"Саммит прорывных решений"
Визит Владимира Путина в Китай, несомненно, вывел российско-китайские отношения на новый качественный уровень, прежде всего, в экономической сфере
Прошедший недавно официальный визит президента России Владимира Путина в Китай вызвал самое пристальное внимание международных обозревателей, расценивших его как важный новый этап в развитии двусторонних отношений Москвы и Пекина. С этой оценкой согласился и сам российский президент, оценивший итоги своей поездки в КНР и переговоры с председателем КНР Ху Цзиньтао, как "саммит прорывных решений".Сам уровень и дух прошедшего российско-китайского саммита показал, что Китай рассматривает Россию, как второго в мире по значимости после США партнера в вопросах стратегической стабильности и ракетно-ядерной сфере, а также как важный источник энергоресурсов, научных технологий и военной техники и один из крупнейших рынков сбыта китайских товаров и услуг своих трудовых ресурсов. Китай уверенно занимает первое место в мире по объемам закупок российского вооружения, приобретая в большом количестве военные самолеты, боевые корабли и другую технику.
В ходе визита, как известно, был подписан целый ряд важных документов политического и экономического характера. В частности, Китай подтвердил свое согласие на вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО), о чем было подписано особое соглашение. Договоренность по ВТО означает, что стороны договорились о взаимном доступе на рынки. До этих пор вопрос о барьерах на пути китайского экспорта в России был главным предметом озабоченности китайской стороны.
По мнению российских экспертов, в отличие от других эти соглашения немедленно окажут свое практическое воздействие на состояние российско-китайских отношений. Сейчас мелкая торговля с Китаем осуществляется в основном на основании устной договоренности. Теперь же будут созданы правовые основы по обеспечению нормальных условий работы и безопасности китайских коммерсантов в России.
Пакет подписанных в Пекине документов включает и соглашение о совместной борьбе с контрабандой. Для этого будет налажен электронный обмен информацией между таможенными ведомствами двух стран и устранены существенные несовпадения в статистических данных. Помимо договоренностей по ВТО, президент Путин считает особенно важным соглашение о полном урегулировании пограничных споров. По его словам, "поставлена точка в пограничных спорах между нашими странами".
Однако, по общему мнению всех экспертов, доминировала на саммите все-таки экономика. Товарооборот между Россией и КНР сейчас составляет 13 миллиардов долларов, однако стороны намереваются довести его до 20, а в перспективе и до 60 миллиардов долларов. Российские экономисты считают эту задачу вполне реальной. Китайская экономика в настоящее время вторая по размерам в мире. Российская экономика также растет и занимает все больший сегмент мирового рынка. Это создает вполне объективные основы для роста товарооборота КНР с Россией.
До 2020 года Китай собирается инвестировать в российскую экономику 12 миллиардов долларов. Деньги будут вложены в развитие инфраструктуры, разработку нефти и газа, а также в сферу высоких технологий. На встрече с президентом России глава госсовета КНР Вэнь Цзябао заявил, что страны должны сделать свои рынки более открытыми друг для друга, увеличить товарооборот и усовершенствовать существующую структуру торговых отношений.
В свою очередь, Владимир Путин сказал, что хотя он тоже считает необходимым увеличить торговлю и сотрудничество в энергетической отрасли (уже существует договоренность о строительстве двух плавучих АЭС), более важным для него является совместная работа в области высоких технологий, коммуникаций, транспорта и производства товаров с добавленной стоимостью. Известно, что в Китае сейчас рассматривается план строительства на российском Дальнем Востоке целлюлозно-бумажного комбината, инвестиции в этот проект могут составить 36 миллионов долларов. Кроме того, не исключено создание в Москве и в Санкт-Петербурге китайских деловых центров и китайских кварталов.
При этом, как отметили наблюдатели, Россия, похоже, больше не боится китайской экспансии на Дальнем Востоке, о которой так много говорили раньше. Практически прекратились разговоры о "желтой опасности" российскому Дальнему Востоку со стороны китайских нелегальных мигрантов. Планы по увеличению российско-китайского товарооборота, значительная часть которого обеспечивается "челночной" торговлей, подразумевают увеличение китайского присутствия в России.
Это не значит, что проблема полностью снята с повестки дня, но очевидно и то, что в России возобладал более прагматичный и спокойный подход к ней. Ряд российских наблюдателей считает, что "китайскую экспансию" не следует недооценивать, но и не следует ее драматизировать. По их оценкам, речь пока идет о 15 тысячах китайцев, постоянно проживающих в России, и еще порядка 300 тысячах, приезжающих для временной работы. Исходя из масштабов населения Китая, это цифры пока не являются угрожающими для российской национальной безопасности, хотя в перспективе это может измениться.
Еще одной важной темой двусторонних переговоров на российско-китайском саммите стал важный для Пекина "нефтяной вопрос". В ходе своего визита Владимир Путин и другие члены российской делегации дали китайской стороне надежду на достижение договоренности о строительстве нефтепровода в Китай. По словам российского министра экономического развития Германа Грефа, "…если экологическая экспертиза будет завершена, то до конца года может быть принято решение по строительству ветки нефтепровода на Дацин". Стоимость этого проекта оценивается в 2,5 миллиарда долларов.
В России рассматривается технико-экономическое обоснование проекта строительства нефтепровода Тайшет – Тихий океан с возможным ответвлением на Китай, который уже прошел экологическую экспертизу. Китай же выражает заинтересованность в строительстве нефтепровода по маршруту Ангарск-Дацин. Как известно, КНР и Япония жестко конкурировали за то, чтобы Россия направила нефть, добываемую в Сибири, именно к ним. Ранее Россия дала понять, что поддерживает "японский вариант" нефтепровода, который предполагал строительство ветки до порта Находка, откуда ее танкерами доставляли бы в Японию. Западные эксперты при этом предполагали, что у России хватит нефти только для того, чтобы импортировать ее по одному из вариантов – японскому или китайскому.
Однако, как заявил в Пекине Герман Греф, нефти у России хватит на всех и "трубу есть, чем наполнять". На первом этапе Россия могла бы поставлять Китаю 20-30 миллионов тонн нефти ежегодно. Правда, существует проблема с экологической экспертизой проекта в связи с прохождением маршрута нефтепровода через охраняемую зону вокруг озера Байкал, что может вызвать протесты экологов и местной общественности.
Накануне визита в Китай президент Владимир Путин заявил китайским средствам массовой информации, что Россия еще не приняла окончательного решения о судьбе нефтепровода. Он подчеркнул, что, прежде всего, в Москве должны исходить из своих национальных интересов и развивать восточные территории России и территории Дальнего Востока. Поэтому окончательное решение будет принято исходя из этих соображений, но с учетом интересов российских партнеров в регионе, в т.ч. и Китая.
То, что в ходе российско-китайского саммита КНР все же дали надежду на успешный исход переговоров, возможно, повлияло согласие Пекина провести переговоры о допуске российского "Газпрома" на газовый рынок Китая. По словам главы "Газпрома" Алексея Миллера, к 2010 году потребность Китая в газе может составить 20 миллиардов кубометров, и Россия готова помочь ее обеспечить.
В целом визит Владимира Путина в КНР большинство наблюдателей оценивает, как вполне успешный и внесший заметный вклад в расширение взаимопонимания и сотрудничества двух стран. По мнению Чрезвычайного и Полномочного Посла РФ в КНР Игоря Рогачева, близость принципиальных установок внешнеполитической деятельности двух стран формирует благоприятную основу для их сотрудничества по целому ряду конкретных направлений. При этом особенно важно, что общность таких установок не является результатом каких-то союзнических обязательств или принуждения, а представляет собой итог взвешенных оценок современной ситуации с точки зрения собственных государственных интересов.
Безусловно, далеко не все проблемы в отношения России и Китая преодолены. В будущем вовсе нельзя исключить возникновения новых противоречий, вызванных естественными расхождениями в некоторых стратегических и экономических интересах, разностью национальных характеров и менталитетов, разным пониманием и оценкой складывающейся в мире ситуации.
Однако наличие упомянутых проблем и противоречий – это вовсе не повод к ухудшению отношений и возникновению конфликтов, а эффективный стимул к углублению сотрудничества и диалога. Если эта точка зрения будет продолжать доминировать и в Пекине и в Москве, то перспективы дальнейшего развития добрососедских и взаимовыгодных отношений двух стран выглядят вполне обнадеживающими.