logo

Хлебные крошки

Статьи

Виталий Журавлёв
В сетях "Русского мира"
Политика
Россия

Виталий Журавлёв

Русский мир как цивилизация

и роль Русской Православной Церкви в сохранении и развитии Русского мира

Принципиальным моментом в концепции «Русского мира» является то, что его необходимо рассматривать как Русскую цивилизацию, то есть использовать цивилизационную парадигму и концепцию многополярного мира.

В отечественной и мировой науке эта концепция разрабатывается, начиная со второй половины XIX века, русскими и зарубежными учёными, такими как Н. Данилевский, К. Леонтьев, Н. Трубецкой, Н. Устрялов, П.Сорокин; О.Шпенглер, А.Тойнби, С. Хатингтон и другие авторы. В настоящее время многополярный цивилизационной подход продолжает оставаться мейнстримом общественно-социальной мысли России и зарубежья.

Принципиальным является то обстоятельство, что цивилизационный подход релевантно объясняет современные и исторические события. Исследования историков, социальных философов, политологов, социологов, экономистов, антропологов и др. специалистов в области социальных и гуманитарных наук в рамках цивилизационного подхода не противоречат, а взаимно дополняют друг друга, что позволяет целостно описывать исследуемую социальную реальность.

Когда в рамках цивилизационного подхода говорится о Русском мире, то тем самым признаётся, что он обладает русскими культурными кодами, религией, традицией, языком, национальным характером, представлением о добре и зле, отношением к собственной и мировой истории и т.д.

Русский мир как Русская цивилизация означает признание исторической непрерывности русской государственности, начиная со времени Киевской Руси – Московского царства – Российской империи – Советского Союза – и заканчивая нынешней Российской Федерацией и интеграционными процессами постсоветского пространства.

Русский мир как цивилизация, не может развиваться вне определённого пространства, вне определённой территории. У русских есть своё географическое сознание, которое говорит о том, что есть Русская Родина и Русский дом. Русские имеют свою историческую территорию - евразийское постсоветское пространство, на котором развивалась русская политическая история, на котором формировался антропологический и этнографический тип русского человека, особенности его психического характера, которое обеспечивает экономическую основу бытия и воспроизведению русского мира в физическом и духовном смысле.

Из этого следует, что безопасность Русского мира обеспечивается безопасностью его культурных кодов и безопасностью его территории, будь то безопасность военно-политическая, экономическая или экологическая.

В тоже время, начиная с 90-х гг. ХХ века в ряде статей российских авторов появилась интерпретация «Русского мира» как «сетевой структуры больших и малых сообществ, думающих и говорящих на русском языке». При этом, по мнению авторов, пласты Русского мира — полиэтнического, многоконфессионального, социально и идеологически неоднородного, мультикультурного, географически сегментированного — объединяются через осознание причастности к России.

Понятно, что события, связанные с распадом СССР, политические и геополитические изменения в России, на постсоветском пространстве и во всём мире, вызвали повышенное внимание со стороны российского общества к русской эмиграции и русскому населению, оказавшемуся, помимо своей воли, за рубежом.

Однако, на мой взгляд, использование понятие «сетевая структура» применительно к Русскому миру не совсем корректно. Прежде всего, понятие «сетевая структура» взято из социально-экономической теории, разрабатываемой начиная с 70 гг. ХХ века западными специалистами М. Кастельсом, Б. Лату, Х. Уайтом и др.

При сетевом подходе к анализу социально-экономического поведения фирм и индивидов, экономическая сфера общества рассматривается как совокупность социальных сетей – устойчивых связей, формальных и неформальных отношений, позволяющих индивидуальным и коллективным акторам решать актуальные для них социльно-экономические проблемы. Концепция сетевого подхода состоит в том, что рынок не просто система обмена произведенной продукцией, а сложный сигнальный механизм, который помогает фирмам выбрать и обустроить определенные ниши, не существующие в готовом виде. Они создаются в результате наблюдения и взаимного соотнесения действий.

Субъектами сетевого взаимодействия рынка являются экономические агенты, чей интерес - максимум прибыли через поиск наиболее приемлемых партнёров в производстве продукции и обмене товарами. Это является условием и стимулом развития сетевых связей. Социальное взаимодействие внутри русских общин и между русскими общинами связано не с экономикой, хотя это тоже может иметь место, а прежде всего с сохранением русской идентичности. Но тогда самоорганизация по сетевому принципу, то есть установление самовоспроизводящихся устойчивых связей по горизонтали «a priori» не работает, поскольку отсутствует эффективный стимул и механизм образования социальных сетей.

Как показывают исследования, организация русских общин за рубежом, как и у большинство других эмигрантских сообществ, в основном строится вокруг таких социальных институтов, как церковь, посольство, культурно-образовательные учреждения, СМИ и т.п.

Другим основанием, почему сетевая концепция Русского мира представляется не релевантной, является то обстоятельство, что русскоговорящие сообщества оказываются вне территориальной, вне политической, вне культурной и вне исторической привязки своего существования. Для субъекта «русскоязычной сети» не имеет принципиального значения, какие границы у Русского мира и российского государства, какова роль и значение православия в формировании Русского мира, каковы геополитические факторы существования Русского мира, каков этнический состав Русского мира, его история и т.д.

Дальше возникает онтологический вопрос, если Русский мир имеет характер полиэтнический, многоконфессиональный, социально и идеологически неоднородный, мультикультурный, географически сегментированный, то в чём смысл и суть его существования? Если нет культурных ценностей, исторических традиций, этнического и конфессионального ядра, исторической территории распространения, политической формы организации то к чему сводится существование Русского мира? Только к тому, чтобы какая то часть населения земного шара говорила на русском языке? А о чём на нём говорить без национальной культуры, истории, религии, науки, политики?

Сетевая модель по определению отрицает существование центра и вертикальной интеграции. Сам термин «сетевая структура», на мой взгляд, уже содержит внутреннее противоречие, поскольку понятие «структура» предполагает наличие устоявшейся стабильной формы социальных отношений, а понятие «сеть» предполагает их эвристическую динамическую модель.

Поэтому для описания сетевых процессов, как правило, используются понятия «сетевой подход», «сетевой принцип». Всё сказанное, естественно, не означает, что отрицается сама целесообразность и возможность налаживания горизонтальных «сетевых» связей между русскими общинами за рубежом. Речь идёт о концептуальной модели развития таких связей.

Думается, что более адекватное описание процессов развития Русского мира можно получить через использование принципов неоинституционализма, который сочетает в себе классический институционализм и сетевой подход. Суть его состоит в том, что в обществе как социальной системе существуют определённые системы ценностей, формальные и неформальные правила, в рамках которых функционируют социальные структуры, в том числе те, которые сформировались по горизонтальному сетевому принципу. За счёт единства и определённой иерархии ценностей достигается координация социальных действий, и возникают устойчивые формы социальных связей.

Другим важным моментом в построении Русского мира являются такие основополагающие категории как «центр», «полуперифирия» и «периферия».
Идея о наличии и определенном социальном взаимодействии «центра» и «периферии», локализованных в пространстве и времени, нашла отражение в трудах выдающихся философов и социологов конца XIX – начала ХХ в.: А. де Токвиля, М. Вебера, Ч. Кули, Дж. Сореля, У. Томаса, Ф. Знанецкого, Р. Парка и многих других, притом, что сами исследователи данными терминами, как правило, не пользовались. Из современных исследователей об этом пишет И. Валлерстайн, Э.Гидденс и др.

Применительно к Русскому миру, под «центром» должно подразумеваться то объективное историческое обстоятельство, что Русский мир имеет своё территориальное, духовное и политическое ядро. Всё это соответствует цивилизационной модели Русского мира, духовным ядром которой является Православие. Речь не идёт о том, что Русский мир должен состоять исключительно из глубоко воцерковлённых в Православной вере людей. Речь идёт о том, что Русский мир как цивилизация исторически сформировался на духовно-нравственных основах Русской Православной Церкви.

Православие, как и иные религии, это мировоззрение, обладающее определёнными характеристиками. Оно имеет или имело в историческом прошлом своих носителей, которые вступают между собой в определённые социально организованные отношения.

Русская Православная Церковь осуществляет свою деятельность на основе: а) Священного Писания и Священного Предания; б) канонов и правил святых апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов; в) постановлений своих Поместных и Архиерейских Соборов, Священного Синода и Указов Патриарха Московского и всея Руси; г) Устава.

Для РПЦ и вообще для православия характерна строгая приверженность совокупность догматов — неизменных истин, также являющихся результатом божественного откровения. Основные из этих догматов следующие: догмат троичности Бога, догмат Боговоплощения и догмат искупления.

Отличительной особенностью Русской Православной Церкви является то, что она со времени первых семи вселенских соборов не добавила ни одного догмата к своему вероучению, в отличие от католической церкви, и не отказалась ни от одного их них, как это имело место в протестантизме. В христианстве основным формализованным институтом является Церковь - объединение людей, которые придерживаются одного вероисповедания.
Русская Православная Церковь (РПЦ) включает в себя самоуправляемые Церкви, Экзархаты, епархии, Синодальные учреждения, благочиния, приходы, монастыри, братства, сестричества, Духовные учебные заведения, миссии, представительства и подворья. Как развитый формализованный институт РПЦ имеет централизованную (иерархическую) систему управления, в которой высшими органами церковной власти и управления являются Поместный Собор, Архиерейский Собор, Священный Синод во главе с Патриархом Московским и всея Руси.

Законность и легитимности в иерархическом организационном строении и управлении в православии получило название принципа каноничности. Важнейшей характеристикой каноничности является установление эффективного управления каноническими церковными подразделениями в соответствии с территориальным принципом организации управления. Выстраивание административно-территориальной иерархии христианской Церкви уже во времена принявшей христианство древней Римской империи ориентировалось на административно-государственное территориальное деление.

В истории формирования канонической территории РПЦ исследователи выделяют три продолжительных периода, каждый из которых характеризуется своеобразными условиями канонического и политического существования Русской церкви.

В первый период (988—1449) Русская церковь существует в качестве Русской митрополии — северной периферии канонической территории Константинопольского Вселенского патриархата. Кафедра русского митрополита даже после переноса его резиденции в Москву официально именуется Киевской, поэтому период может быть назван Киевским.

Во второй период (1449—1917) Русская церковь является самостоятельной и самоуправляющейся поместной Церковью, тесно связанной с Русским государством, оказывающим Церкви помощь и пользующимся ее поддержкой.

В третий период, начиная с 1917 года, РПЦ становится одной, хотя и наиболее многочисленной, из конфессий в светском, в идеологическом отношении атеистическом государстве.

Что в общих чертах происходило на канонической территории РПЦ в эти периоды истории?

В первый период можно отметить миссионерскую деятельность Русской Церкви, прежде всего, между Окой и Волгой, формирование великоросской народности и начало вероисповедного конфликта с католичеством в Прибалтике и Галиции.

Во второй период времени каноническая территория РПЦ активно расширялась. В XVI—XVII веках расширение идёт, в основном, на восток, за счет освоения сибирских земель. Так, в 1620 году в Тобольске была учреждена первая архиерейская кафедра, в юрисдикцию которой вошла вся азиатская часть страны

В XVII—XIX веках расширение канонической территории РПЦ происходило главным образом за счет распространения или восстановления её юрисдикции на поместные церкви присоединяемых к империи земель: Украины, Белоруссии, Польши, Прибалтики, Финляндии, Кавказа и др.

Драматические последствия гибели Российской Империи неизбежно влекли за собой трагические события для РПЦ, в том числе распад её канонической территории.

Вследствие геополитических изменений вызванных второй мировой войной и смены некоторых идеологических установок советского правительства к 1944 году стало снова возможно говорить о том, что каноническая территория РПЦ стала совпадать с границами СССР.

Русская Православная Церковь стала рассматриваться советским руководством в качестве инструмента влияния Москвы на русское и православное населения за рубежом. В РПЦ в этот период были созданы зарубежные епархии за пределами ее традиционной канонической территории в Центральной и Западной Европе, в США и Канаде, в Южной Америке, в Юго-Восточной Азии.

После прекращения существования СССР РПЦ удалось сохраниться как международной организации. В настоящее время к канонической территорией Русской Православной Церкви относятся: Россия, Украина, Белоруссия, Молдавия, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Латвия, Литва, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Эстония.

В организационном плане в состав Московского Патриархата входят автономные и самоуправляемые Церкви. Их создание и определение границ входит в компетенцию Поместного или Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Самоуправляемые Церкви осуществляют свою деятельность на основе и в пределах, предоставляемых Патриаршим Томосом, издаваемым в соответствии с решениями Поместного или Архиерейского Собора. В настоящее время самоуправляемыми являются: Латвийская Православная Церковь (Предстоятель - митрополит Рижский и всея Латвии Александр), Православная Церковь Молдовы (Предстоятель - митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир), Эстонская Православная Церковь (Предстоятель - митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий).

Украинская Православная Церковь является самоуправляемой с правами широкой автономии. Ее Предстоятелем является Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир.

Также в состав Московского Патриархата входит Белорусский Экзархат, находящийся на территории Республики Беларусь. Возглавляет Белорусский Экзархат митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси. В основу Экзархата полагается объединения епархий по национально-региональному принципу в соответствии с решениями Архиерейского Собора. "Белорусская Православная Церковь" - другое официальное наименование Белорусского Экзархата

В настоящее время количество епархий Русской Православной Церкви – 136, в том числе в России – 68, на Украине – 36, в Белоруссии – 11, Молдавии – 6, Казахстане – 3, Прибалтике – 3, Средней Азии – 1, имеется также Бакинско-Прикаспийская епархия.

Из приведённой статистики видно, что половина епархий РПЦ находится за пределами Российской Федерации, то есть в ближнем зарубежье. Это делает РПЦ влиятельной интегрирующей духовной силой на постсоветском пространстве, но в тоже время создаёт дополнительную специфику в деятельности за рубежом, в целом в функционировании институтов РПЦ.

Тем не менее, можно говорить о существующих трендах сокращения канонической территории и появлением на ней параллельных структур других поместных церквей. Прежде всего, речь здесь идёт о религиозной ситуации на Украине, в Молдове, в Эстонии и на других территориях.
Так, на Украине сейчас существует несколько православных церквей, из которых, строго говоря, канонической является только Украинская Православная Церковь, входящая в Русскую Православную Церковь.

Румынский патриархат в 1990 году создал Бессарабскую митрополию, хотя на территории Бессарабии действует каноническая Молдавская Православная Церковь, входящая в качестве самоуправляемой Церкви в Русскую Православную Церковь.

На территории Эстонии, усилиями Константинопольского Патриархата и эстонских властей, помимо традиционной для этой территории канонической Эстонской Православной Церкви, входящей в качестве самоуправляемой Церкви в состав Русской Православной Церкви, была образована Автономная Церковь константинопольской юрисдикции. Эти и другие примеры показывают, что Церковь в своём развитии сталкивается с двумя противоположностями. С одной стороны, это ориентация на сакральный мир неизменных истин, на догматы божественного откровения, которые предполагают Церковное единство, в том числе в организационном и территориальном плане.

С другой стороны, это практическое функционирование в профаном мире, где Церковь тесно связана с политическими и экономическими структурами, где корпоративные интересы имеют серьёзное влияние. С точки зрения современной теории глобальных процессов, территориально мотивированные в своих политических интересах государства рассматриваются как унитаристские и рациональные эгоисты, предрасположенные к конкуренции и конфликту" .

Хотя подобная позиция в определённом смысле направлена на ограничение или, по крайней мере, на осуждение полного и бесконтрольного суверенитета независимых государств, она объясняет многие политические процессы на постсоветском пространстве, в том числе и связанные с процессом создания поместных церквей на канонической территории РПЦ.

Так, украинский президент Виктор Ющенко в своих выступлениях, посланиях в Верховную Раду напрямую связывает государственную политику повсеместного распространения украинского языка, изучение курса украинской истории и создание Поместной Украинской Православной Церкви с формированием украинской национальной идентичности от Закарпатья до Крыма.

Аналогично румынские власти активно поощряют распространение румынского языка и образования на территории Молдовы, священный Синод Румынской Православной Церкви создаёт в Молдове, несмотря на нарушение принципа канонической территории, новые епархии, что готовит собой почву политического объединения Румынии и Молдовы как «двух румынских государств», а фактически для полного поглощения последней. Современное Православие существует в условиях многонационального, поликонфессионального и мультикультурного общества, и в этих условиях происходит сложный процесс межкультурного, межнационального взаимодействия и наложения различного рода идентичностей, вызванных происходит посредством сохранения и переноса идентичности.

Можно говорить о том, на канонической территории РПЦ среди православного населения существуют разные типы идентичности, обусловленные не только уровнем свой воцерковлённости, но и местными территориальными условиями, связанными с географической, экономической, культурной, политической и конфессиональной средой. Необходимо учитывать, что если на части этой территории (России, Белоруссии, Украине, Молдавии) православие по факту в силу традиционной распространённости является господствующей религией, то на значительной части её территории, например, в Средней Азии, на Кавказе и в Прибалтике, а так же в странах дальнего зарубежья, православные составляют меньшинство.

Рассматривая религиозную ситуацию на канонической территории РПЦ, прежде всего, следует отметить её динамичность и противоречивость тенденций.

С одной стороны, речь идёт о постоянно увеличивающемся количестве приходов РПЦ, её высоком авторитете в российском обществе и за рубежом, с другой стороны - существуют тенденции усиления вмешательства на её канонической территории внешних сил самой разной природы. Это усиление либерально-атеистической пропаганды, прозелитизм со стороны протестантских и католических церквей, возрастание роли и значения ислама, распространение деструктивных духовных культов.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie