами иммигранты к политике не допускаются, но уж их детям дорога открыта. Достаточно упомянуть недавнего премьер-министра с явно не французской фамилией – Пьер Береговой.
Сами иммигранты остаются рабочей силой до конца своих дней. И если переселенцев из Африки берут только на грязные работы, то иммигранты из цивилизованных стран Восточной Европы трудятся на чистых, хотя тоже низкооплачиваемых работах. Для работы продавщицей в магазине сейчас необходимо знание второго языка. Предпочтение отдается английскому, русскому и японскому. Практически в любом магазине Парижа можно встретить русскоговорящий персонал. В одном случае русских продавщиц нанимают с целью дурачить туристов из бывшего Советского Союза, как в магазине "музей духов Фрагонар", а в другом случае – помогать русскоговорящим клиентам в оформлении документации на освобождение от государственного налога, что дает возможность экономить время, силы и деньги.
Как пример беспошлинного магазина в самом центре Парижа можно взять "Duty Free Shop KAM’S". В этом магазине можно получить скидку сразу, на месте, а не в аэропорту, как после покупок в других парижских магазинах. В "KAM’S" работают бок о бок двадцать японских продавщиц и четверо русских. Бываю моменты, когда, находясь в этом парижском магазине, ощущаешь себя не иначе, как в Москве, настолько много заходит русскоговорящих клиентов, съезжающихся в Париж со всех концов земного шара. Кстати, "KAM’S" любят посещать не только туристы, но и русские, постоянно проживающие во Франции. Дирекция магазина решила делать специальные скидки для работников российского и белорусского посольств. Специальными скидками пользуются танцовщицы и танцоры изо всех известных французских кабаре – при условии, что они говорят по-русски. Сейчас в "Moulin Rouge", "Lido", "Crazy Horse", "Creschendo" и "Nouvelle Eve" танцуют русские. Конечно же, русские танцоры собираются на тусовку не только в "KAM’Se". Ведущий танцор из "Paradis Latin" – Владимир – организовывает каждый месяц шоу-дискотеку "Russian Club". Эта дискотека стала излюбленным местом тусовки русской молодежи в Париже. Пока что это единственная постоянная дискотека для русских, имеющая успех. По ее подобию 2 марта на корабле "Конкорд Атлантик" всю ночь звучали русские песни. 7 марта в ресторане "Арарат" прошел вечер караоке, где пели только русские песни. В рестораны "Распутин" и "Петроград" приходят послушать цыганские песни на русском языке.
Русский Париж был всегда. Найти общего знакомого в Париже легче, чем в Москве. А может, люди на чужбине больше ценят любые знакомства, а русский язык играет роль путеводителя.