logo

Хлебные крошки

Статьи

Переселение соотечественников
Политика
Казахстан и Средняя Азия

Алексей Корнилов, Казахстан

С русским фактором придется считаться всем

В Казахстане обсуждают российскую программу переселения соотечественников

До 2007 года у «русского альянса» ещё есть время, чтобы определиться по отношению к российской программе переселения соотечественников. На совместной конференции «Русской общины Казахстана» и Республиканского славянского движения «Лад», состоявшейся в 11 августа в г. Алма-Ате, об этом было сказано недвусмысленно.

«В зависимости от того, насколько будут обеспечены правовые гарантии русскому населению, мы окончательно определимся в своём отношении к нашему будущему в Казахстане», - говорилось в озвученном на конференции заявлении. Понимать это следует так, что русские организации в республике не хотят быть материалом для этнических экспериментов, и намерены максимально использовать «политический ресурс» путинской программы по переселению для отстаивания интересов русскоязычных граждан республики.

Более того, в заявлении «Русской общины Казахстана», Республиканского славянского движения «Лад», «Союза казачьих общественных объединений Казахстана», общественного фонда «БлаговестЪ», было подчёркнуто, что с «русским фактором» в политической жизни Казахстана «придётся считаться всем участникам политического процесса». Тем самым состоявшаяся конференция продемонстрировала, что процесс консолидации русских в Казахстане фактически завершён, и «русский альянс» занял монопольное положение среди других русских общественных объединений.

Следует признать, что конкурентов у «русского альянса» в Казахстане почти не осталось. Всё, что именуется «былинами», «родниками» и другими столь же патриархально- фольклорными названиями, по большей части имеет весьма отдалённое отношение к реальной общественно-политической деятельности в настоящем её понимании. И «культурно-просветительская» АРСК (Ассоциация русских, славянских и казачьих организаций), призванная в своё время «клонировать» русское движение в Казахстане, и «лубочные» русские центры, контролируемые местными властями, - по определению далеки от политической и правозащитной проблематики. Да и созданы они, как правило, по инициативе сверху.

Удел подобного рода национальных объединений – «гуманитарное пространство», позволяющее находить в нём правовой комфорт и небольшие материальные выгоды. Кроме того, за их громкими наименованиями обычно скрывается два-три десятка полуноменклатурных деятелей и лиц, чей общественный статус умело используется властями для фрагментации русского социума и выхолащивания остроты имеющихся объективных противоречий в межнациональных отношениях.

За полтора года своего существования НКС (Неформальный Совет русских, славянских и казачьих организаций) из аморфного объединения превратился в структурированную политическую организацию, успешно использующую информационные и идеологические инструменты для достижения своих целей. При этом руководству «русского альянса» в своей политической риторике удалось сохранить нужный баланс: не свалиться в болото примитивного воинствующего национализма и, вместе с тем, остаться на позициях последовательной защиты интересов большинства русского и русскоговорящего населения республики.

Перечень организаций, вошедших в «русский альянс», говорит сам за себя. Все они обладают разветвлённой сетью филиалов во всех областях республики и основываются на общей логике сохранения национальной идентичности и своей значимости в экономической и социально-политической жизни Казахстана. Есть единый руководящий орган для принятия решений, и созданы все элементы самодостаточной общественной структуры, близкой по своим основным характеристикам к политической партии. Кроме того, важным обстоятельством является то, что большая часть русских лидеров ощущают свои патриотические обязательства к республике, в которой они родились и соединены многолетними братскими, а порой и родственными отношениями с коренным населением страны.

Неизменной остаётся и лояльность «русского альянса» к президенту Назарбаеву. Этот политический выбор носит точно выверенный и объективный характер. Именно с личностью Нурсултана Назарбаева связаны внутриполитическая стабильность и устойчивое социально-экономическое развитие Казахстана. Благодаря его личным усилиям и политической воле страна пока сохраняет преимущества полиэтничности и европейского вектора развития, не скатываясь при этом к традиционным формам азиатской деспотии.

Как говорится в совместном заявлении, русские организации выступают за «управляемую демократию» и поддержку действующего главы государства, «поскольку любое ослабление президентской власти приведёт к обострению внутриклановой борьбы и социальным потрясениям в республике». Кроме того, как указывается в документе, поддержка Назарбаева русскими организациями обусловлена интересами безопасности и политической стабильности во всём центрально-азиатском регионе.

Вместе с тем руководством «русского альянса» было ещё раз четко заявлено: русское движение «выступало и выступает за равноправное функционирование казахского и русского языков, за участие русских в управлении государством, за принятие законов и создание механизмов, регулирующих весь спектр межнациональных отношений в соответствии с международными нормами и стандартами».

В этой связи на конференции были ещё раз подняты вопросы: о придании русскому языку статуса государственного и о создании национально-культурной автономии. И катализатором всех этих застаревших проблем национального строительства в Казахстане стала российская программа по добровольному переселению соотечественников.

Очевидно, что в этой ситуации позиция «умолчания» о существовании «русского вопроса» в республике не сможет быть реализована, и казахстанским властям придётся в ближайшее время определиться с судьбой русского населения республики. Вариантов здесь немного, а точнее, для руководства Казахстана существует одна дилемма: либо «второй эшелон» в Россию - массовый выезд русских, либо конкретные, законодательно закреплённые гарантии для русскоязычного населения республики.

Пока программа по добровольному переселению соотечественников не вызвала видимой реакции властей Казахстана, которые, казалось бы, должны встревожиться потерей значительной части продуктивного населения страны. Откликнулись на неё, прежде всего национал-патриоты, пожелавшие русским «всех благ и счастливого пути» в Россию, а также отдельные общественные деятели, постаравшиеся снизить эффект её воздействия на умы русского населения республики. Основные аргументы: русские в Казахстане всем довольны, миграционный потенциал в республике отсутствует.

Понятно, что это не так, и объективные данные это подтверждают. Неангажированные политологи и специалисты считают, что сколько-нибудь значительный отток русского населения (10-15%) нанесёт существенный ущерб экономике Казахстана, не говоря уже о других не менее серьёзных социальных, политических и геополитических последствиях для всей Средней Азии. Но это масштабная тема, требующая отдельного и внимательного рассмотрения. Пока же никто из казахстанских и российских аналитиков не попытался спрогнозировать, как исход русского населения из Казахстана (последнего большого русского «анклава» в Азии) повлияет на общую геополитическую ситуацию в ЦА. А над этим следовало бы хорошо задуматься и обстоятельно проанализировать.

Но вернёмся к теме миграционного потенциала. Большая часть социологических исследований и выводов о настроениях русской диаспоры в Казахстане закрыта для широкой общественности. Часть из них находится в государственных структурах с грифом «для служебного пользования», а остальные размещаются в специализированных научных изданиях с ограниченным тиражом. Но отдельные материалы независимых информационно-аналитических сообществ и институтов всё же время от времени появляются в прессе и Интернете.

Как свидетельствуют социологические исследования, проведённые институтом стран СНГ, большинство русских, проживающих в Казахстане, отмечают ущемление прав национальных меньшинств. Ниже приводятся данные из этого социологического исследования под названием «Социальные аспекты положения русской диаспоры в Казахстане» (В. Михайлов), опубликованные на сайте «Материк» института стран СНГ.

«Из числа опрошенных, 73% считает, что в Казахстане имеют место нарушения прав этнических меньшинств. Анализ ответов представителей различных социальных групп позволяет судить об ущемлённости российских соотечественников в сферах, связанных с употреблением русского языка (66%), в дискриминации по национальному признаку при приеме на работу - 58%, при выборе в органы власти – 50%, выдвижении русских на руководящую работу (41%). Полученные данные подтверждают устойчивость процесса продолжающейся мононационализации управления не только трудовых коллективов, но и государственных органов».

«Отношение к миграции в анкете, в первую очередь, фиксировалось на уровне непосредственной реакции на проблему, то есть задавался вопрос "Задумывались ли Вы о выезде из республики?". 28% ответили утвердительно и лишь 8% отрицательно. Из всех опрошенных в ближайшее время собираются уезжать 8%, собираются уезжать 20% и пока еще не решили - 56%, что в сумме фактически соответствует доле задумавшихся над тем, чтобы оставить республику (84%) .Это подтверждает вывод о том, что эмиграция русских из Казахстана все еще имеет солидный потенциал.

Тот факт, что в среде русскоязычного населения Казахстана высок уровень миграционной мобилизации, подтверждается и представителями русских общественных организаций. Так, заместитель председателя движения «Лад» Пётр Кузьменко, ведущий ежедневный приём граждан в г. Кокчетаве Акмолинской области, и на прошедшей конференции, и в частной беседе отметил всплеск миграционных настроений, вызванных обнародованием российской программы по переселению соотечественников.

«С момента публикации Указа президента Путина «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» резко возросло количество людей, желающих покинуть Казахстан. В нашей приёмной толпится народ, из сёл приезжают даже целыми семьями. Я могу только ещё раз подтвердить то, что говорил ранее. Русские из Казахстана будут уезжать до тех пор, пока власти не обеспечат законодательных гарантий «нетитульному» населению. Но, честно говоря, я мало в это верю», - отметил Петр Кузьменко.

Впрочем, к такому негативному развитию событий и, соответственно, «плановой эвакуации» как крайнему варианту готовы и отдельные лидеры «русского альянса». По имеющейся информации, идёт процесс зондирования в Москве и российских регионах по поводу возможности компактного заселения русскими соотечественниками больших территорий. Предполагается, что русские переселенцы возьмут на себя местное самоуправление, и с помощью своих специалистов будут создавать инфраструктуру и новые производства.

Вообще-то, недостатка разных мнений и суждений на эту более чем актуальную для Казахстана тему в прессе не ощущается. К примеру, в статье «В.Путин – в путь, по вагонам!?» (А.Лобанов, В. Лукашёв), опубликованной на сайте ZONAkz, говорится о программе переселения соотечественников как о своеобразной «сделке» между двумя президентами - Путиным и Назарбаевым.

«Надо полагать, это постановление родилось не с бухты-барахты и не надо думать, что российский президент перед этим “с печки упал”. Наверняка вопрос грядущего переселения тщательно изучался и наверняка согласовывался с Назарбаевым. А это значит, что и руководство России и руководство Казахстана видят перспективу такой миграции и тем или иным образом просчитали политическую, и экономическую составляющие этой программы для своих стран. Оценили возможные плюсы и возможные минусы», - пишут авторы.

Но, как представляется, дело заключается не в том, «слили» ли президенты в очередной раз русских или не «слили». Речь-то как раз должна идти о том, что «возможные плюсы и возможные минусы» в полной мере не оценили, и пользы от массового выезда русских никому не будет. Если, к примеру, по газовым и нефтяным контрактам между Казахстаном и Россией общественность имеет представление об их выгодности или невыгодности, то по массовому переселению русского населения нет никаких экономических расчётов и цифр. В частности, есть все основания предполагать, что искусственное вымывание русского населения приведёт к росту напряжённости в центрально-азиатском регионе. И, конечно же, больше всего от этого потеряет Казахстан.

При этом одним из негативных моментов «русского исхода» станет ослабление позиций президента Назарбаева. Уступив национал-патриотам в «русском вопросе», он рискует оказаться без массовой политической и социальной поддержки внутри страны. Казахский электорат будет раздроблен между национально-ориентированными партиями и движениями, включая радикалов всех мастей, и президент окажется один на один с кланами и со своими ближайшими «заклятыми» друзьями и соратниками.

«Русский альянс» на своей конференции в г. Алма-Ате ещё раз выразил свою лояльность по отношению к действующему главе государства, гарантировав ему поддержку 6 млн. русскоговорящего населения. Более того, предложил ему свой русский партийный ресурс – юридически и организационно оформленное массовое движение в лице республиканских организаций «Русской общины», «Лада» и «Союза казачьих общественных объединений». Ближайшее время покажет, сумеет ли президент Назарбаев, проявив присущую ему дальновидность и политическую волю, сделать правильный цивилизационный выбор.

Подытоживая эту статью, хочется привести цитату из материала Эдуарда Корнеева «Русские Казахстана объединяются», размещённого на сайте АПН-Казахстан:

«Как ни аксиоматично это звучит, но, тем не менее: нельзя создать свободу одних на дискриминации других. Способность решить национальные вопросы на основе соблюдения законных прав этнических общин, по образцу современных многонациональных демократических государств, станет важнейшим показателем того, насколько оправданы претензии Казахстана встать вровень с передовыми странами мира».

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie