"Русский вопрос"
Вопрос неравноправия и угнетенного положения русских в Израиле
Недавно, в разговоре с одним своим знакомым, я рассказал, что появилась Русская Община, объединяющая русских граждан Израиля. В ответ мой собеседник сказал:– Лидер у них... Сейчас, минутку... Щаранский.
– Нет, ты не прав, – ответил я ему, – глава Русской Общины Анатолий Герасимов, а Натан Щаранский – это русскоязычный еврей, политик.
Этот разговор показал мне с большой наглядностью, что недавно произошедшее разделение "русской улицы" в Израиле на евреев и русских еще не осознается ни израильской, ни российской, да и пожалуй, мировой общественностью. Мировой общественностью вообще много чего не осознается.
Между тем, новый вопрос назревает и становится постепенно все более и более острым. Это вопрос русский. Это вопрос признания русских полноправными гражданами тех стран, где они оказались после распада Советского Союза, это вопрос признания и защиты их неотъемлемых человеческих прав.
Сегодня права русских жителей притесняются во многих странах. Русские в Прибалтике давно борются с неравноправным статусом "негров" – "неграждан" Латвии, Литвы и Эстонии – против ущемления права сохранять русскую культуру, говорить и учиться на русском языке. Тяжелое положение сложилось на Украине, где тоже последние десять лет идет огульное запрещение и подавление всего русского, вплоть до русских песен, как это было не так давно во Львове. Тяжелые времена русские переживают в республиках Средней Азии, где они поставлены на положение граждан "второго сорта" и из-за постоянного притеснения вынуждены уезжать в Россию, несмотря на неласковый прием на Родине и трудности с получением российского гражданства.
Вот он, русский вопрос. Вопрос неравноправия и угнетенного положения русских за пределами России.
Встает он и для Государства Израиль, жителями которого стали в результате алии из России и стран СНГ примерно 150 тысяч человек русской национальности. Такая национальность там не признается, и эти 150 тысяч человек живут на положении "членов еврейских семей". Не вижу принципиальной разницы между определением "члены еврейских семей", и определением, положим, "не гражданин" или "русскоязычный". Во всех случаях имеется в виду фактическое неравноправное положение русского по сравнению с гражданином этой страны другой национальности.
Для России это явление становится одной из серьезных внешнеполитических проблем. Число стран, в которых имеется многочисленная русская диаспора, уже перевалило за два десятка. И в большинстве из них к русским относятся очень неуважительно. Это бросает тень на Россию, умаляя ее авторитет, это препятствует решению многих внешнеполитических задач, это препятствует экономическому развитию страны и налаживанию активных связей с миром.
Такое положение не может устраивать политическое руководство страны. Сейчас положение русских за рубежом России не поднимается в качестве самостоятельной проблемы, но совершенно очевидно, что рано или поздно такая проблема будет поставлена и будет решена всеми доступными способами.
Первые ласточки в этом направлении уже есть. "Конгресс Русских Общин" был создан еще в 1993 году. Глава "КРО" Дмитрий Рогозин сегодня председатель Комитета Госдумы по внешней политике.
Большой интерес к развитию связей с соотечественниками за рубежом России проявляет правительство г. Москвы. Мэр г. Москвы Юрий Лужков – это серьезная фигура на российской политической арене. Его внимание к этой проблеме означает, что идея связей и сотрудничества с соотечественниками завоевывает российский политический и властный истеблишмент.
Пока что российское общество обращает мало внимания на положение соотечественников за рубежом России. Причина тому – экономическое положение в стране и нерешенность многих насущных задач. Однако и в этом нет никакого сомнения, что по мере роста и развития страны проблема места русских в мире, уважения к русским во всем мире, будет становиться все более и более насущной. Так что уже сейчас можно ожидать в обозримом будущем повышения внимания России к положению соотечественников за границей.
Вот с чем сталкивается россиянин, заинтересовавшийся положением соотечественников за рубежом, так это с их ненормальным положением в обществе. Вот в Израиле русских отказываются воспринимать иначе, чем "членов еврейских семей". В России даже сходного понятия нет. Гражданин России еврейской национальности открыто называется евреем. Бытует понятие, по смыслу прямо противоположное "членам еврейских семей" – русские евреи. То есть евреи, которые живут в России и говорят на русском языке. Широкое распространение и общепонятность такого определения показывает, что оно принято всеми россиянами и не вызывает возражений.
Есть у русских евреев другие права, которые никем не оспариваются. Например, свободно изучать иврит, изучать Тору и Талмуд, исповедовать иудаизм в рамках конституционного права на свободу совести. Более того, власть в России идет навстречу пожеланиям русских евреев, граждан страны. Свободно создаются и регистрируются в соответствии с законодательством еврейские национальные, культурные, религиозные организации. Лично я не знаю ни одного примера, когда бы евреям в России было бы отказано в регистрации национальной организации по причинам, не связанным с нарушениями правил регистрации и оформления документов. Постепенно возвращаются здания синагог, отнятые в годы Советской власти, а также ценные свитки Торы.
Более того, в администрациях и органах местного самоуправления существуют специальные комитеты, которые наблюдают за работой национальных и религиозных организаций, и в случае нарушения закона немедленно вмешиваются, а также поддерживают постоянную связь между органами власти и этими организациями. Официально называются: "Комитет по делам национальных и религиозных объединений, партий и общественных организаций" при такой-то администрации.
В последние годы было закрыто несколько газет, проповедовавших ненависть к гражданам России нерусской национальности.
Вот если бы и в Израиле установилось такое же положение. Вот если бы русских там называли гражданами Израиля русской национальности или русскими израильтянами. Если бы русские свободно создавали и регистрировали свои национальные организации. Вот если бы правительство Израиля гарантировала православным русским право на свободу совести. Если бы в мэрии Иерусалима или Тель-Авива был специальный комитет, который бы помогал представителям национальных организаций в решении встающих вопросов. Вот если бы полиция охраняла русских от посягательств, а партии и организации, высказывавшие ненависть к русским, снимались бы с выборов и не допускались бы до регистрации. Если бы это было так, то вот тогда бы россияне сказали: Израиль – замечательная страна! С ней надо дружить.
К сожалению, действительность несколько иная.
Евреи в России, и русские в Израиле составляют национальные меньшинства. Евреи в России – примерно 4% населения, русские в Израиле – примерно 1,5% населения. Дело не в процентах. Дело в принципе. В обеих странах должны быть гарантированы и обеспечены все права, полагающиеся национальным меньшинствам.
В России они обеспечены. А в Израиле?
Россия, как бы там ни было, великая держава. Она входит в клуб развитых стран мира, в "восьмерку", куда ни Израиль, ни бывшие советские республики не входят. Россия – член Совета Безопасности ООН с правом "вето". К мнению России прислушиваются. Никому в голову не придет идея не вывесить российский флаг перед зданием, в котором собирается международный форум с участием российских представителей.
Неуважение к российским соотечественникам, которое проявляется в некоторых странах – это прямой ущерб России. Это подрыв ее положения в мире. Как можно уважительно относиться к стране, которая не может обеспечить равные гражданские права для своих соотечественников в других странах?
Российское общество не намерено мириться с таким положением. Процесс признания соотечественников за рубежом в России пошел и в дальнейшем будет только нарастать. Русский вопрос будет решаться всеми доступными мирными, политическими методами. Это вопрос нашей национальной гордости, это вопрос укрепления нашего положения в мире.