logo

Хлебные крошки

Статьи

Азия
Политика

Вячеслав Пашко

С Новым Годом, Центральная Азия!

Лидеры центрально-азиатских государств о том, что было, что будет, и чем сердце успокоится

Для любого жителя постсоветского пространства выступление государственного лидера с новогодним обращением – событие нерядовое. Кто-то его внимательно слушает, кто-то – нет, но все подсознательно отмечают, как выглядит первое лицо страны, с какой интонацией обращается, какие слова говорит. Наиболее продвинутые граждане пытаются анализировать сказанное президентом, надеясь укрепиться в собственных оценках минувшего, рассмотреть тенденции настоящего и узнать перспективы будущего. И хотя в таком подходе присутствует определенная доля лукавства, так как вряд ли стоит серьезно воспринимать простые праздничные поздравления, некий резон в этом все-таки есть. Особенно это касается новогодних обращений центрально-азиатских лидеров СНГ, чьи речи всегда воспринимались большинством населения их стран в силу восточного менталитета как канонические, содержащие истину, если не в последней инстанции, то близко к ней.

Сказанное своим согражданам в новогоднюю ночь С.Ниязовым, И.Каримовым, Э.Рахмоновым, А.Акаевым и Н.Назарбаевым имело немало общего, что в принципе и понятно. Поздравления и теплые слова – это именно то, что и хотят услышать люди из уст своих лидеров в праздник. Однако прежде всего интересны выводы и оценки, сделанные высокими руководителями по итогам года, которые, естественно, разнились у каждого из них в силу специфики каждой из стран.

Так, С.Ниязов, А.Акаев, Н.Назарбаев считают минувший год волне удачным для своих стран.

Президент Туркмении делает такой вывод исходя из экономических показателей, отмечая, что "прирост производства внутреннего продукта составил 23 процента, добыча основных национальных богатств Туркменистана – нефти и газа доведена до 10 млн. тонн и до 60 млрд. кубометров соответственно".

Глава Киргизии называет минувший год "наиболее ярким и знаменательным во всей истории суверенного Кыргызстана". Однако не экономические успехи, о которых упоминает вскользь, отмечая тенденцию роста экономики, он ставит во главу угла, а духовный и моральный триумф Киргизии на международной арене. Ведь именно прошедший 2003 год был объявлен ООН Годом кыргызской государственности. По мнению А.Акаева, это стало "поистине "планетарной презентацией" древнего народа Киргизии и явило человечеству все богатство его более чем двухтысячелетней культуры и истории".

Президент Казахстана Н.Назарбаев охарактеризовал 2003 год как "плодотворный и результативный во всех отношениях". И главной причиной этого он считает то, что "нас не коснулись никакие потрясения", "все работали в атмосфере стабильности, мира и согласия". Отметил Н.Назарбаев и экономические успехи страны, с особой гордостью подчеркнув одно из ведущих мест Казахстана в СНГ по объему внутреннего валового продукта.

Менее оптимистичны в своих оценках прошедшего года были президенты Таджикистана и Узбекистана.

Правда, Э.Рахмонов все-таки называет 2003 год "еще одним благополучным и удачным годом", но упоминает об "определенных трудностях", однако не раскрывает их подробно. Он так же, как и А.Акаев, делает акцент на активном участии Таджикистана "в решении общепланетарных проблем". С вполне объяснимой гордостью глава государства говорит о том, что, именно по предложению Душанбе 2003 год был объявлен ООН Годом Пресной воды, а 2005-2015 годы – Десятилетием Пресной воды. Э.Рахмонов считает данные факты "крупным историческим событием в многотысячелетней истории таджикского народа".

Весьма далек от радужных оценок минувшего года И.Каримов, который характеризует его "непростым, во многом трудным" для Узбекистана. Подвергнув руководство страны и себя в том числе критике за то, что "во многом нам не удалось реализовать все наши возможности, удовлетворить все ожидания и потребности людей", И.Каримов сослался на объективные трудности, связанные с погодными и климатическими условиями, ударившими по ведущей отрасли экономики страны – сельскому хозяйству. И все-таки, по словам узбекского лидера, 2003 год был "годом последовательного осуществления масштабных реформ, продвижения на пути обновления и модернизации страны".

Подведя итоги уходящего года, большинство лидеров стран Центральной Азии наметили перспективы на будущее.

С.Ниязов был краток, напомнив гражданам своей страны, что "в соответствии с Национальной программой "Стратегия экономического, политического и культурного развития Туркменистана на период до 2020 года" каждые пять лет уровень жизни народа будет повышаться вдвое".

В Киргизии 2004 год объявлен Годом социальной мобилизации и добросовестного управления. По словам А.Акаева, "главная наша задача – добиться заметного улучшения жизни людей, повышения их доходов, сокращения бедности. Все ресурсы страны должны быть направлены на достижение этой цели".

Н.Назарбаев заявил о намерении руководства Казахстана "уделить особое внимание духовному воспитанию, культурному многонациональному наследию, образованию". Он призвал население страны "быть не созерцателями, а активными созидателями своей судьбы и судьбы государства", отметив, что только с таким подходом "все мы будем жить лучше, а Казахстан – становиться краше".

Президент Таджикистана подчеркнул, что в ближайшие три года вся экономическая деятельность правительства будет осуществляться в рамках принятой Стратегии сокращения бедности в стране. Судя по выступлению Э.Рахмонова, наиболее острой проблемой в наступившем году станет "изменение формы предоставления льгот и их отмены для отдельных категорий населения". Очевидно, что страна, пережившая одну из наиболее жестоких войн на постсоветском пространстве и имеющая множество льготников-ветеранов и инвалидов, просто не в состоянии нести столь тяжелое социальное бремя. Однако, по словам президента, "действительно нуждающимся гражданам компенсационные выплаты будут осуществляться адресно", на что "в бюджете 2004 года выделены огромные суммы".

В Узбекистане 2004 год станет Годом доброты и милосердия, что является "продолжением оправдавшей себя традиции, когда в центр общественного внимания ежегодно вносится тот или иной жизненно важный вопрос, решение которого имеет непосредственное значение для улучшения жизни и укрепления демократических ценностей в сознании миллионов людей". И.Каримов подчеркнул, что без внимания не останется
ни один нуждающийся человек, который будет окружен теплом и заботой, а его жизненные потребности удовлетворены.

Вот такие вот, если кратко, были основные моменты новогодних обращений к своим согражданам лидеров государств Центральной Азии. Безусловно, говорили они больше. Самой продолжительной была речь Э.Рахмонова, который не забыл упомянуть и про "катастрофические политические и социальные взрывы и потрясения нового века", и про "мировые глобализационные процессы", и про террористическую и наркотическую угрозу и про Киотские соглашения. Его обращение может быть и выглядит несколько тяжеловатым и не совсем новогодним, но зато справедливо претендует на чемпионство по широте охвата затронутых проблем. Правда, ни разу президент Таджикистана не упомянул о других народах, населяющих страну, все больше говоря о "здоровом чувстве национального самосознания, гордости и патриотизма". Были им отмечены "цивилизаторские и культурообразующие черты таджикского этноса", и выражена надежда на то, что "народ страны придаст празднованию Нового года величие и национальный колорит".

Остальные президенты так или иначе упоминали в своих новогодних обращениях о многонациональности возглавляемых ими государств. Даже С.Ниязов, неоднократно повторяя в своей речи словосочетания "Туркменское государство" и "туркменская нация", в конце обращения поздравил с праздником "все живущие в Туркменистане народы". А.Акаев упомянул об общенациональном согласии, а И.Каримов – "о мире и согласии в нашем общем доме". Более конкретен и подробен был Н.Назарбаев, который напомнил своим согражданам, что они живут на территории "многонационального и многоконфессионального" государства.

Кстати, президент Казахстана был единственным из лидеров региона, кто в своем обращении упомянул о России. Было особо отмечено, что Год Казахстана в России (2003 г.) внес существенный вклад в "укрепление интеграционных процессов двух стран", и выражена надежда, что "предстоящий Год России в Казахстане еще сильнее сблизит наши народы". "У нас общее историческое прошлое и нам вместе, рука об руку, шагать и в будущем", – отметил Н.Назарбаев.

Казалось бы, мелочь и формальность, а почему-то приятно.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie