logo

Хлебные крошки

Статьи

Евразийская интеграция
Политика
Ближнее зарубежье

Александр Шустов

Русское измерение Евразийского союза

Стержнем, объединяющим постсоветское пространство, является русская цивилизация

Последний месяц прошел под знаком инициатив по экономической интеграции постсоветского пространства. Начало им положил российский премьер Владимир Путин, опубликовавший 4 октября в «Известиях» статью о перспективах создания Евразийского союза. Вслед за ним с программными публикациями о преимуществах экономической интеграции выступили президенты Белоруссии и Казахстана. Интеграционная тематика стала едва ли не главным трендом развития международных отношений внутри СНГ.

Разговоры об экономической интеграции получили и практическое воплощение. 18 октября в Санкт-Петербурге восемь стран СНГ – Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия, Молдавия и Таджикистан – подписали договор о создании в рамках Содружества зоны свободной торговли. Азербайджан, Узбекистан и Туркменистан его не подписали, однако Украина, которая в предыдущие годы выступала главным противником экономической интеграции, предпочитая ориентироваться на создание зоны свободной торговли с ЕС, на этот раз свою подпись под документом поставила. Дальнейшее развитие получил и проект Таможенного союза, в состав которого было решено принять Киргизию.

Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана является тем стержнем, на базе которого формируется Единое экономическое пространство, а в будущем будет формироваться Евразийский экономический союз. Первые шаги по его созданию были предприняты еще в середине 1990-х гг. В январе 1995 г. Россия, Белоруссия и Казахстан подписали соглашение о создании Таможенного союза, к которому в марте 1996 г. присоединилась Киргизия, а в феврале 1999 г. – Таджикистан. Его высшим органом являлся Межгосударственный совет в составе глав государств, правительств, министров иностранных дел и председателя Интеграционного комитета, а главной целью, которой на тот момент достичь не удалось, являлось создание единой таможенной территории.

В октябре 2000 г. Таможенный союз был преобразован в Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) в составе тех же пяти стран – России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. Армения, Украина и Молдавия получили в ЕврАзЭС статус наблюдателей. Сообщество ставило перед собой более амбициозные цели. Помимо создания зоны свободной торговли, введения единого таможенного тарифа и системы нетарифного регулирования участники ЕврАзЭС декларировали стремление к созданию общего финансового, энергетического и транспортного рынка, свободному движению капитала и товаров, равным условиям доступа к инвестициям, совместной реализации межгосударственных целевых программ, сближению национальных законодательств и введению единой валюты. Однако достижение этих целей требовало гораздо более глубокого уровня интеграции и, в частности создания наднациональных регулирующих органов, к чему большинство участников ЕврАзЭС на тот момент оказалось не готовы.

Интеграционные процессы активизировались в середине 2000-х гг. В августе 2006 г. на заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС было принято решение о создании нового Таможенного союза в составе России, Казахстана и Белоруссии. Два других члена – Киргизия и Таджикистан – к отмене таможенных границ оказались не готовы, а Узбекистан, ставший участником союза после андижанских событий 2005 г., покинул его в конце 2008 г., мотивируя свой шаг неэффективностью организации. Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза был подписан Москвой, Астаной и Минском 6 октября 2007 г. в Душанбе. Однако большинство спорных моментов было урегулировано только концу десятилетия. В июле 2010 г. был введен в действие единый таможенный кодекс союза, 1 апреля 2011 г. отменен таможенный контроль на границе с Белоруссией, 1 июля – с Казахстаном.

Планы создания Евразийского союза пробудили на Западе старые страхи по поводу возрождения Российской империи, в связи с чем интеграционные инициативы России были восприняты с большой опаской. Так, The Financial Times в материале «Евразийский союз» Путина – что в нем для Казахстана?» акцентирует свое внимание на негативных сторонах экономической интеграции для крупнейшей экономики Центральной Азии – усилении российской торговой экспансии, конкуренции и росте цен. В конечном итоге интеграция, по мнению издания, неизбежно приведет к созданию политического объединения с доминирующей ролью России, а участникам союза придется расстаться с частью своего суверенитета. При этом на экспертно-аналитическом уровне Запад прекрасно осознает, что новой версией СССР Евразийский союз не будет. По оценке американского аналитического фонда Stratfor, возглавляемого бывшим директором ЦРУ Д. Фридманом, «грядущий Евразийский союз – это не возрождение Советского Союза… Вместо этого Путин создает союз, в котором Москва будет влиять на вопросы внешней политики и безопасности, но не будет отвечать за большую часть внутренних дел каждой страны. У России просто нет средств поддерживать столь интенсивную стратегию».

Новые интеграционные планы возродили старые евразийские концепции. «Мне всегда импонировали взгляды выдающегося российского мыслителя Льва Гумилева, который пошел дальше всех последователей «школы евразийства», возникшего в среде русских эмигрантов первой половины ХХ века, – утверждает в статье, опубликованной 26 октября в казахстанском выпуске «Известий» президент республики Нурсултан Назарбаев. – Он концептуально обосновал единство географических и культурно-исторических связей народов огромной части Северной и Центральной Евразии».

Интересно, что образцом для Евразийского союза является ЕС, культурной основой которого стала принадлежность вошедших в него стран к европейской христианской цивилизации. Присоединение к ЕС Турции – страны с 70-миллионным мусульманским населением до сих пор проблематично именно по цивилизационным причинам.

Стержнем, объединяющим постсоветское пространство, является русская цивилизация. Именно русская культура и русский язык долгое время служили связующим звеном для стран и народов бывшей Российской империи/СССР. Эти культурные факторы являются и цивилизационным стержнем Таможенного союза и Единого экономического пространства, о чем их участники, правда, предпочитают пока не говорить, делая акцент на экономическую интеграцию. Белоруссия и Казахстан являются одними из наиболее пророссийских стран на пространстве бывшего СССР, находящихся в ареале русской культуры. В Казахстане русские, несмотря на массовую эмиграцию последних двух десятилетий, все еще составляют около ¼ населения, а 85% жителей республики свободно владеют русским языком.

Создание Таможенного союза пробудило у русских, проживающих в Казахстане, надежды на то, что их социальные и экономические перспективы улучшатся. На сайтах российских соотечественников формирование Таможенного союза и последние интеграционные инициативы В. Путина получили однозначную поддержку. Однако никакого практического влияния на внутреннюю политику Казахстана вхождение в состав Таможенного союза и Единое экономическое пространство пока не оказывает. По последним данным представительства Федеральной миграционной службы России в Казахстане, число участников программы переселения соотечественников с мая этого года выросло в три раза. По этнической принадлежности большинство из них являются русскими, поляками и немцами. Казахи участниками этой программы становятся редко и, как правило, в составе смешанных семей. Основные причины эмиграции – языковые проблемы и отсутствие работы. В последнее время к ним добавилось нарастание общественно-политической нестабильности и террористической угрозы. В этом году в республике произошло сразу несколько крупных терактов и вооруженных столкновений, которые отнюдь не вселяют в русское население ощущение стабильности.

Диссонанс между растущей эмиграцией русских из Казахстана и экономической интеграцией является сегодня одним из главных противоречий формирования Единого экономического пространства и Евразийского союза. Аналогичная ситуация складывается в Киргизии, которая должна войти в Таможенный союз в 2012 г. По размеру миграционного оттока населения в Россию в этом году она уже обогнала Казахстан. В теории Единое экономическое пространство, создав условия для свободного движения капиталов, технологий и рабочей силы, напротив, должно способствовать привлечению в регион русского населения, исторически составлявшего костяк квалифицированным кадров. В перспективе дерусификация государств Таможенного союза способна стать миной замедленного действия, подрывающей основы этого объединения. И действие этого фактора с течением времени будет только усиливаться, что «отцам-учредителям» Евразийского союза надо принять во внимание уже сейчас.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie