logo

Хлебные крошки

Статьи

Грузинский крест
Политика
Ближнее зарубежье

Саммит НАТО,

или Несбывшиеся мечты Грузии

Мечты президента Грузии М.Саакашвили после прихода его к власти связаны со сближением с Западом, включая интеграцию в Североатлантический альянс. Грузинский президент уверен в том, что НАТО уже является для Грузии серьезным фактором безопасности и "территориальной целостности". Как считает М.Саакашвили, в качестве члена этой организации Тбилиси сможет позволить себе многое из того, что сегодня опасается делать в отношении России, считая ее своим врагом. Согласно сообщениям грузинских СМИ, большинство населения Грузии поддерживает курс руководства на вхождение своей страны в этот военный блок.

С целью вступления в НАТО грузинские военнослужащие принимали участие в боевых действиях в Ираке, а также в Афганистане в составе Международных сил содействия безопасности. Несмотря на то, что в Афганистане гибнут грузинские военные, грузинский контингент в этой стране в текущем году будет значительно увеличен, после чего Грузия станет самой представленной в миссии НАТО в Афганистане страной, не входящей в Североатлантический альянс. Более того, страны альянса, в первую очередь США, оказывают грузинской армии широкую материально-техническую поддержку. Президент Грузии М.Саакашвили после визита в Вашингтон в январе текущего года заявил, что он "добился полного восстановления военных поставок и обещания обязательно быть принятым в НАТО".

8 декабря 2011 г. Грузия впервые была упомянута в официальном документе НАТО в качестве страны-аспиранта, что, по словам главы МИДа РФ С.Лаврова, "вызывает недоумение" и "настороженность, потому что процесс ремилитаризации Грузии после войны 2008 г. идет очень быстро". В марте текущего года Грузия и НАТО подписали соглашение об углублении взаимного сотрудничества в области обеспечения безопасности, включая оказание помощи в сфере обороны и кибербезопасности, а также в сенат США был внесен законопроект, призывающий ускорить включение Грузии в члены альянса. В этой связи М.Саакашвили возлагал большие надежды на 25-й саммит Североатлантического альянса, состоявшийся 21–22 мая в Чикаго.

Вместе с тем, на Чикагском саммите основными темами были система противоракетной обороны в Европе и ситуация в Афганистане. Кроме того, придавалась "стратегическая важность" отношениям с Россией, в частности, у США вызывает беспокойство военное присутствие РФ на территории Южной Осетии и Абхазии, которые Вашингтон называет грузинской территорией.

В этой связи альянс призвал Россию отказаться от признания Абхазии и Южной Осетии в качестве независимых государств. Руководство стран, входящих в НАТО, уделило внимание также и перспективам расширения границ блока за счет вступления в него новых стран.

Однако по последнему вопросу прогресса, фактически, не состоялось, и четыре страны-аспиранта, включая Грузию, лишь получили очередные заверения в продолжении политики "открытых дверей". Так, госсекретарь США Х.Клинтон, выступая в ходе саммита в Чикаго, заявила, что вопрос о расширении альянса будет рассмотрен на следующем саммите НАТО, место и дата проведения которого пока не назначены. Тем не менее, несмотря на то, что по оценкам некоторых экспертов, прошедший саммит НАТО в Чикаго оказался для Грузии неудачным, грузинский президент М.Саакашвили в ходе своего выступления на саммите заявил, что его страна будет готова войти в состав Североатлантического альянса уже в 2014 г.

Вместе с тем, несмотря на то, что Грузию снова пообещали принять в НАТО, на Чикагском саммите перед Грузией были поставлены условия, выполнение которых необходимо для вступления в эту организацию. И если ранее Вашингтон неофициально не раз давал понять Грузии, что перспективы вступления ее в Североатлантический альянс напрямую зависят от соблюдения Тбилиси демократических норм и процедур в ходе предстоящих выборов, то теперь это требование оказалось зафиксировано в итоговой декларации саммита. Согласно мнению генерального секретаря НАТО Андерса Фог Расмуссена, несмотря на то, что "Грузию и НАТО связывают особое партнерство и тесное сотрудничество", путь Грузии к альянсу не так прост, как кажется грузинскому президенту – необходимо проведение еще многих работ. В частности, парламентские и президентские выборы в 2012–2013 гг. руководитель НАТО назвал "центральным вопросом" на пути вступления Грузии в НАТО. То есть, во многом задержка включения Грузии в НАТО связана со слабостью демократических институтов страны.

США также усомнились в грузинской демократии. Известно, что за две недели до саммита в Вашингтоне заявляли, что пока рано говорить о вступлении Грузии в НАТО, так как она не достигла уровня, требуемого для кандидатов в альянс. Так, американские власти подвергли резкой критике нападки на оппозицию со стороны грузинских властей. Как заявил 25 мая 2012 г. посол США в Грузии Джон Басс, его страна "сожалеет по поводу распространяемой информации об ущемлении политической оппозиции" в преддверии проводимых в этом году парламентских, а затем и президентских выборов.

Вместе с тем, значительную роль играет также и неурегулированность отношений с Абхазией и Южной Осетией. В частности, для членства в НАТО Грузии предстоит также уладить конфликт с Россией по поводу самопровозглашенных республик Абхазия и Южная Осетия, независимость которых Тбилиси не признает. Поэтому, несмотря на стремление в НАТО, североатлантические перспективы для Грузии остаются весьма туманными, поскольку республика даже теоретически не может стать членом альянса, пока не урегулирует свои т.н. территориальные проблемы с этими кавказскими республиками.

Как заявил экс-президент Грузии Э.Шеварднадзе, ожидания, которые навязывают его стране, являются завышенными. Таким образом, Североатлантический военный блок указал кандидату в члены НАТО на "открытую дверь".

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie