logo

Хлебные крошки

Статьи

Соотечественники
Вера
Россия

С Рождеством Христовым, дорогие соотечественники!

Рождественское послание отца Сергия Широкова, директора Центра миссионерских исследований (Москва)

«И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины», Ин. 1:14



Дорогие братия и сестры в России и в рассеянии!

Сердечно поздравляем Вас с Рождеством Христовым и Новолетием!



Западный мир праздновал Рождество Христово, или Кристмас, в конце года – 25 декабря 2005 г., а мы, в России, – празднуем в начале Нового 2006 г. – 7 января. Такое расхождение во времени можно объяснить и с богословской, и с научной точек зрения.
Однако, как можно объяснить это представителям других религий, или новообращенным христианам в странах Азии, Африки, Латинской Америки и других стран т.н. «третьего мира»?


Нам самим нужно прежде уяснить и осознать тот факт, что Бог, родившись как человек, вошел в человеческую историю, дополнив ее время вечностью. Это событие произошло, как мы считаем, 2005 лет тому назад. Но в действительности оно совершается и во времени и в вечности. Как в России, так и повсюду на земле мы празднуем его каждый год. Бог-Слово и по сей день продолжает воплощаться в человеческой истории и культуре, среди различных племен и народов, чтобы таким образом, пока есть время, просветить всякого человека, приходящего в мир.


Для тех, кто встречает Рождество по Григорианскому календарю, праздник Рождества завершает календарный год, тогда как в России по Юлианскому календарю он оказывается в начале календарного года и открывает круг святочных праздников, которые завершаются 19 января праздником Богоявления или Крещения Господня. В одном случае праздник завершает то, что совершалось в прошлом, в другом – является точкой отсчета для начала будущего. Такое различие в календарях – не просто историческая коллизия, или парадокс в астрономических познаниях, это фундаментальное отличие между двумя христианскими цивилизациями – восточной и западной. Принятие того или иного календаря определяет те духовные процессы, которые протекают в истории и культуре народов, и не только их настоящее, но и будущее, к чему они устремлены. Суть не в том, каковы были разногласия в прошлом, а в том, каковы векторы их будущего, ведут ли они к спасению, или к новому мировому порядку?


Атрибутами западного христианства с его технологической цивилизацией становятся маскарады с Санта Клаусами, распродажи и подарки, гастрономические изощрения и застольные церемонии. В основе рождественского бума здесь – коммерция, лицемерие и попытка навязать всему миру стандарты, свойственные западному образу жизни, а точнее, англо-американскому. Начать хотя бы с вездесущей рекламы праздника, которая искажает или вовсе подменяет его духовный смысл. Общество всеобщего потребления хочет всех осчастливить подарками, насытить и без того сытое чрево обывателя, потешая его маскарадами и парадами, разумеется, не даром. Из миллионов потребителей этого благоденствия найдется совсем немного знающих, кто скрывается под именем Санта Клауса. Для них он – ряженый дед с мешком вожделенных подарков, а не Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, который для всего православного мира является правилом веры и великим Чудотворцем. Гастрономические же излишества, лишенные 40-дневного Рождественского поста, превращают праздник в самодовольную и разнузданную праздность.


Разве для того Бог стал человеком и родился в первозданной простоте Вифлеемской пещеры, ибо для Богородицы не нашлось места в гостинице и под кровом человеческого жилья? В городе Вифлееме в то время шла перепись иудейского населения. Свет Вифлеемской звезды, который привел с Востока волхвов-звездочетов, уже давно померк для западного христианства: здесь не утруждают себя 40-дневным Рождественским постом. Чем более развивается западная технологическая цивилизация, тем более здесь хотят потреблять и наслаждаться.


Господь смиряет гордое западное сообщество, как это было на Кристмас 2004, когда тысячи его членов погибли под волнами катастрофического цунами на курортах Юго-Восточной Азии. Да и нынешний Кристмас 2005 надолго запомнится в Европе и в Америке небывалыми морозами и снегопадами, под которыми они встречали праздник, оказавшись без света в домах или на дорогах в Европе и США.


Не так встречают этот праздник в православной России! Во время поста, в Рождественский сочельник и в самый день праздника мы слышим церковные песнопения: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человеках благоволение» (Лк.2:14). Это песнопение Ангелов впервые услышали Вифлеемские пастухи 2005 лет тому назад. Узнав о рождении Богомладенца, они пошли поклониться Ему, а затем возвратились к своим стадам, «славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано» (Лк.2:20).
И нам подобает, оставив свои горделивые мысли и похотливые желания, в сердечной простоте воспринять тайну Христова Рождества, придти и поклониться, принося Ему свои дары – пост, богомыслие и молитвы!


Этому учили нас наши благочестивые предки и святые, которые веками созидали в России православную цивилизацию.


«Лучшие на земле минуты, – писал св. прав.Иоанн Кронштадский, – это те, в которые мы горняя мудрствуя, вообще когда познаем или защищает истину, эту небесную жительницу, гражданку… Значит, существенные выгоды душевные требуют того, чтобы наичаще возносились превыше земли, горе, на небо – где истинная жизнь наша, истинное отечество наше, ему же не будет конца» («Моя жизнь во Христе», т.2, с.10).


Слово Божие воплощается среди множества народов и культур, христианских и не-христианских. Что же это означает для современной России? Наше поклонение и служение Воплощенному Слову, должны сопровождать благодать и истина, ибо, как свидетельствует Писание, только в духе и истине нужно поклоняться Богу. Нам, как некогда ученым волхвам, которые вели наблюдения за звездным небом, нужно тщательно вглядываться в будущее России, стяжать мудрость, мужество и силы. Они нужны нам, чтобы преодолеть исторические расколы и разделения, ослабившие и разорившие Церковь, чтобы начать строить мосты и разрабатывать реальные проекты совместного сотрудничества с нашими православными и не-православными собратиями и соотечественниками в дальнем и ближнем Зарубежье.


2006 год открывает нам новые пути и формы творческого развития по тем векторам, которые определят будущее русской православной цивилизации. Например, после всенародного празднования 1000-летия основания Казани одним из них должен стать диалог с традиционными для России религиями, такими как ислам и буддизм. Именно они в будущем будут формировать духовные процессы в развитии восточных цивилизаций Китая, Индии, Японии. В результате такого диалога Россия с ее православной цивилизацией может приобрести союзников и партнеров в эсхатологической борьбе с монстром западной технологической цивилизации.


Это и другие приоритетные направления определят и программы Центра миссионерских исследований в наступившем году. В них будут участвовать сотрудники информационного агентства «InfoRos» и РОО «Информационная цивилизация XXI ВЕК», а также Институт русского Зарубежья.


Хочу поздравить наших новых сотрудников и всех соотечественников в ближнем и дальнем Зарубежье с Рождеством Христовым и Новолетием! Приглашаю вас к сотрудничеству по созданию базы данных о миссионерах Русской Православной Церкви, которые своим подвигом утверждали Православную веру среди не-православных народов и культур. Ждем Ваших отзывов и сообщений.


Мир и радость, благодать и истина пусть наполняют всех нас в эти святые дни!
Бог воплотился, чтобы мы очистились от греха, познали истину и вместе со всеми святыми Земли Российской и повсюду в мире просиявшими свидетельствовали об истинном Свете, Который сияет в вере Православной и ею просвещает народы!


Священник Сергий Широков,

Директор Центра миссионерских исследований



Москва

2006 год

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie