
Русский мир под защитой
О необходимых мерах защиты прав граждан России за рубежом
Министерство иностранных дел России и все дипломатические и консульские представительства обязаны в круглосуточном режиме оказывать помощь и поддержку соотечественникам, заявил Владимир Путин в своей седьмой по счету программной статье опубликованной в газете "Московские новости".
Реакция со стороны дипломатов на возникающие коллизии между нашими согражданами и местными властями, инциденты и происшествия, аварии на транспорте и так далее должна быть незамедлительной, пишет глава правительства РФ.
Владимир Путин пообещал, что Россия будет самым решительным образом добиваться выполнения властями Латвии и Эстонии многочисленных рекомендаций авторитетных международных организаций относительно соблюдения общепризнанных прав национальных меньшинств.
О необходимых мерах защиты прав граждан РФ за рубежом рассказал заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам, член партии "Единая Россия" Андрей Климов.
- Владимир Путин пообещал обеспечить защиту граждан России за рубежом. Как вы в целом оцениваете именно это направление седьмой предвыборной статьи Владимира Путина?
- Тема, на самом деле, не очень новая. Но дело в том, что комплексно вопросы защиты интересов наших граждан, находящихся за рубежом с временной целью или на постоянном жительстве, к сожалению, отходили на второй план по целому ряду причин. И государство было не очень сильное, и отношение к личности, надо сказать, заслуживало лучшего.
Но сейчас, когда мы, в общем-то, перешли к новому этапу, когда уже страна, что называется, "поднялась с колен", есть объективная возможность защищать интересы каждого российского гражданина за рубежом. И, между прочим, не так давно мы это показали всему миру, когда, как вы помните, были трагические события, и ряд наших граждан оказались жертвами военной авантюры одного государства. Пришлось проявить всю необходимую мощь, и ответ был получен.
Кроме того, есть и другие направления, где надо защищать интересы наших граждан. Это касается и Европы, и целого ряда других стран, где мы находимся и с туристическими целями, и на лечении, и где работают, разумеется, где живут наши граждане.
- Одна из инициатив - это то, что МИД и все дипломатические и консульские представительства России должны в круглосуточном режиме оказывать реальную помощь и поддержку нашим соотечественникам. Какие вы видите формы взаимодействия МИД с согражданами?
- У граждан такое своеобразное отношение к нашим консульским работникам, к нашим дипломатам, к нашим загранучреждениям. И дело в том, что в советское время, если вы выезжали за рубеж даже как турист, в общем-то, все было достаточно расписано. Вас, что называется, сопровождали советские службы практически все время нахождения за рубежом. Правда, делалось это не столько потому, что заботились о советских людях, хотя и заботились, столько потому, что боялись, чтобы они никуда не сбежали.
А в 90-е годы, когда ощущение полной воли охватило всех и вся, люди ездили, куда хотели, делали, что хотели, принимали все риски на себя, не вставали на консульский учет, не знали даже, как позвонить в наши диппредставительства и что с этим вообще делать. И наши дипломаты, к сожалению, тоже расслабились (не все, конечно, дипломаты, но все-таки) своеобразным способом и, в общем, забыли, что одна из их главных задач - это как раз обеспечение прав и свобод наших граждан за рубежом.
- А важно ли здесь инструктировать, так скажем, наших граждан за рубежом, чтобы они понимали, какими правами в реальности они обладают? Ведь, наверное, еще у нас очень узко распространяется информация?
- Я с вами согласен. Единственное, если это будет напоминать тот инструктаж, который делали в свое время советским людям, как их инструктировали в райкомах партии и представители Комитета государственной безопасности, конечно, в таком виде это вряд ли сегодня правильно было бы. Но туристические фирмы, которые, допустим, оказывают содействие людям, выезжающим за рубеж, безусловно, должны их снабжать соответствующими памятками.
Я думаю, что в медийном пространстве, может быть, за счет государственного ресурса должна такая информация периодически появляться, люди должны это знать. Транспортные организации, по крайней мере, российские, которые отправляют граждан через свои каналы за рубеж. И все это должно быть доступно сегодня.
Системы мобильной связи, новые информационные технологии, портативные мобильные информационные устройства - все это позволяет быстро сориентироваться. И если в этот момент наш профессиональный загранработник, умеющий оказывать такую помощь, своевременно среагирует на тот или иной сигнал, у нас будет гораздо меньше печальных случаев с трагическими последствиями.
- Яркой была реакция после проведения референдума в Латвии по статусу русского языка. Владимир Путин в своей статье затрагивает проблему и Латвии, и прав национальных меньшинств в отдельных странах. Какие решения для устранения существующих проблем вы бы могли предложить?
- В статье Путина несколько таких вариантов и было названо. Правда, не в этом блоке. В частности, говорилось о лоббировании интересов России за рубежом через Росзарубежсотрудничество, через такие неправительственные организации, как, допустим, фонд "Русский мир".
Эти способы и более активная деятельность, в том числе и на направлении парламентской дипломатии, чем мы занимаемся, будет, в конечном счете, способны пробить этот искусственный, неестественный совершенно барьер на пути движения того же русского языка. Ведь кому было бы плохо, если бы, допустим, русский язык вдруг стал официальным языком Европейского союза, если бы одна из стран, где реально большое количество людей считает этот язык родным, получила бы право иметь его в качестве государственного?
То, что я говорю, не является вмешательством в дела других государств. И в данном случае речь идет просто о том, чтобы на территории всех европейских стран действовали нормы и принципы, которые давно закрепились у нас в Старом Свете. В Финляндии шведский язык, которым владеют процентов десять населения, имеет статус государственного. В Бельгии три государственных языка.
Здесь, мне кажется, нам надо более аргументировано, более активно, более наступательно вести эти работу, причем не только в Эстонии или в Латвии, но в институтах Европейского союза. Мы должны их постоянно обращать к этому вопросу. Потому что ущемляются права человека, в данном случае европейца. А мы как государство-член Совета Европы вправе заботиться о состоянии дел с правами человека, в том числе и с правами этнических групп, малых групп населения на всем пространстве, где действуют эти нормы и правила Совета Европы.
- Наши граждане проживают во многих странах мира. Почему сегодня этот вопрос защиты сограждан, проживающих за рубежом, стал таким актуальным, таким важным? Почему так важно сохранить и использовать эту культуру, как мощный фактор продвижения на глобальных рынках, как отметил Владимир Путин?
- Я не могу сказать, что это раньше было неважно. Просто раньше у нас не было сил, средств, возможностей заниматься этим глобально. Сейчас такого рода возможности появились. Мы хотим сохранить и развивать нашу собственную цивилизацию, а такая цивилизация, я считаю, все-таки есть. Это часть европейской цивилизации, то, что называется словом "русский мир" (это люди, которые пишут, говорят, думают на русском языке, которые разделяют базовые ценности русской культуры).
Это мы должны не просто в законсервированном виде держать, хранить в музеях, время от времени показывать туристам. Мы должны это гордо нести по всему миру. Нам есть чем гордиться, нам есть что показать, нам есть что передать другим поколениям, которые могут забыть русский язык и потерять связь с русской культурой. А это ведь, кстати, обеднит и их, и нас. Только в таком многообразии, только в развитии того, что создали наши предки, мы имеем некую историческую перспективу.
- То есть мы говорим сейчас не только о культурном продвижении, но и о продвижении идей образования, литературы?
- Цивилизационное движение. Вообще, мир будет обеднен очень сильно, если какой-нибудь суррогат английского языка, причем не литературного языка Шекспира, а того, который к нам пришел через Интернет, победит. Это будет плохо для всех.
Поэтому есть много культур, есть много цивилизационных громад, каждая из которых должна вносить свой вклад в развитие цивилизации. Но если мы сами не будем поддерживать то, что исконно наше, то никто за нас этого делать не будет просто.
- Мы можем сегодня констатировать, что уровень поддержки соотечественников за рубежом повысился?
- Я могу сказать, что заниматься им стали более системно. Конечно, не везде и не во всех странах это одинаково происходит. Но я уже видел примеры, когда чувствуется огромная разница между тем, что было даже в конце 90-х годов и сейчас.
Мне кажется, что нужна разумная модернизацию в системе наших загранучреждений, особенно тех, которые должны как раз заниматься продвижением нашего языка, культуры, нашей науки - по всему миру есть такие центры русской науки и культуры. Надо просто воспользоваться этой базой, и с учетом реалий XXI века на этой основе двигаться дальше.