
«Русский мир, возвращение к корням». О фильме Рашида Ашаши
С огромным интересом просмотрела фильм «Русский мир, возвращение к корням» экономиста и политолога Рашида Ашаши. Фильм начинается с постановки одного из самых острых для современной российской геополитической реальности вопроса: Чем является русский мир – мифом, идеологией или политической реальностью? А.Г. Дугин даёт определение русскому миру как инклюзивной цивилизации, включающей в себя восточных славян в качестве этносоциального ядра и другие этнические и культурные группы, которые входят в структуру русской государственности на правах интегральных частей. В сути своей такой русский мир представляет собой открытое евразийское пространство, в котором соборно, на основании общей объединяющей идеи сосуществуют различные этносоциальные группы, а также люди, которые мыслят себя русскими вне зависимости от цвета кожи и гражданства. Русский мир – это наднациональное, надполитическое измерение, в основе которого лежит общность Традиции, её сохранение и воспроизведение.
Такое определение принципиально важно для текущей геополитической ситуации, поскольку оно позволяет очертить границы русской цивилизации и обосновать её исторически непрерывную геостратегию, направленную на консолидацию вокруг славянского центра тюркского, кавказского, финно-угорского и других этнических субстратов, которые разделяли с Россией историческое бытие. Причём эта геостратегия не является империалистической в западном прочтении этого слова. Р. Ашаши, с необычайной тонкостью демонстрирует в своём фильме катехонический характер русской цивилизации.
Весьма примечателен факт, рассказанный одним из экспертов фильма, историком С.Ю. Пантелеевым – «русский мир» как концепция появился в XI веке, запечатлевая в своём значении исконно русские территории, поскольку «из Рима подлинно в Херсон, из Херсона в Русскую страну сотворил пришествие Христос Бог наш, благодаря преизобильной милости ради нашего, верных, спасения». Вот эта общехристианская, досхизматическая, последовательность – из Рима, через Херсон (который был византийским в этот период), в Русскую страну – позволяет под другим углом взглянуть на миссию России как противостоящего Антихристу Катехона. Р. Ашаши последовательно и деликатно разворачивает перед зрителем идею естественной преемственности Русским миром функции ковчега, берущего ответственность за всю Вселенную перед лицом Апокалипсиса, коим, в контексте сегодняшнего дня, безусловно, является западный глобализм с его античеловеческими идеями транс- и постгуманизма.
Однако подлинным нервом фильма, позволяющим глубже раскрыть Русский мир и предложить его целостное видение, являются выступления французский учёных и деятелей культуры. Это позволило Р. Ашаши предложить действительно цивилизационный взгляд на Россию – не как на «Чужого», но как на «Другого», равного и достойного интереса. Сбалансированность выступлений русских и французских спикеров позволила удержаться на тонкой грани объективности, не склоняясь ни к развесистой клюкве, ни к квасному патриотизму. Но, казалось бы, почему именно французы так заинтересованы в сохранении суверенного Русского мира? Откровенный и искренний ответ на это даёт К. Беше-Головко, говоря, что отказ России от навязанных Западом ценностей в какой-то степени гарантирует сохранение классической европейской культуры, которая размывается глобализмом. В этой связи Россия становится как бы флагманом Традиции и её основным форпостом, а транслируемый ей цивилизационный многополярный подход представляет альтернативу леволиберальной глобализации.
Аналитик УНЦ «Высшая политическая школа им. И. Ильина»,
член Евразийского союза молодёжи
Резвушкина Софья