logo

Хлебные крошки

Статьи

История
История

Сергей Сокуров

Секретное оружие белорусской операции

К 60-летию освобождения республики от фашистских оккупантов

Летом текущего года Белоруссия празднует 60-летие своего освобождения от оккупации войсками фашистской Германии, длившейся ровно три года. Для всех русских людей (не только для белорусов) памятны те дни. Но шесть десятилетий – срок огромный: сменились поколения. Большинства из свидетелей тех огненных лет нет в живых, их внуки и уже правнуки изучают события той войны по учебникам, где скупо говорится о победах и потерях.

Цифры и бесстрастные факты заслоняют живых людей, для которых главной проблемой было жить, чтобы сражаться ради жизни. К счастью, для неравнодушных, для любознательных есть масса литературы, достаточно подробной; и нет необходимости называть ее – ищите, вчитывайтесь, сопереживайте с авторами и героями. Я же здесь лишь схематически напомню о самой операции, которая носила кодовое название "Багратион" в честь прославленного полководца, генерала от инфантерии русской армии времен войны с Наполеоном.

Князь Багратион, потомок грузинских царей, удачно провел свою 2-ю армию через белорусские леса и топи от Белостока до Смоленска на соединение с 1-й армией Барклая-де-Толли, обеспечив тем самым будущие победы Кутузова над императором французов. И вот спустя 132 года победная тень славного военачальника возвратилась на поля давних битв. Только теперь шли за ним не 40-50 тысяч солдат и офицеров, а многие сотни тысяч – неукротимые валы человеческой плоти и металла в составе четырех фронтов.

1-м Прибалтийским фронтом командовал генерал армии И.Баграмян (какое совпадение – Багратион – Баграмян!); 3-м, 2-м и 1-м Белорусскими фронтами соответственно генерал-полковник И.Черняховский, генералы армии Г.Захаров и К.Рокоссовский, при поддержке почти 400-тысячной армии партизан. Этой русской силе противостояли германские войска группы армий "Центр" под общим командованием генерал-фельдмаршала Э.Буша, которого позднее сменил генерал-фельдмаршал В.Модель.

С 23 июня по 29 августа Красная Армия прорвала на многих участках оборону противника, загнала его в "котлы" в районах Витебска, Бобруйска, Бреста, Вильнюса и восточнее Минска. Столица Белоруссии, вся в пепелище и развалинах, была освобождена 3 июля. Уже через 10 дней пал Вильнюс и вскоре наступающие советские части вышли на pеки Нарев и Вислу, к границам Восточной Пруссии. Это предельно краткая хроника, достойная страниц энциклопедического словаря. Разворачивать ее можно бесконечно. Мы же остановимся на одном характерном эпизоде, который нашел свое отражение в диораме "Минский котел", которую можно увидеть в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны.

Рассматривая фрагмент рукопашной схватки, мы видим бойца, идущего в атаку с топором в руке. Что это – своеобразный прием художника, выразившего таким образом идею связи поколений от сражения на Куликовом поле в 1380 году до одного из боевых эпизодов Белорусской операции на Смолевичском участке "Минского котла", где уничтожалась 100-тысячная группировка гитлеровцев? Нет, изображен на диораме вполне реальный эпизод боя, подтвержденный не только документами.

Среди тех, кто сорвал попытки фашистов вырваться из тесного кольца окружения, были и воины 873-го истребительного противотанкового артиллерийского полка. На одном из опаснейших участков боя, у деревни Ротковщина, занимала позицию 5-я батарея капитана И.Мальковца. На выдвинутую передовую позицию он поставил пушку старшего сержанта М.Теплова. В ходе ожесточенного боя погиб последний боец в расчете. Выходит из строя орудие, Михаил Теплов разит врага из автомата и гибнет, взорвав себя гранатой, не зная, что остается в памяти живых Героем Советского Союза.

А совсем рядом сражается 19-летний наводчик артполка Анатолий Авдеев. Когда и у этого орудия кончились снаряды, и мало кто из однополчан остался в живых, Анатолий также взялся за автомат. Кончились патроны и в ход пошли последние гранаты. Вражеские пули и осколки снарядов щадят его как былинного богатыря. Немцы вокруг. Бой перерастает в клубок тел – рукопашная! Анатолий не заметил, как в руке у него оказался самый обыкновенный топор, из окопного хозяйства. Подсознание русского человека не требовало размышлений, чем это орудие труда хуже, скажем, автомата. Крепкий парень применил его в июле 1944 года с таким же искусством, как если бы вышел лицом к лицу с врагом в сентябре 1380-го. Несколько фашистов остались лежать на земле с раскроенными черепами. Знай наших!

Что удивительно, в той немыслимой схватке Толя Авдеев уцелел. Мало того, он целым и невредимым встретил первый День Победы. Еще в середине 80-х годов прошлого века в окрестностях Минска, в местах былых сражений, можно было встретить крепкого старика, Героя Советского Союза Анатолия Авдеева. Воистину, герои бессмертны! А русские былины – не выдумка, как утверждают некоторые унылые исследователи.

Почему из бесчисленного количества боевых эпизодов Белорусской операции я привел именно этот? Да потому что он характерен для нашего человека, независимо от того, великоросс ли он, украинец, осетин, татарин или белорус. Это человек, вскормленный, как Антей, русской землей, Она наполняет своих детей духом легендарной стойкости, позволяющим идти на танки даже с топором. И – побеждать!

С юбилеем, с праздником, братья-белорусы! Мы с вами, ибо все мы одного рода-племени. И у нас есть свое "секретное оружие"…

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie