logo

Хлебные крошки

Статьи

Крымский узел
Экономика
Украина

Александр Марков

Севастополь – совесть России!

О судьбе Севастопольского Морского завода

Огромную цену заплатила Россия, затем СССР за Севастополь, заплатили осознанно, понимая его значение для государства. В свою очередь, высочайшей самоотверженностью воинов и жителей, защищавших и обустраивавших его на крутых ступенях истории, был украшен этот государственный рубеж. Не случайна его всемирная известность. Сама земля, воздух, удобные бухты, дарованные природой, близость проливов в мировой океан питали отвагой тех, кто здесь обитал ещё с древнегреческих времён, 2500 лет назад. Два города сделали многоликую, крестьянскую Россию великой морской державой – Санкт-Петербург-Петроград-Ленинград, созданный силой и мудростью Петра Первого и Севастополь, утверждённый вместе с Крымом, как российская принадлежность, государственной целеустремлённостью Екатерины Второй. Неразрывна историческая нить. Когда кто-то по недоумию или злонамеренно прикасается к ней, жестоким оказывается её ответ.

Так, противоестественным вышло уничтожение СССР, хотя разумное реформирование его экономики и политики было необходимым, что не входило в планы западных «вершителей» судеб человечества и склонившихся перед ними последних «советских» управдомов. В результате – бедствующие, за малым исключением, новые государства и глубоко ослабленная Русь. Золотая Украина, выше других республик растущая в Советском Союзе и получившая вместе с Белоруссией в виде мирового исключения, как результат Победы Советского Союза, межнациональный статус в ООН, падает вниз с устрашающей скоростью и, по большому счёту, не стремится остановить это падение в одном строю или хотя бы с помощью России.. Россия же, вопреки историческому и кровному родству, не торопится протянуть ей не «партнёрскую», а дружескую, братскую руку, и вот сама Украина, Крым и, особенно, Севастополь, оказываются в тяжёлой, опасной зоне.


Крым, дававший огромной стране прежде чуть ли не миллион тонн (по 3-4 кг на каждого жителя!) первоклассного винограда, не говоря уже о плодах и ягодах, уменьшил его производство в 4 раза, достаточного теперь, разве что, для выгод товарного производства вина. Здравницы полуострова, принимавшие в свои целебные условия значительную часть населения великой страны и действительно лечившие тяжёлые недуги, теперь разобраны частными владельцами и по побережью, на сходе с автодорог всюду натыканы таблички: «Вход запрещён. Частное владение. Охраняется собаками».

Особо удручает Севастополь. Главная его суть – военно-морская база, что обусловлено геополитическим и стратегическим положением и экономическими соображениями государства (теперь уже двух), как после Крымской войны, вновь под вопросом. Но в советское время пришло разумное решение – расширить возможности предприятий, обеспечивающих флот, и, одновременно, увеличить числа рабочих мест за счёт производства необходимой стране и миру крупной и сложной гражданской продукции. Так, самый значительный из них, градообразующий Севастопольский Морской завод стал необходимым не только в обороне, но и экономически выгоден государству, как источник крупных валютных поступлений. Даже в 2009 году, когда завод был уже предельно раздавлен меняющимися, как сезонные платки, собственниками, из России и Египта ещё поступали ему заявки на строительство тяжёлых (100, 300 и 1000 тн) морских самоходных кранов, коих завод за четверть века до «перестройки» выпустил более 70 единиц, а вообще давал годовой продукции почти на миллиард долларов при 15-тысячном персонале (со средней выработкой на каждого в месяц - $4000). На заводе сейчас выработка упала более, чем в 4 раза, из 350 работающих, рабочих почти не осталось, а высококлассные специалисты, для которых любая судоремонтная, судостроительная, машиностроительная технология – не препятствие, растеклись по выросшим, как грибы после дождя, рынкам и мелким ремонтным конторкам и с тоской глядят на заросший травой родной завод и падающий вниз город.

Вспоминается притча о конкурсе на лучшее художественное изображение голода. Первый приз на нём получил художник, прости читатель, нарисовавший задний проход человека, затянутый паутиной. По аналогии, наверное, точным выражением падения нравственной и гражданской сущности человека будет заросшая травою со шныряющими голодными собаками заводская территория. Только во втором случае – промышленный голод. И это – Севастопольский Морской завод.

Но поражает даже не это. В течение многих лет, организованное юридически сообщество ветеранов и специалистов предприятия ведёт естественную для любого нормального общества, борьбу за прекращение разрушения завода, а значит – флота и города, принятием государственных мер, обеспечивающих сохранение его бесценных, созданных многими поколениями, технологических сооружений – доков, эллингов, стапелей, коммуникаций, причалов, цехов, за рассмотрение выработанных реальных предложений по началу возрождения предприятия. Однако всё это похоже на диалог немого с глухим. Я вроде бы не говорю, а он вроде бы не слышит. По настоянию общественности Городской Совет трижды рассматривал вопрос о возрождении Севморзавода и смежных предприятий, обращался во все высшие инстанции. Бесполезно. Несчётно Комитет Общественной организации «За сохранение и возрождение Морзавода» писал тем же лицам и структурам. Эффект как-то проявился. Министерство промышленной политики Украины шевельнулось с разумным предложением. Но, не более того.

Серьёзнее вначале откликнулось руководство Российской Федерации, чей гражданин являлся основным владельцем и, по совместительству, главным разрушителем завода, и чей флот был неизмеримо более крупным заказчиком предприятия. На письме Комитета, по имеемой у нас информации, появилась даже резолюция Председателя Правительства РФ Министру промышленности подготовить предложения о выкупе завода и восстановлении его совместно с Украиной. Потом, в апреле 2010 г. были подписаны Харьковские Соглашения по Черноморскому флоту, влекущие за собой объективную необходимость восстановления потенциала завода. Но вновь всё замерло то ли в ожидании, то ли в забвении половинчатого, по существу, решения, возможно, из-за пассивности руководства Украины. Однако, главным образом, из-за верхоглядства и стратегических ошибок случайных людей в военном ведомстве России, убеждающих высшее руководство в допустимой замене функций Севастополя и его Морского завода на Новороссийск или слабосильные мастерские главной базы. Меж тем, достаточно заглянуть в историю, чтобы понять – флот и его восстановительная база должны иметь общее размещение. Кроме того, даже начинающему инженеру ясно: чем дольше стоит в бездействии (а здесь, кроме того, и разрушение, растаскивание) техника, тем сложнее, труднее и дороже её запуск. А ещё надо думать и о передовых технологиях, т.е. о конкурентоспособности.

Поразительно, но не учит близоруких вершителей судеб южного форпоста России и недавний черноморский ураган, разметавший во многих портах технику, но только не в Севастополе. Но н украинские руководители продолжают тупо наблюдать, как их гражданин, которому с неба свалилась часть заводского Севастополя, уничтожает его, а российские военные чиновники в центре довершают распыление своих казённых (упомянутых выше) предприятий в Севастополе, выполнявших прежде лишь малые виды ремонта кораблей флота. И это при растущей нужде в судоремонтных и судостроительных мощностях! Нынешним «флотоводцам» уже не кажется зазорным гнать с Балтики корабль даже не в Севастопольский Морзавод, а в НАТОвскую Болгарию и наоборот – с Чёрного моря на Балтику.

Невольно вспоминается, как в 1963-1967 г.г. на заводе был построен новейший корабль серии – минно-сетевой заградитель проекта 317 – наилучшее средство защиты военно-морских баз страны, равного которому в мире не было. Сам по себе головной, он был оснащён двадцатью четырьмя новейшими устройствами различного назначения, включая главное его оружие – лёгкие противолодочные сети. Над созданием этого корабля работали лучшие научные, проектные и производственные организации и предприятия страны: ЦНИИ им. академика Крылова А.Н., ЦНИИ технологии судостроения, НИИ «Гидроприбор», Западное Проектно-Конструкторское бюро, Ижорский завод, Кировский завод, Коломенский завод. А основная роль в строительстве корабля была поручена Севастопольскому Морскому заводу. Автор, руководивший этим строительством, помнит, как слаженно и надёжно, спокойно и чётко, хотя и не без потерь, решали сложнейшие инженерные проблемы специалисты завода, получив в результате высочайшую оценку государства.

Поразительное безразличие к судьбе многострадального, героического и стратегически важного русского города хорошо учитывается западными политиками. Город стал «плохо лежать», появилась возможность поднять его, ослабив при этом Россию и Украину с юга. Ещё не прошло года, как американские эмиссары под видом помощи Украине, рассмотрев, «для близира», другие приморские города Крыма, остановились на Севастополе с целью обеспечения круизного бизнеса, разместив его инфраструктуру на территории завода и у его рабочих причалов. Даже Одесские, куда более широкие возможности в этом деле, были исключены из внимания. Как же иначе – появилась реальная возможность под видом благородной «заботы» поселить здесь американские мышцы. Не случайны в связи с этим участившиеся заходы в Севастополь новейших военных американских кораблей! Надо отдать должное западной аналитике: удар выбран точно! Уничтожается завод, без которого флот немыслим. Без них обоих город – простой посёлок. А без Севастополя Крым также беззащитен. Всё это, к сожалению, «не замечается» руководством России.

Подводя итог этой безрадостной картине, можно, не опасаясь ошибки, утверждать, что в ближайшие годы Украина, скорее всего, не станет заниматься возрождением завода или созданием иной ремонтной базы флота. При сохранении сегодняшней ситуации, это будет означать безвозвратную потерю завода, рождённого вместе с городом и флотом и их же создававшего. В свою очередь, это перечеркнёт пребывание и развитие здесь флота российского, а вместе с тем и утрату стратегических позиций России на Чёрном и Средиземном морях. Значит только России, продолжая устоявшуюся стратегию, следует взять в свои руки дело восстановления завода, как Совместного Российско-Украинского предприятия, что явится логическим продолжением Харьковских соглашений. Реален и иной вариант. На основе выкупленного по остаточной стоимости завода создать «Народное предприятие» с неполным участием частного капитала в воссоздании и экономических результатах, которое, восстанавливая его потенциал, возвращает взятые у государства кредиты. Специалисты завода готовы и к этому варианту.

Высокую целесообразность изложенного подтверждает возможность быстрого восстановления на заводе следующих гражданских производственных функций:
- плавкраностроение, высоко востребованное для внутреннего (реки, каналы, водохранилища) и внешнего, по морскому периметру и шельфу промышленного развития России;
- выпуск близких по устройству к плавкранам буровых плавучих оснований, что очень важно и для Украины;
- восстановительный ремонт нынешнего, вышедшего из срока корабельного состава ЧФ, ВМСУ и других флотов (Севморзавод до «перестройки» был официальной ремонтно-модернизационной базой №1 ВМФ СССР);
- ремонтно-техническое обслуживание множества нуждающихся в этом овощевозов и танкеров типа «река-море» РФ, маршрут которых пролегает вблизи Севастополя;
- возобновление выпуска обновлённой машиностроительной продукции;
- восстановление строительства различных судов вспомогательного, обеспечивающего и специального назначения, прибрежного и внутреннего плавания, в чём наши и другие государства имеют большую потребность.

За две обороны Севастополя погибло на его земле 800 тыс. человек, в том числе в 1-й Обороне – 150 тыс. подданных Российской империи и 100 тыс. солдат антироссийской коалиции; во 2-й Обороне – ок. 150 тыс. советских солдат и 300 тыс. солдат фашистских войск; в оккупации – ок. 30 тыс. чел. мирного населения; при освобождении Севастополя (военная классика!) – 6 тыс. советских солдат и 62 тыс. солдат немецкой (немцы и румыны) армии. Великий и безумный исход (90 лет которому недавно отмечалось) в основном, через Севастополь в 1920 г. «ознаменовал» потерю Россией 150 тысяч соотечественников. Удостоились звания Георгиевского кавалера за 1-ю Оборону 111 граждан России, звания Героя Советского Союза за 2-ю Оборону города – 54 воина, того же звания за освобождение Севастополя – 240 бойцов и командиров. Севастополь в числе первых четырёх городов получил звание города-героя. Задумайтесь над этими цифрами и фактами. Нет на земле, кроме, наверное, Ленинграда и Сталинграда (правда с отличными от Севастополя особенностями), городов, где бы на 1 квадратный метр было бы сброшено столько смертоносного металла, было бы пролито столько российской – русской, украинской и других народов крови, пришлось бы столько мучительных осадных дней, явилось столько беспримерных фактов массового героизма, пришлось бы столько памятников человеческой стойкости и мужеству обеих оборон! И ведь понятно, ЗА ЧТО И В СВЯЗИ С ЧЕМ! Допустимо ли по любым меркам не принимать всё это во внимание? Именно Севастополь своим героическим прошлым и государственными функциями объединял и продолжает объединять народы России, СССР, постсоветских государств в общей задаче строить лучшую жизнь не по западному образцу, а по собственному разумению с учётом географических, исторических и иных условий.

Севастополь – это живая совесть России, да и Украины тоже. Это также живая ткань органической связи нынешних, единых прежде государств.

Всё это обязывает руководителей Российской Федерации и Украины ответственно взглянуть на изложенные проблемы, продумать, выстроить и неуклонно осуществлять восстановление и наилучшее использование потенциала Морского завода соответственно развитию флота и экономическим интересам обоих стран.
Именно это станет залогом подъёма уровня жизни, политической устойчивости Севастополя, Крыма, Украины и укрепления братских отношений.


Председатель Комитета ГОО «За сохранение и возрождение Севморзавода», участник восстановления Севастополя, инженер-кораблестроитель, главный строитель кораблей Севморзавода
Александр МАРКОВ.


На снимках: Александр МАРКОВ и плавкраны, которые строил Севморзавод.


Фото Владимира ПАСЯКИНА и Александра МАРКОВА


 














Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie