logo

Хлебные крошки

Статьи

История
История

Сергей Мирошников

Сергей Юльевич Витте: он хотел как лучше, а вышло… как хотел

Вспоминая выдающегося реформатора

В конце минувшего лета (точнее, 29 августа) промелькнула одна дата – столетний юбилей отставки Сергея Юльевича Витте с поста министра финансов царской России. Никто из жителей современной России этого не заметил. А зря. Судьба выдающегося реформатора хоть и была типична для нашей страны, зато итог деятельности – лишь отчасти. При нем Россия таки сделала долгожданный рывок в направлении "догнать и перегнать"… Европа от такой наглости, разинув рот, отступила в сторону.

На своем посту Витте продержался ровно 10 лет и, разумеется, его реформаторская деятельность вызвала резко отрицательное отношение со стороны почти всех слоев российского общества. "Ни один государственный деятель России не был предметом столь разнообразных и противоречивых, но упорных и страстных нападок, как мой... муж, – писала впоследствии Матильда Витте. – При дворе его обвиняли в республиканизме, в радикальных кругах ему приписывали желание урезать права народа в пользу монарха. Землевладельцы его упрекали в стремлении разорить их в пользу крестьян, а радикальные партии – в стремлении обмануть крестьянство в пользу помещиков".

В действительности же вся политика С.Ю. Витте была подчинена единственной цели: осуществить индустриализацию, добиться успешного развития экономики России, не затрагивая политической системы, ничего не меняя в государственном управлении. Он был патриотом. Через сто лет это стало очевидным.

Современники называли его и "исключительно одаренным", "в высшей степени выдающимся государственным деятелем", и "дельцом", "дилетантом", и даже "развратником с провалившимся носом". Бог им судья. Но кем же он был на самом деле этот человек, – Сергей Юльевич Витте?

Будущий реформатор родился 17 июня 1849 г. в Тифлисе в семье провинциального чиновника. Предки Витте по отцовской линии – выходцы из Голландии, переселившиеся в Прибалтику. По линии матери его родословная велась от сподвижников Петра I – князей Долгоруких.

В Тифлисской гимназии Сергей учился "очень плохо", предпочитая заниматься музыкой, фехтованием, верховой ездой. В результате в шестнадцать лет он провалил экзамены в Одесский университет. Пришлось снова поступить в гимназию, теперь уже в Кишиневскую. Только после усиленных занятий Витте стал студентом физико-математического факультета университета в Одессе. У него неожиданно появилась великая тяга к знаниям, усидчивость, он даже стал лучшим студентом университета. Но через год учебы отец Сергея Юльевича умер, а семья разорилась. Витте получил стипендию Кавказского наместничества, на эти деньги он вынужден был содержать мать и младших сестер, но тем не менее, завершить учебу ему удалось.

По окончании университета Сергей Юльевич настроился на ученую карьеру. Однако родные – мать и дядя – заявили, что "это не дворянское дело"! Витте уступил, и его причислили к канцелярии одесского губернатора графа Коцебу.

В те годы в России бурно развивалось железнодорожное строительство. Это была новая и перспективная отрасль капиталистического хозяйства. Атмосфера ажиотажа, сложившаяся вокруг строительства железных дорог, захватила и Витте. Министр путей сообщения граф Бобринский, который многие годы знал его отца, уговорил и Сергея Юльевича попытать счастья в чисто коммерческой области железнодорожного дела – в качестве специалиста по эксплуатации железных дорог. И молодой человек согласился. Стремясь досконально изучить практическую сторону предприятия, Витте даже сидел в станционных кассах, уж не говоря о том, что он не раз исполнял обязанности помощника и начальника станции, контролера, ревизора движения, он даже побывал в роли конторщика грузовой службы и помощника машиниста. Результатом такой весьма въедливой деятельности стало то, что полгода спустя он был назначен начальником конторы движения Одесской железной дороги. Потом последовала должность начальника эксплуатационного отдела Юго-Западных железных дорог. К началу 1880-х годов имя С.Ю. Витте было уже достаточно хорошо известно в среде железнодорожных дельцов и в кругах русской буржуазии. Он был знаком с крупнейшими "железнодорожными королями", близко знал будущего министра финансов И.А. Вышнеградского. Уже в эти годы проявилась многогранность энергичной натуры Витте: качества превосходного администратора, трезвого, практичного дельца хорошо сочетались со способностями ученого-аналитика… Но все эти годы Витте оставался аполитичным дельцом.

Полный переворот в его общественных взглядах произошел после убийства 1 марта 1881 года императора Александра II. Витте резко и активно включился в политическую борьбу. Вплоть до того, что выдвинул идею создания дворянской конспиративной организации для охраны нового государя и борьбы с революционерами… их же методами. Новорожденного политики поддержали его дядя Р.А. Фадеев и генерал-адъютант И.И. Воронцов-Дашков. В Петербурге он стал активным членом так называемой "Священной дружины" и вскоре получил первое задание – организовать в Париже покушение на известного революционера-народника Л.Н. Гартмана. Выполнить задание он не успел – "Священную дружину" тихо прикрыли по приказу властей. Зато вскоре Сергей Юльевич сблизился с контролировавшей государственную идеологию группой Победоносцева-Каткова.

17 октября 1888 г. в Борках произошло крушение царского поезда. Причиной этого было нарушение элементарных правил движения поездов: тяжелый состав царского поезда с двумя товарными паровозами шел с превышением установленной скорости. Кстати, С Ю. Витте ранее предупреждал министра путей сообщения о возможных последствиях. С присущей ему грубоватостью он сказал как-то в присутствии Александра III, что императору сломают шею, если будут водить царские поезда с недозволенной скоростью. После крушения в Борках (от которого, впрочем, ни император, ни члены его семьи не пострадали) Александр III вспомнил об этом предупреждении и выразил желание, чтобы на вновь утвержденный пост директора департамента железнодорожных дел в Министерстве финансов был назначен С.Ю. Витте. И хотя это означало сокращение жалованья в три раза, Сергей Юльевич без колебаний расстался с доходным местом и положением преуспевающего дельца ради манившей его государственной карьеры. Одновременно с назначением на должность директора департамента он был произведен из титулярных сразу в действительные статские советники (т. е. получил генеральский чин). Это был головокружительный скачок вверх по бюрократической лестнице.

А уже 1 января 1893 г. Александр III назначил Витте министром финансов с одновременным производством в тайные советники, – карьера 43-летнего Витте достигла своей сияющей вершины.

Правда, путь к этой вершине был заметно осложнен женитьбой С.Ю. Витте на Матильде Ивановне Лисаневич (урожденной Нурок). Это был третий брак. С первой женой Витте развелся; вторая умерла после двенадцати лет совместной жизни. Чтобы жениться в третий раз, Витте пришлось заплатить отступные мужу Лисневич, который отказывался дать ей развод. Новый брак принес Витте семейное счастье, но поставил в крайне щекотливое социальное положение. Сановник высшего ранга оказался женатым на разведенной еврейке, да еще в результате скандальной истории. Однако Александр III, вникнув во все подробности, сказал, что этот брак только увеличивает его уважение к Витте. Тем не менее, Матильда Витте не была принята ни при дворе, ни в высшем обществе, а сам Сергей Юльевич надолго стал любимым персонажем столичных анекдотов. Когда на престол взошел Николай II, известный своими юдофильскими настроениями (в молодости наследник русского престола неоднократно делал попытки жениться на еврейках), насмешки над Витте прекратились.

Заняв кресло министра финансов, С.Ю. Витте получил большую власть: теперь ему были подчинены департамент железнодорожных дел, торговля, промышленность, и он мог оказывать влияние на решение самых важных вопросов. И на этом посту он действительно показал себя трезвым, расчетливым, гибким политиком. Вчерашний панславист, славянофил, убежденный сторонник самобытного пути развития России в короткий срок превратился в сторонника индустриализации самого, что ни на есть европейского образца и заявил о своей готовности в течение короткого срока вывести Россию в разряд передовых промышленных держав. Он считал, что в течение десяти лет страна может догнать более развитые в промышленном отношении страны Европы, занять прочные позиции на рынках Востока, обеспечить свое ускоренное промышленное развитие путем привлечения иностранных капиталов, накопления внутренних ресурсов, таможенной защиты промышленности от конкурентов.

"Лекарством против бедности" Витте считал привлечение в российскую промышленность иностранных капиталов в том числе и в железнодорожное дело, зато вторым важнейшим механизмом он считал неограниченное государственное вмешательство. И это была не простая декларация. В 1894-1895 гг. С.Ю. Витте добился стабилизации рубля, а в 1897 г. сделал то, что не удавалось его предшественникам: ввел золотое денежное обращение, обеспечив стране вплоть до первой мировой войны твердую валюту и приток иностранных капиталов. Кроме того, Витте резко увеличил налогообложение, особенно косвенное, ввел винную монополию, которая вскоре стала одним из основных источников правительственного бюджета.

Как показала история, в действительности же вся политика С.Ю. Витте была подчинена единственной цели: осуществить индустриализацию, добиться успешного развития экономики России, не затрагивая политической системы, ничего не меняя в государственном управлении.

Витте был ярым сторонником самодержавия. Неограниченную монархию он считал "наилучшей формой правления" для России, и все, что им делалось, имело одну цель – укрепить и сохранить самодержавие.

С.Ю. Витте был убежденным сторонником частной крестьянской собственности на землю и усиленно добивался перехода правительства к буржуазной аграрной политике. Однако на пути Витте встал его давний противник В.К. Плеве, назначенный министром внутренних дел. Аграрный вопрос оказался ареной противоборства двух влиятельных министров. Витте так и не удалось реализовать свои идеи. Однако инициатором перехода правительства к буржуазной аграрной политике был именно он – С.Ю. Витте. Что же касается П.А. Столыпина, то впоследствии Витте неоднократно подчеркивал, что тот "обокрал" его и использовал его идеи.

Однако события начала XX века поставили под сомнение грандиозные начинания Витте. Мировой экономический кризис резко затормозил развитие промышленности в России, сократился приток иностранных капиталов, нарушилось бюджетное равновесие. Экономическая экспансия на Востоке обострила русско-английские противоречия, приблизила войну с Японией.

Экономическая система Витте явно пошатнулась. Это дало возможность его противникам (Плеве, Безобразову и другим) постепенно оттеснить министра финансов от власти. Кампанию против Витте охотно поддержал Николай II. Надо заметить, что между С.Ю. Витте и Николаем II, вступившим на российский престол в 1894 году, установились довольно сложные отношения. Витте демонстрировал свое недоверие и презрение, Николай – недоверие и ненависть. Витте теснил собой сдержанного, внешне корректного и прекрасно воспитанного царя, постоянно оскорблял его, сам того не замечая, своей резкостью, нетерпеливостью, самоуверенностью, неумением скрыть свое неуважение и презрение. И было еще одно обстоятельство, которое превращало простое нерасположение к Витте в ненависть. Да, царь его ненавидел, ненавидел еще и потому, что сам прекрасно осознавал, что без Витте никак не обойтись. Всегда, когда требовались, в самом деле, большой ум и изворотливость, Николай II, хоть и со скрежетом зубовным, обращался к нему.

И все-таки в 1903 г. кампания против Витте увенчалась успехом: он был снят с должности министра финансов и назначен на пост председателя Комитета министров. Несмотря на громкое название, это была почетная отставка, так как новый пост был несоизмеримо менее влиятелен.

Надежды на возвращение к власти Витте связывал с подготовкой к русско-японской войне, но Николай II больше ни разу не пожелал призвать его на помощь. Летом 1904 г. эсер Е.С. Созонов убил давнего противника Сергея Юльевича министра внутренних дел Плеве. Опальный сановник приложил все усилия, чтобы занять освободившееся место, но и здесь его ждала неудача – Николай II назначил министром внутренних дел князя Святополка-Мирского.

В конце мая 1905 г. на очередном военном совещании окончательно прояснилась необходимость скорейшего прекращения войны с Японией. Вести нелегкие переговоры о мире было поручено Витте, который неоднократно и весьма успешно выступал в качестве дипломата. Он вел переговоры с Китаем о постройке КВЖД, с Японией – о совместном протекторате над Кореей, с Кореей – о русском военном инструктаже и русском управлении финансами, с Германией – о заключении торгового договора и т.д., проявляя при этом недюжинные способности. Так, 23 августа 1905 г. был подписан Портсмутский мир. Это была блестящая победа Витте, подтверждавшая его выдающиеся дипломатические способности. Из безнадежно проигранной войны талантливому дипломату удалось выйти с минимальными потерями. Царь по достоинству оценил заслуги Витте: за Портсмутский мир ему был присвоен графский титул. Но его недоброжелатели тут же издевательски прозвали Витте "графом Полусахалинским", обвинив тем самым в уступке Японии южной части Сахалина.

Его талант понадобился царю и в разгар первой русской революции. После мучительных колебаний Николай подписал составленный Витте документ, который вошел в историю как Манифест 17 октября. А уже через два дня, 19 октября, царь подписал указ о реформировании Совета министров, во главе которого был поставлен Витте. В своей карьере Сергей Юльевич в очередной раз достиг вершины. В критические дни революции он стал главой правительства России. Но на этом посту он пробыл всего полгода. Конфликт с царем вынудил его подать в отставку. Это произошло в конце апреля 1906 года. В то же время С. Ю. Витте ушел в отставку в полной уверенности, что выполнил главную свою задачу – обеспечил политическую устойчивость режима.

Отставка, по сути, стала концом его карьеры, хотя Витте и не отошел от политической деятельности. Он все еще являлся членом Государственного совета, часто выступал в печати, вел ожесточенную борьбу сначала против Столыпина, занявшего пост председателя Совета министров, затем против В.Н. Коковцова. Витте рассчитывал, что уход с государственной сцены его влиятельных противников позволит ему вернуться к активной политической деятельности. Он не терял надежды вплоть до последнего дня своей жизни и даже был готов прибегнуть к помощи Распутина.

В начале первой мировой войны, предсказывая, что она закончится крахом для самодержавия, С.Ю. Витте заявил о готовности взять на себя миротворческую миссию и попытаться вступить в переговоры с немцами. Но… планам этого неуемного человека не суждено было осуществиться, увы, Витте был уже смертельно болен.

Скончался С.Ю. Витте 28 февраля 1915 года, немного не дожив до 65 лет. Хоронили его скромно, "по третьему разряду". Никаких официальных церемоний не было. Более того, рабочий кабинет покойного был опечатан, бумаги конфискованы, на вилле в Биаррице произведен тщательный обыск.

Безусловно, для своих современников Витте был весьма спорной и неоднозначной политической фигурой, но как бы ни оценивались итоги проводимой им политики, несомненно одно: смыслом всей его жизни и деятельности было служение "великой России". И этого не могли не признавать ни его единомышленники, ни его оппоненты. Мы же, потомки, можем лишь восхищаться результатами его экономического чуда. Оказывается и за десять лет в России можно сделать такое, чему будут удивляться и через сто.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie