logo

Хлебные крошки

Статьи

Русь 1150: Россия-Украина-Белоруссия
Общество
Украина

Анатолий Филатов

Русский мир в условиях глобальных исторических вызовов

О Русской Земле, Русском Мире и Русском Зарубежье

Портал RUSSKIE.ORG представляет вашему вниманию текст выступления заместителя директора по науке украинского филиала Института стран СНГ; директора Центра этно-социальных исследований при кафедре политических наук и международных отношений Таврического национального университета им. В.И. Вернадского, кандидата философских наук, доцента Анатолия Сергеевича Филатова на международной научно-практической конференции «1150-летие образования Древнерусского государства: история и геополитика», прошедшей под эгидой Гражданского форума России, Украины и Белоруссии при участии Института Русского зарубежья, г. Севастополь, 14 сентября 2012 г.

Тезисы доклада

 В русском культурно-лингвистическом контексте, Мир - это обустройство территории, а Земля -  это поле родовых социально-генетических связей. Потому Русский Мир - это пространство освоенное, осваиваемое и вовлеченное в орбиту русской цивилизации. Историко-географически это территория бывшего Советского Союза. Русская Земля - это, безусловно, вся современная Украина, Белоруссия и значительная часть Российской Федерации (за исключением ряда этно-культурных регионов на Северном Кавказе, Поволжье, Сибири. Хотя в целом Сибирь, конечно же, Русская Земля). Но, процесс собирания русских земель в современных условиях может быть обеспечен восстановлением российского социокультурного и цивилизационного пространства – исторически сформировавшейся территории Русского Мира. Не исключено, что вначале будет происходить восстановление общности фрагментов исторической России, а затем (или параллельно) собирание Русской Земли. – Например, сейчас складывается союз Российской Федерации, Белоруссии и Казахстана. Ближе к этому союзу Киргизия, Таджикистан, Армения. Южнорусские земли, включенные в политический формат украинского государства, находятся вне этого объединительного процесса.

Что касается мест проживания русских, точнее, русскокультурных, то до той поры, пока эти места не станут осваиваться и существовать в соответствии с русскими социо-культурными ценностями и цивилизационными стандартами говорить о планетарном распространении Русского Мира у нас нет оснований. Все-таки, русские во Франции, США или Израиле - это диаспоральные (зарубежные, в полном смысле этого слова) сообщества, которые во многом существуют по сложившимся на территории их проживания стандартам.

Поэтому, есть все основания говорить о Русской Земле, Русском Мире и Русском Зарубежье. Это три уровня существования российской цивилизации в современном геополитическом пространстве.

 Глобальные исторические вызовы:

- Хазарский каганат (в 2015 году  - 1050 лет победы Великого князя Святослава: В 964 году князь Святослав освободил последнее зависимое от хазар славянское племя вятичей и в следующем 965 году разбил хазарское войско с каганом во главе и захватил Саркел. Затем, в том же 965 (или, по другим данным, в 968—969) году русы, действуя в союзе с огузами, разгромили Итиль и Семендер. Этот момент считается концом независимого хазарского государства);

- монгольское нашествие и польская оккупация (XIII-XV вв.);

- Смутное время и гражданская война 1603-1613 гг. (Начало Смуты относится к усилению слухов, будто бы законный царевич Дмитрий жив, из чего следовало, что правление Бориса Годунова незаконно и не угодно Богу. Самозванец Лжедмитрий, объявивший литовскому князю Адаму Вишневецкому о своём царском происхождении, вошёл в тесные отношения с польским магнатом, воеводой сандомирским Ежи Мнишеком и папским нунцием Рангони. Царствование Лжедмитрия было ознаменовано ориентацией на Польшу и некоторыми попытками реформ);

- Церковная провизантийская реформа Патриарха Никона (Первым шагом Патриарха Никона на пути литургической реформы, сделанным сразу после вступления на Патриаршество, было сравнение текста Символа веры в редакции печатных московских богослужебных книг с текстом Символа, начертанного на саккосе митрополита Фотия. Обнаружив расхождения между ними (а также между Служебником и другими книгами), Патриарх Никон решился приступить к исправлению книг и чинопоследований. Примерно через полгода по восшествии на патриарший престол, 11 февраля 1653 года, Патриарх указал опустить в издании Следованной Псалтири главы о числе поклонов на молитве преподобного Ефрема Сирина и о двуперстном крестном знамении. Часть справщиков высказали своё несогласие, в результате трое были уволены, среди них старец Савватий и иеромонах Иосиф (в миру Иван Наседка). Спустя 10 дней, в начале Великого поста 1653 года, Патриарх разослал по московским церквам «Память» о замене части земных поклонов на молитве Ефрема Сирина поясными и об употреблении троеперстного крестного знамения вместо двуперстного. Так началась реформа, равно как и протест против неё — церковный раскол, организованный бывшими товарищами Патриарха протопопами Аввакумом Петровым и Иваном Нероновым);

- культурно-цивилизационная проевропейская реформа Петра Первого;

- Гражданская война и Великая смута 1917-1922 гг.;

- Третья Великая смута и распад страны 1985-1992 гг.

-  Социокультурные импульсы: европейский, североамериканский, китайский, японский, евроазийский (эсэнговский).

-  Цивилизационные ориентиры: евро-американские, китайские, советские, российские.

-  Выбор окраин: Северо-Запад (Петроград), Прибалтика, Западная Белоруссия (Черноруссия), Западная Украина (Червоноруссия или Галичина), Грузия, Армения, Азербайджан, Казахстан, Туркмения, Таджикистан, Узбекистан, Киргизия, Дальний Восток.

-  Российская Федерация, Белоруссия, Украина, Казахстан, Киргизия, Армения, Приднестровье, Абхазия, Осетия – фрагментированная матрица современного состояния российской цивилизации.

- Прибалтика, Галиция – цивилизационные спутники.

- Грузия, Азербайджан, Туркмения – этнокультурные осколки.

- Особенности российской цивилизации вытекают из своеобразия социокультурной традиции, которая включает нормы социальной жизни, культурные ценности и мировоззренческие принципы. Социальные параметры культуры выражаются: общим мировоззрением, особым менталитетом, обеспечивающим самоидентификацию на уровне большой социальной группы (нации, суперэтноса, цивилизации), геоприродной спецификой территории деятельности, влияющей на формирование способов взаимодействия людей, и единым доступным языком, как необходимым средством социальной коммуникации и управления, хранения и обмена информацией, передачи социальных знаний.

- Н.Я. Данилевсий: «Закон 3 (движения и развития культурно-исторических типов). Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций» [1, 91].

-  Россия – становящаяся цивилизация. Древняя (Новгородско-Киевская) Русь и Московская Русь – воспроизводство Византийской цивилизации. Царская Россия и Советская Россия – воспроизводство европейской цивилизации. Для обозначения современного этапа оформления российской цивилизации мы можем использовать понятие «Новороссия». Авторство этого термина может быть отдано государственным чиновникам эпохи Екатерины II. В современных исследованиях данный термин используется для обозначения части территории Украины, занимаемой Одесской, Николаевской и Херсонской областями или, более широко, всего юго-востока Украины. Также термин Новороссия применяется для характеристики обширных южных российских регионов от Днестра до Алтая [См.: 2, 3-7; 16-28].

- Непосредственно до Новороссии состояние российской цивилизации можно охарактеризовать как ассоциативное, т. к. она соединяла в себе российские социокультурные ценности и европейские цивилизационные стандарты.

- С учетом исторических параметров и пространственно-географических координат, над формированием российской цивилизации трудились не только автохтонные этносы российского социокультурного пространства – абхазы, азербайджанцы, армяне, башкиры, грузины, казахи, киргизы, латыши, литовцы, молдаване, осетины, таджики, татары, туркмены, узбеки, чуваши, эстонцы, – но и представители иноземных этнических групп – греки, евреи, итальянцы, немцы, поляки, французы, датчане и многие другие.

- Н.Я. Данилевсий: «Закон 4 (движения и развития культурно-исторических типов). Цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, тогда только достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие, – когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию, или политическую систему государств» [1, 91-92].

- Перспективы российской цивилизации строятся, исходя из следующей концептуальной модели. Историко-временная ось человеческой культуры возникает из последовательно сменяющих друг друга уровней и в различной степени активности взаимодействующих очагов культуры: Южная Африка (архаическая культура древнейшего человека, до периода отстоящего от нашего времени в 40 тысяч лет); Средиземноморье – Ближний Восток – Индия – Китай (Древний Египет, Древняя Месопотамия, Древняя Индия, Древний Китай, Древняя Греция, Древний Рим, 10-2 тысячи лет назад); Европа (эпоха Средневековья, Нового и Новейшего времени, вплоть до сегодняшнего дня); Россия (Новороссия, становление в XXI веке).

-  В пространственно-географическом плане ось культуры возводится по географическим параллелям от Южной Африки до Северной Европы, осваивая на каждом уровне подъема все более сложные, информационно и энергоемкие, требующие все более сложных технологий освоения природные пространства.

 Возникает гипотеза, что между южно-африканской культурой, первым очагом культуры человечества, и средиземноморской культурой Древнего Египта находился не установленный сейчас и не описанный регион культуры, который по историческому времени предшествует древнеегипетской культуре.

_  Крепления оси культуры (мосты культуры): Древняя Греция и Древний Рим, Византия и Царская Россия.

-  Стержнем социокультурного прогресса является востребованность новых знаний и информации. От Африки до Европы растет потребность в информации по нарастающей в связи с усложнением деятельности в окружающей среде. Освоение человеком новых геопространств требует от него новых культурных технологий и новых цивилизационных стандартов. Смена очагов культуры означает переходы к таким условиям экологической (окружающей) среды, которые стимулируют культурные достижения и цивилизационное совершенство. Исходя из этого можно предположить, что вслед за Европой новым очагом культуры должен стать регион Урала и Южной Сибири.

-  Выражением потенциала Российской цивилизации являются достижения в области освоения космического пространства, атомной энергетики и производства вооружений. Первые космические спутники, первый космонавт, первая АЭС, автомат Калашникова и атомное оружие появляются в стране, материальная культура которой в сфере быта и массового производства товаров и услуг явно уступала культуре социально развитых стран мира, европейской культуре.

-  Параметры взаимоотношений европейской и российской цивилизаций: преемственность, конкуренция, взаимоподдержка. Европа кровно заинтересована в развитии российской цивилизации, т. к. она обеспечит Европе будущее и европейцы смогут пользоваться ее благами, как сейчас пользуются европейскими технологиями в Китае, Японии, Новой Зеландии и других регионах нашей планеты.

-  Финальная стадия европейской цивилизации отмечалась О. Шпенглером и Т. Фукуямой. И в этом нет трагедии, как минимум гуманитарной. «Старая» цивилизация имеет все возможности пользоваться благами новой цивилизации, как, например, Китай пользуется достижениями европейской цивилизации.

 

Литература

1. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. – 574 с.

2. Русский геополитический сборник. – 1995. – № 1. – 67 с.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie