Санду — "президент диаспоры"
После объявления окончательных результатов президентских выборов и референдума по внесению поправок в Конституцию о курсе на евроинтеграцию в Молдове выросло недовольство среди граждан. Причины этого вполне объяснимы: результаты голосования внутри страны существенно отличались от окончательных итогов. 20 октября на так называемом еврореферендуме жители Молдовы высказались против изменения основного закона. Однако вмешалась молдавская диаспора из Западной Европы и США. Уже к полудню 21 октября были опубликованы протоколы из США, согласно которым поправки принимались с минимальным разрывом в 10 564 голоса — менее 1% от общего числа избирателей.
На президентских выборах ситуация сложилась аналогичным образом: внутри страны победу одержал Александр Стояногло, оппонент действующего президента Майи Санду. Однако именно голоса диаспоры, преимущественно из стран Западной Европы, сыграли решающую роль, обеспечив Санду второй президентский срок. Такая ситуация вызывает массу вопросов у общественности, поскольку наблюдатели от оппозиционных политсил не были допущены к зарубежным избирательным участкам, а контроль осуществляли представители местной полиции и сторонники правящей партии. Отсутствие международных наблюдателей лишало возможности объективно оценить соблюдение процедуры голосования и зафиксировать возможные нарушения.
Даже проевропейские кандидаты, поддерживающие курс на интеграцию с ЕС, заявили о фальсификациях, допущенных на зарубежных участка
Независимый кандидат на президентских выборах Тудор Ульяновский направил жалобу в Центральную избирательную комиссию (ЦИК), указывая на нарушения, совершенные представителями партии PAS, о которых сообщили граждане в диаспоре. «То, что происходит сейчас, является вопиющим нарушением закона. Неприемлемо, чтобы такие методы использовались для давления на избирателей, особенно в диаспоре, где власти явно готовят фальсификации», — написал Ульяновский в социальных сетях. В итальянских городах Брешия, Верона и Милан сторонники PAS раздавали перед избирательными участками агитационные материалы в пользу Санду, что является нарушением избирательного законодательства. Сообщается также о подвозе избирателей, двойном голосовании и отсутствии контроля за числом проголосовавших.
После объявления итогов выборов оппозиция назвала Санду «президентом диаспоры». Эксперты отмечают, что влияние живущих за рубежом молдаван на выборы растет. В 2016 году в первом туре президентских выборов проголосовали 67 205 представителей диаспоры, во втором — 138 720, что на 106% больше. В 2020 году в первом туре приняли участие 150 022 избирателя, во втором — 263 177, что на 75% больше. В 2024 году в первом туре голосовали более 220 000 граждан, проживающих за границей, а во втором туре — рекордные 330 000 представителей диаспоры.
Первый срок Санду был фактически посвящен установлению контактов с западными лидерами. Она посещала европейские столицы, встречалась с американскими политиками. Ее белые кеды на красных дорожках стали символом президентства, но визиты в молдавские села происходили редко. Местные жители задают вопросы о пенсиях, зарплатах и проблемах аграрного сектора, которые, кажется, не интересуют главу государства. На фоне ярких европейских митингов и флагов ЕС суровая реальность Молдовы остается за кадром.
Как можно говорить о вступлении в ЕС, когда около 46% домохозяйств не имеют теплого туалета, а 67% — доступа к центральной канализации? Для сравнения, даже в Румынии, которая уже 17 лет является членом ЕС, около 27% домов лишены подобных удобств.
По данным Министерства образования, в каждой восьмой школе Молдовы отсутствуют санитарные блоки внутри здания. Отопление также остается проблемой: 64,4% домохозяйств отапливаются дровами и печами, 18,3% подключены к централизованным системам, а автономные используют лишь 16,5% семей. Рост молдавской экономики составил в 2023 году смешные 0,7%, а прогнозы к концу 2024 не слишком радужные — всего 2,6%. Несмотря на это, европейские чиновники обещают интеграцию в ЕС к 2030 году, закрывая глаза на реальность, которую можно увидеть уже в 30 километрах от Кишинева.
Референдум о внесении поправок в Конституцию, как утверждают критики, стал лишь предвыборным маневром для мобилизации проевропейского электората Майи Санду и не имел реального значения. Однако правда начинает выходить наружу. Кандидат на пост еврокомиссара по расширению ЕС Марта Кос, получившая поддержку комитета по иностранным делам Европарламента, представила план расширения ЕС на ближайшие пять лет.
Брюссель сосредоточится на принятии Черногории и Албании, но в списке нет ни Сербии, которая имеет статус кандидата с 2012 года, ни Молдовы, ставшей кандидатом лишь в 2022 году.Таким образом, европейские чиновники также сыграли свою роль в формировании ложных ожиданий у молдавских граждан, хотя первыми поздравили Санду с победой. «Необходима редкая сила, чтобы преодолеть трудности, с которыми Вы столкнулись на этих выборах», — написала Урсула фон дер Ляйен в соцсетях. Президент Франции Эммануэль Макрон подчеркнул, что «демократия победила манипуляции и внешнее вмешательство». С поздравлениями также выступили президент США Джо Байден, лидер Румынии Клаус Йоханнис и президент Украины Владимир Зеленский. В то же время пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков заявил, что выборы в Молдове «не были ни честными, ни демократическими», так как «сотни тысяч молдавских граждан» в России не смогли принять участие в голосовании, как и большинство жителей Приднестровья.
Жаль, что в череде поздравлений лидеры забыли о молдавском народе, чьи чаяния и голос не были услышаны, а реальность, в которой они живут, остается без внимания европейских чиновников.
Александр Кориненко, RuBaltic.Ru