logo

Хлебные крошки

Статьи

Исход Востока
Политика
Казахстан и Средняя Азия

Максим Крамаренко

«Русский вопрос» в контексте взаимоотношений России и Казахстана

Негативные тенденции сдерживает только Назарбаев

Говоря о сотрудничестве Российской Федерации и Республики Казахстан, нельзя оставить в стороне и проблематику «русского вопроса», возникающую в двусторонних отношениях между нашими странами.

Само понятие «русский вопрос» многогранно. Это – и особенности русской цивилизации, и не вписывающийся в западноевропейскую логику (и потому для многих непонятный) русский менталитет, и, конечно же, положение русского народа, с распадом Советского Союза ставшего разделенным. Нас, русских соотечественников, проживающих в Казахстане, всё это волнует в первую очередь.

Во взаимоотношениях между Россией и Казахстаном «русский вопрос» возник сразу после 1991 г. В первые годы суверенитета во многих республиках бывшего СССР стала преобладать идея построения национальных государств, когда наибольшим количеством прав наделялся титульный этнос, остальные этнические группы предлагалось либо ассимилировать, либо, как это происходило в Прибалтике, не наделять гражданством.

Казахстан эта тенденция задела в меньшей степени. В первое десятилетие независимости путем проб и ошибок в республике начали работу по выстраиванию модели межнациональных отношений, которая должна была снизить конфликтогенность между этническими группами. Для достижения этой цели было сформировано языковое законодательство, при котором учитывались интересы тех, кто не владел государственным (казахским) языком. В принятой в 1995 г. новой Конституции РК была установлена норма, предписывающая использование русского языка наравне с государственным. В 1997 г. эта норма нашла свое отражение в законе о языках.

Но на местах многие региональные чиновники воспринимают эту норму Конституции как необязательную. В связи с чем часто и безнаказанно нарушается языковое законодательство РК в сфере изготовления визуальной информации, когда вывески, таблички и информационные стенды в государственных органах страны изготавливаются только на государственном языке, что русским населением воспринимается однозначно как признак вытеснения русского языка из официальной сферы.

Кроме этого, интересы русских граждан были затронуты утверждением стандарта среднего образования, при котором произошло резкое сокращение часов на преподавание русского языка и литературы.

Несомненно, большую роль в формировании негативного психологического климата вокруг русских сыграла и новая историография суверенного Казахстана. Согласно современной истории Казахстана, сформировавшейся уже в условиях суверенитета, присутствие русских в стране квалифицируется как следствие колониальной политики сначала Российской империи, а затем и Советского Союза. Такой подход к освещению прошлого проецируется в обществе на современных русских казахстанцев, которых представляют как потомков тех, кто якобы эксплуатировал казахский народ и даже более – совершил в отношении казахов геноцид в форме искусственно вызванного голодомора 1930-х годов.

Авторы подобной историографии, нередко делавшие свои «открытия» за счет грантов западных фондов, пытались и пытаются вызвать у русских чувство вины перед казахским народом, а у казахов – чувство обиды на русских. Расчет простой и циничный – добиться, чтобы русские меньше возмущались, а казахи не воспринимали Россию как страну, много сделавшую для развития цивилизации казахского народа.

Несомненно, эта псевдонаучная мифология, до сих пор поддерживаемая многими национально ориентированными экспертами, не только антиисторична, но и – что особенно опасно – вызывает межнациональное напряжение.

Столь же негативное воздействие на самочувствие русских оказывала и оказывает деятельность политиков, которые то призывают ввести языковую полицию и различные виды административных наказаний для тех, кто не владеет государственным языком, то предлагают превратить Казахстан в законченное этнократическое государство, при котором все этнические группы должны ассимилироваться, отказавшись от своего языка и культуры в пользу казахской. К сожалению, деятельность этих лиц, хотя она и носит антиконституционную направленность, не получает должной оценки со стороны правоохранительных органов страны.

Все вышеизложенные факторы стали причиной массовой миграции русских из Казахстана. В 90-е годы ХХ века республику покинули порядка 3 млн. только этнических русских. Сейчас это процесс имеет меньшую интенсивность, но миграция из Казахстана все же не иссякает. По различным данным, страну покидает порядка 30 тыс. человек в год.

Выгодно ли такое решение «русского вопроса» для Казахстана? Думается, что нет. И по некоторым признакам можно судить, что его руководство понимает, какой ущерб понесет страна в случае полного исхода русских. Так, по информации ряда СМИ, что на состоявшихся в минувшем году двусторонних переговорах Нурсултан Назарбаев поднимал вопрос о русском населении Казахстана, обращаясь к руководству России, просил, чтобы русских не «вытягивали» из республики. Объективности ради надо сказать, что эмиграции русского, славянского населения способствуют не столько посулы Москвы (в виде госпрограммы переселения), сколько ущемление в правах по этническому принципу, которое ощущают русские и о котором говорилось выше.

Понятно, что массовый отъезд русских из Казахстана грозит экономическими проблемами: вывод капитала из страны, потеря так необходимых стране квалифицированных кадров, возможный удар по пенсионной системе, снижение темпов строительства жилого сектора из-за «сброса» на рынке недвижимости.

И, конечно же, неизбежны имиджевые потери для страны. Массовый исход отдельной этнической группы есть прямое свидетельство того, что в государстве не все в порядке с основными правами и свободами человека.

Кроме внутриполитических проблем, «русский вопрос» проецируется и на двусторонние межгосударственные отношения. Двадцатилетнее антироссийское историческое мифотворчество дает свои горькие плоды. Проект Евразийского союза, предложенный президентом России Владимиром Путиным, воспринимается частью политической элиты как новая колонизация Казахстана. И это мнение тиражируется, к слову, без какого-либо ограничения со стороны власти.

Недавние споры вокруг космодрома Байконур, попытка пересмотра арендных отношений, связанных с использованием ракетных полигонов, также можно рассматривать в указанном ключе. Часть правящей элиты рассматривает Россию не как партнера, а как «неоколонизатора», ранее уже нанесшего вред казахскому народу.

На этих исторических мифах подрастает новое поколение политической элиты, уже не знающей советской модели дружбы народов и реального вклада России в развитие Казахстана. Для них такое отношение к соседу становится нормой.

Негативные тенденции вокруг «русского вопроса», по убеждению русских в Казахстане, сдерживает пока только президент Н. Назарбаев. Но усилия одного человека, пусть и главы государства, для утверждения подлинно союзнических отношений недостаточно. Никто не даст гарантию, что через какое-то время отношения между Россией и Казахстаном могут обрести совсем другую тональность с понижением уровня добрососедства.

Необходимо обратить внимание и на то, что в России есть много общественно-политических сил, сочувствующих русским за рубежом и принимающих непосредственное участие в формировании политической повестки дня. И невнимание к «русскому вопросу» в РК может запустить механизмы общественной реторсии в России, то есть сформировать призыв общества в ответ на притеснение русских к разрыву партнерских отношений между нашими государствами. А ведь в этом не заинтересована ни одна из сторон.

В заключение хочу отметить, что в политике, как и в медицине, ценится тот диагноз, который поставлен исходя не только из субъективно высказанного пациентом мнения о себе, но и из объективных данных. Соответственно, в прогнозировании развития двусторонних отношений одним из точных показателей будет состояние «русского вопроса» в Республике Казахстан.

Статья подготовлена по материалам выступления на научно-практической конференции «Сотрудничество Российской Федерации и Республики Казахстан: новый этап», состоявшейся 20-21 апреля с.г. в Байконуре. 

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie