С ног на голову
В Эстонии продолжается ползучая реабилитация фашистских военных преступников, но местные власти ничего аморального в этом не видят
В начале июля с.г. не упускающая случая заявить о своей приверженности демократическим ценностям Эстония в очередной раз "отличилась" на всю Европу. Как известно, 6 июля с.г. в Таллине при полном попустительстве (читай молчаливом одобрении) официальных властей, состоялся 12-й по счету слет так называемого "Союза борцов за освобождение Эстонии". Эта малопочтенная организация объединяет в своих рядах около 3 тысяч доживших до наших дней вояк, служивших в годы второй мировой войны в вооруженных силах гитлеровской Германии, в т.ч. в 20-й "эстонской" дивизии СС, а также уцелевших участников бандитских формирований "лесных братьев", членов националистической военизированной организации "Омакайтсе" и т.п. Эстонским властям уже неоднократно и весьма прозрачно намекали, в т.ч. и по линии ООН, что для называющего себя демократическим государства неприлично иметь в "национальных героях" личностей, носивших форму "ваффен СС", к тому же запятнавших себя убийствами мирного населения и весьма активно причастных к "окончательному решению еврейского вопроса". Однако в нынешнем независимом эстонском государстве, согласно официальной точке зрения, указанные лица являются "борцами за свободу Эстонии, против сталинского режима и советской оккупации". Конечно, формально официальный Таллин всячески открещивается от всех мероприятий по трансформации военных преступников в "героев нации", называя эту деятельность "инициативой общественности". Представители правительства заявляют, что Эстония – свободная страна, уважающая свободу собраний, и что ее история "не может быть изображена в черно-белых тонах", как это якобы пытаются сделать "недоброжелатели". После этого не кажется странным, что реваншиствующие круги в Эстонии, весьма озабоченные проблемой постановки истории второй мировой войны с ног на голову, чувствуют себя в республике все более вольно и комфортно. Ярким подтверждением этого как раз и стал 12-й слет "Союза борцов за освобождение Эстонии", проведенный с поистине вызывающим размахом и весьма широко освещенный в местных и зарубежных СМИ. Если на предыдущем слете в 2003 году в эстонском городе Раквере присутствовало около 1200 человек, то в нынешнем году число активных участников составило уже 1,5 тысячи. В официально разрешенном мэрией Таллина слете престарелых эсэсовцев приняли участие некоторые видные эстонские политики и депутаты парламента, в т.ч. экс-президент Эстонии Леннарт Мери, депутат и бывший министр иностранных дел страны Тривиме Веллисте и другие. Организаторы слета заранее объявили, что в этом году "борцы за свободу" отмечают 10-летие вывода советских войск из Эстонии и 60-ю годовщину боев эстонских эсэсовцев с советскими войсками в 1944 году. Эсэсовский "праздник" прошел строго по сценарию, начиная с возложения венков к мемориалу "борцам за свободу Эстонии" в Маарьямяэ, затем торжественного богослужения в методистской церкви и кончая парадом "ветеранов" и их поклонников на стадионе "Кадриорг" с участием представителей всех 14 уездов Эстонии. Завершилось это сборище праздничным концертом. В слете приняли участие и "родственные" делегации бывших эсэсовцев и членов реваншистских организаций соседних Латвии и Литвы. Как заявил член правления "Союза борцов" Куно Рауде, первоначально планировалось в рамках слета в торжественной обстановке открыть еще и новый мемориальный комплекс эстонским "борцам за свободу". В Маарьямяэ предполагалось установить 16 таблиц с наименованиями частей эстонских легионеров, сражавшихся против Советской армии, флагштоки, а также отлитую из чугуна большую карту с указанием мест сражений. Как говориться, "потомству в пример". Правда, это мероприятие пришлось перенести на осень – карту и таблицы не успели изготовить к открытию слета. Наблюдатели отметили, что 12-й слет "борцов за свободу" показал, что сторонники ревизии истории второй мировой войны в Эстонии действуют все более нагло и задиристо. Дело уже дошло до того, что участники реваншистского слета направили парламенту Эстонии обращение с требованиями придать официальный статус ветеранов войны лицам, воевавшим на стороне гитлеровской Германии, и предусмотреть для них соответствующие льготы. В обращении бывшие эсэсовцы призывают парламент "дать политическую оценку событиям Второй мировой войны в Эстонии и признать боевые сражения 1944 года в Эстонии битвами за государственную независимость страны и восстановление демократии". Кроме того, там содержится пожелание узаконить статус "борца за независимость государства" и присвоить его посмертно всем участникам боев 1944 года, а также "лесным братьям", боровшимся с советским режимом в Эстонии после войны. Жгучее желание повернуть историю вспять прослеживалось и в целом ряде речей, произнесенных на слете. Например, вышеупомянутый господин Рауде заявил, что "совершенно неверно считать, что мы сражались в составе немецких войск против Красной армии. Это люди, которые сражались за свободу Эстонии". Он также призвал весь мир понять что, мол, эстонские добровольцы сражались не за гитлеровцев, а как бы отдельно от них против советской власти. В СС же они пошли "волею обстоятельств". В свою очередь, депутат парламента Тривими Веллисте в своей речи поделился со слушателями таким соображением: "Мы считаем, что немецкие солдаты были такими же оккупантами, как и русские, но в свете того, что произошло в 44-м году, немецкие солдаты скорее были союзниками для эстонцев. Они помогли нам противостоять Красной армии". Далее господин Веллисте вообще договорился до того, что, мол, если даже власовцы не считаются предателями (интересно, где это?), то уж очернять память эстонских "борцов со сталинизмом" совершенно непозволительно. Эсэсовский слет, демонстративно проведенный в столице государства-члена НАТО и Евросоюза, вызвал возмущение как в самой республике, так и за ее пределами. Так, русская партия республики – Объединенная народная партия Эстонии (ОНПЭ) – призвала парламент, правительство и президента страны решительно отмежеваться от организаторов слета бывших вояк гитлеровской армии в Таллине. В заявлении партии справедливо отмечено, что в то время, как руководители стран антигитлеровской коалиции вместе с канцлером Германии отметили 60-летие открытия второго фронта и готовятся к 60-летию Победы над фашистской Германией, в Таллине проводится слет эстонских фронтовиков и "лесных братьев", воевавших против Советской Армии, то есть по существу – против стран антигитлеровской коалиции. В заявлении ОНПЭ отмечается также, что "Все переставлено с ног на голову. Истинные победители фашизма и освободители Эстонии объявлены оккупантами, лишены основополагающих политических прав, социальных льгот. На наших глазах происходит героизация нацистских пособников, в том числе и бывших эсэсовцев. Им возводятся памятники, так называемому "Союзу "освободителей" Эстонии обеспечивается финансирование, их мероприятия посещают и приветствуют знаковые фигуры эстонской политической элиты". Кроме того, по мнению ОНПЭ, искаженная антисоветская, а теперь и антироссийская оценка событий прошедшей войны становится одним из главных идеологических аргументов, призванным оправдать политику дискриминации русскоговорящего населения страны. В аморальности и исторической слепоте обвинили официальный Таллин и еврейские организации, привлекшие внимание к тому обстоятельству, что эстонские добровольческие войска СС ответственны за почти полное истребление еврейского населения Эстонии в годы второй мировой войны. Парад бывших эсэсовцев в Таллине осудили даже некоторые западные СМИ, в частности, британская газета "Индепендент". Однако официальные эстонские инстанции фактически никак не отреагировали на эту критику. Министерство иностранных дел Эстонии отказалось прокомментировать слет легионеров СС, сославшись на то, что это не входит в его компетенцию. Уклонились от комментариев и другие представители правительства, сославшись на то, что вопрос эстонских эсэсовцев – "очень сложная тема". Впрочем, хотя эстонские власти отмалчиваются, обстановка, сложившаяся по этому вопросу в самой республике, говорит сама за себя. Для все большего числа эстонцев, особенно молодых, ветераны "ваффен СС" – это "борцы за свободу", сражавшиеся бок о бок с немцами, чтобы изгнать "советских оккупантов". Их считают не фашистами, а героями, ветеранами войны. Им ставят "частные" памятники, а молодые парни и девицы с удовольствием обряжаются в "исторические" мундиры с рунами СС и черепом с костями. Одновременно явочным порядком ликвидируется "наследие советского периода", например, недавно был демонтирован бюст генералу Лембиту Пэрну, командовавшему 8-м Эстонским стрелковым корпусом Красной армии, освобождавшим в 1944 году страну от гитлеровцев и их пособников. Но в нынешней Эстонии предпочитают не вспоминать, что большая часть эстонцев все-таки сражалась во второй мировой войне против фашистов, а не вместе с ними. Там продолжают пытаться ставить историю с ног на голову и ограничивать права и льготы ветеранов войны – антифашистов. Будет очень странно и стыдно для всего западного "свободного мира", куда недавно приняли Эстонию, если эта страна придет к 60-летию победы антигитлеровской коалиции во второй мировой войне с реабилитированными военными преступниками в качестве своих "национальных героев".