С какими "стратегическими партнерами"
Украине дружить не следует и почему?
Как известно, одним из многочисленных стратегических партнеров официального Киева является Варшава. Польша вроде бы лоббирует вступление Украины в НАТО, ЕС, ВТО и еще во многие, один Бог знает, какие, организации. Президент соседей Александр Квасьневский, демонстрируя дружеское расположение к Леониду Кучме, встречался с ним здесь и принимал у себя даже в самые тяжелые дни кассетного и прочих скандалов, коих в политической биографии нашего лидера накопилось столько, что с лихвой хватило бы на десяток президентов и премьеров в других странах.Вскоре состоится новая встреча лидеров двух стран. Президенты Украины и Польши договорились о совместном участии в украинско-польском бизнес-форуме в Одессе, который запланирован в третьей декаде июня.
Но, соглашаясь следовать в фарватере польской политики, украинским официальным лицам не мешало бы внимательнее присмотреться, куда эта политика ведет. То ли к Европе, представленной Германией, Францией и все чаще выступающей вместе с ними Россией, то ли к Европе американских вассалов, вернейшим среди которых является как раз Польша?
Польский "шпагат"
Китайская "Жэньминь Жибао" в комментарии, посвященном расширению ЕС, писала, что некоторые страны – кандидаты в ЕС из Центральной и Восточной Европы, идущие по пятам США, – отмежевались от Германии и Франции, когда подписали совместное "заявление восьми" в поддержку применения военной силы против Ирака, что вызвало сильное раздражение у Парижа и Берлина. Отдельные из них открыли свое воздушное пространство американским боевым самолетам. Но всех превзошла "Польша, которая направила свои войска для непосредственного участия в военной операции против Ирака".
Как подчеркнула газета, "польская общественность на днях отметила, что ЕС нуждается в совместной внешней и оборонной политике, однако почему эта политика должна стать политикой президента Франции Жака Ширака или канцлера ФРГ Герхарда Шредера? В вопросах военной операции против Ирака и его послевоенного восстановления Польша глубоко удовлетворена тем, что становится близким другом США, и надеется, что благодаря таким близким отношениям будет повышен статус страны".
Таким образом, во внешней политике правящие круги Польши избрали политику "шпагата": экономически Польша будет находиться в ЕС, рассматривая это пребывание с сугубо корыстной точки зрения. В военно-политическом отношении поляки продолжают следовать в фарватере США, оставаясь их агентом в НАТО и "пятой колонной" в Евросоюзе.
Попытки расколоть совместную позицию Франции, Германии и России
Радостно потирая руки, поляки ожидают поступлений из бюджета ЕС в 2004-2006 годах 13,8 млрд. евро на развитие регионов и в 2004-2006 годах 18 млрд. евро на охрану окружающей среды, одновременно приобретая у США 48 многоцелевых истребителей F-16 за 3,5 млрд. долларов. То есть, развиваемся за счет Европы, а своей денежкой пополняем карманы американских толстосумов. Хотя в подобной ситуации было бы намного этичнее и одновременно логичнее приобрести французские "Миражи" или вложить средства в доработку коллективного "Еврофайтера", если уж тошнит гордых панов от российских МиГов и СУ.
Вряд ли подобная политика может понравиться Берлину, который является главным финансовым спонсором новичков ЕС.
Тем не менее, проамериканские круги в Польше не унимаются. Некая Кристина Гржибовская позволяет себе в "Газете польской" откровенно издеваться над Парижем, Берлином, а заодно и Москвой. Она утверждает, что президенту Франции Жаку Шираку удивительно подходит приставка "бульдозер", которой его когда-то "наградил" Франсуа Миттеран.
"Когда президент Франции ругал страны-кандидаты в Европейский Союз за поддержку США, советуя им вроде того, чтобы "морды спрятали в задницу и сидели тихо", вел себя собственно как бульдозер, – пишет К.Гржибовская. – Это было его большой ошибкой. За ней пришли другие. Как бульдозер уничтожал все пути к взаимопониманию с Бушем и его администрацией. Кульминационным пунктом его политической экспансии должны были явиться изоляция Соединенных Штатов в ООН и захват лидерства в Европе". Однако, по ее словам, "Париж – это не весь мир, Франция – тоже".
Особенно радует проводницу американского влияния в Европе, что "сейчас Франция оказалась в изоляции вместе с Германией, которая стоит под стеной еще с лета прошлого года". Оказывается, Герхард Шредер виноват не только потому, что воспротивился американской агрессии против Ирака. Его вина обнаружилась гораздо раньше и состоит в том, что он победил на парламентских выборах. Надо полагать, если бы на выборах победил имеющий американский уклон правый блок ХДС/ХСС, Германия не стояла бы "у стены".
Дальше Гржибовская стремится внести раскол в единую позицию Франции, Германии и России по основным вопросам мировой политики. "Не поможет выйти из этого угла Россия, дипломатия которой представляется наиболее гибкой со всей этой Тройки и, если понадобится, выплюнет Германию и Францию, словно горячий картофель", – вещает она.
Кому отдает предпочтение Киев
Итак, Польша ныне ходит в "ближайших союзниках" Соединенных Штатов. Украинские власти, как видно, очень хотят оказаться рядом с Польшей. Поэтому послали в помощь американским агрессорам батальон радиационно-химической защиты, а несколько дней назад президент Леонид Кучма, встречаясь с грузинским коллегой, давно уже "сдавшим" свою страну американцам, снова заявил о стремлении Украины вступить в НАТО.
Конечно, между "хотеть" и "вступить" существуют некоторые отличия. Особенно, если вспомнить, что, в отличие от Польши, Украина не имеет "лишних" 3,5 млрд. долларов, чтобы срочно закупить у концерна "Локхид Мартин" 48 новеньких F-16. Словом, пусть бы хотели. В конце концов, хотеть – не вредно.
Однако настораживают два обстоятельства: появившийся критический тон высказываний наших руководителей о Европе с одновременным пиететом по отношению США и стремление действовать на международной арене без учетов интересов России и других участников московских договоренностей 23 февраля 2003 года о создании Единого Экономического Пространства и Организации Региональной Интеграции.
Анатолий Зленко с явной обидой, утверждает, что Украина преодолела экономический кризис, однако так и не увидела перспективы членства в Евросоюзе. Он также считает дискриминацией включение Союзом Украины в категорию стран-соседей: "Если Турция в перспективе станет членом ЕС, то соседями Евросоюза будет ряд арабских стран – им термин "сосед" действительно будет отвечать. Он отвечает и африканским странам, странам Средиземноморья, но относить к этой категории такого европейского гиганта, как Украина, разве это не дискриминация?"
Но, говоря о "гиганте", глава украинского внешнеполитического ведомства явно забывает о том, как выглядит "преодолевшая кризис" украинская экономика и, соответственно, душевой ВВП в нашей стране. В этом свете его замечание о том, что "честные партнеры не лишают один одного цели и мечты", – это явный камешек в огород немцев и французов. Ведь цели никто никого лишить не может. Важно только работать для ее достижения, а не кичиться мнимым гигантизмом.
Леонид Кучма в интервью Украинской службе ВВС прямо заявил о тяготении к США: "…вчера с Соединенными Штатами мы были стратегическими партнерами, и завтра мы хотим с ними быть. Присутствие их в Средней Азии, или в Европе, или в Турции, у нашего соседа – это вполне нормальное явление". Читаешь эти слова, и само собой напрашивается продолжение: еще более нормальным явлением было бы присутствие американских войск в Украине.
Украинский премьер не подписал самый важный документ
Понятно, с такими устремлениями не приходится рассчитывать, что у Европы когда-либо исчезнет "усталость от Украины", о чем вспоминал Анатолий Зленко. Это уже не только усталость – Европа мается от многовекторной Украины.
Но не только Европа. Сложно приходится от постоянного непостоянства официального Киева и России. Московские договоренности 23 февраля 2003 года предусматривали согласование позиций сторон на пути продвижения в ВТО. Киев от этой линии по сути отказался. Позиция его сводится к следующему: сначала нам всем нужно стать членами ВТО, а потом, мол, начнем интегрироваться, но не в ущерб третьим странам. Что кроется за таким подходом, тоже понятно – заболтать договоренности 23 февраля, похоронить надежды многих десятков миллионов людей в наших странах на лучшее будущее, продолжать и впредь оставаться жалким охвостьем Запада. Другое дело, если бы мы шли в ВТО все вместе, создав предварительно единое экономическое пространство, приняв единые тарифы, единые условия на рынке услуг, единые правила конкуренции и единую валюту. Тогда с нами говорили бы совершенно иначе. Не требовали бы ослабления государственного регулирования энергетики или введения "мировых цен" на электричество. Но у нас привыкли гордиться количеством протоколов, подписанных со странами-участницами ВТО, а не их содержанием. И при этом не хотят признаться обществу, что во Франции никто даже не приступал к акционированию национальной энергосистемы, в 10 странах Евросоюза рынок энергетики регулируется государством, в шести его нет вообще. Китай, кстати, тоже не продает своим гражданам рис по "мировым ценам". Понятно, что все эти страны являются членами ВТО. Вопрос в том, как туда идти. Китай туда не просился, его попросили, когда страна превратилась в экономического гиганта. Нищий в ВТО пойдет, как Украина сегодня, еще более нищим станет. Вместе с Россией – было бы по иному: не они нам, а мы бы им смогли определенные условия навязать.
Проамериканское "Зеркало недели" пишет о "мощных усилиях российской стороны уговорить или заставить остальных партнеров по "четверке" отказаться от мысли самостоятельно вступить во Всемирную торговую организацию и полностью подчиниться российской позиции. В этой ситуации для Украины вступление в ВТО из экономической проблемы превратилось уже в геополитическую. Ведь в случае передачи России права говорить с Женевой от имени Украины Киев тем самым продемонстрирует также и Брюсселю, и Вашингтону, и всему остальному миру, что отныне все "украинские" вопросы нужно решать только в Москве".
Да нет же. Продемонстрировано будет другое: все украинские, российские, белорусские и казахстанские вопросы можно будет решать в рамках "четверки", и он этого выиграют все четыре государства. И в Брюсселе, и в Вашингтоне, и особенно в Женеве, где находится штаб-квартира ВТО.
Ясное дело, что в России встревожены "самодеятельностью" Украины, поскольку ее индивидуальное вступление в ВТО осложняет реализацию договоренностей "четверки" 23 февраля. У некоторых экспертов складывается впечатление, что Украина даже не стремится к их выполнению. Игорь Плугатарев в "Независимой газете" пишет, что после состоявшегося недавно заседания Совета глав правительств СНГ российская делегация была разочарована его итогами. И было от чего: украинский премьер не подписал самый важный документ – "О сотрудничестве и координации деятельности в области организации интегрированного валютного рынка государств-участников СНГ". Свой отказ Виктор Янукович объяснил тем, что "декларировать то, что невозможно выполнить сразу, неправильно. Нужно определить последовательность решения этого вопроса".
Что будет с Украиной
И это при том, что члены белорусской и казахстанской делегаций как раз и определяли эту последовательность и активно поддерживали при обсуждении вопроса российскую сторону. Странная позиция украинского премьера, который, если верить российским политологам, пытается, с учетом предстоящих президентских выборов, продемонстрировать, что именно он сейчас является наиболее приемлемым для России партнером среди украинских политиков.
Если не подписывается документ в форме меморандума в рамках СНГ, то как можно строить "союз четырех"? В этой связи И.Плугатарев замечает: "Для вида разрываясь между Востоком и Западом, Киев явно отдает предпочтение последнему. К тому же в настоящее время Украина предпринимает активные шаги, чтобы уже в ближайшие два-три года вступить в ВТО. А после победы США в Ираке прозападные тенденции на Украине стали проявляться более отчетливо".
Не поспешили ли киевские атлантисты? Ведь известно, что Джордж Буш приедет в Санкт-Петербург по случаю его 300-летнего юбилея не только для того, чтобы полюбоваться своим отражением в водах Невы. Американский президент, пишет "Интернэшнл Геральд Трибюн", нуждается в сотрудничестве с Россией. США нужна помощь России не только в борьбе с международным терроризмом, но и в проблемах ядерного сдерживания, торговли оружием и наркотиками. Кроме того, замечает газета, "ни одна страна не обладает таким количеством вооружений, технологий и экспертов в военной области. Бывший Советский Союз достиг значительного прогресса в области разработки химического и биологического оружия, и русские знают, как решить эту проблему". Кстати, влиятельная "Вашингтон пост" в конце апреля в статье "Как джихад был принесен в Чечню" подчеркнула, что "бен Ладен со своими посланиями может сослужить … добрую службу и Москве, и Вашингтону, значительно упростив процесс восстановления нормальных политических отношений между двумя странами".
Что же будет с Украиной, если США и Россия договорятся без учета ее интересов?
Евразийский союз, с Украиной или без нее, все равно состоится. Хуже в последнем варианте будет только Украине. "Уставшая" Европа принимать ее к себе не собирается. Некоторые рассчитывают, что при посредничестве поляков удастся наняться в услужение к США. Те, имея внешний долг в размере 3,4 трлн. долларов, запланировали немалое количество захватнических войн с целью поправить внутренние дела. Не исключено, что вскоре от Украины понадобится не только батальон, но целые дивизии. А вот экономика страны и народ, соответственно, при таком раскладе будут и дальше прозябать. Отношения же с европейскими лидерами и Россией будут, как говорится, далеки от желаемого.
Сегодня еще возможно переменить печальный для народа и страны ток событий. Встречаясь в майские праздники с украинским президентом в Крыму, Владимир Путин вновь потянул дружескую руку помощи. Президент России согласился с тем, что первым шагом в формировании Единого Экономического Пространства должно явиться создание зоны свободной торговли "четверки". Он также считает необходимым завершить проект разработки российско-украинского самолета АН-70 и синхронизировать усилия двух стран в деле вступления в ВТО.
Чем ответит Украина?