Шельф раздора
Отношения между Британией и Аргентиной вновь накалились
На региональном саммите государств Латинской Америки и Карибского бассейна, прошедшем в мексиканском городе Канкун во вторник, лидеры государств региона единодушно поддержали территориальные претензии Аргентины на Фолклендские острова. Об этом заявила аргентинский президент Кристина Фернандес де Киршнер, назвав острова на испанский манер Мальвинскими. Вопрос принадлежности островов, из-за которых Лондон и Буэнос-Айрес вели войну в 1982 году, вновь оказался на повестке дня из-за того, что британские нефтяные компании в конце февраля начали пробное бурение на шельфе у Фолклендов. Аргентина, считающая острова своими, объявила по этому поводу официальный протест. Никаких официальных заявлений или документов, подтверждающих слова президента Аргентины, на саммите в Канкуне, впрочем, сделано или предъявлено не было.Расположенные в 480 километрах к востоку от аргентинского побережья, острова были исследованы испанскими и английскими исследователями еще в XVI веке. Сразу после получения независимости от Испании в 1817 году Аргентина объявила о своих претензиях на острова, на тот момент незаселенные и использовавшиеся в качестве временных баз китобоев и пиратов разных мастей. В 1831 году власти Буэнос-Айреса даже отправили на архипелаг небольшую группу колонистов, однако их поселение было уничтожено в 1831 году флотом Соединенных Штатов. С 1833 года Фолклендские острова находились во владении Британии, которая держала на архипелаге небольшой контингент для контроля морских путей в южной Антлантике, что было особенно важно во время Первой и Второй мировых войн. Однако Буэнос-Айрес все это время считал британский контроль незаконной оккупацией и продолжал претендовать на Мальвины.
В 1982 году правившая в Аргентине военная хунта отправила на острова войска. К тому времени Фолкленды не имели серьезной военной защиты и легко оказались в руках аргентинцев. Однако Лондон такое развитие событий не устроило. Тогдашний премьер-министр Британии Маргарет Тэтчер отправила в южную Атлантику значительный британский флот. В результате ожесточенных боевых действий в апреле-мае 1982 года Аргентина потеряла 655 человек убитыми, Британия – 255. Острова были возвращены под контроль Лондона.
После завершения войны было расширено британское военное присутствие на Фолклендах, где была встроена база ВВС Британии. В настоящее время покой 3 тыс. жителей островов (которые занимаются в основном выращиванием овец, рыболовством и туризмом) защищает британский контингент в 1 тыс. военнослужащих и четыре истребителя Typhoon Eurofighter. Окрестные воды патрулируют миноносец «Йорк» и два корабля береговой охраны.
На протяжении последних лет ситуация вокруг островов была довольно спокойной, несмотря на наличие территориальных претензий Аргентины. Однако транспортировка буровой платформы на шельф у островов, права на которые заявляет Лондон, вызвало бурный протест в Буэнос-Айресе. Правительство Аргентины ввело ограничения на движение судов в Южной Атлантике, запретив остановку на Фолклендах. Кроме того, Аргентина запретила передвижение судов не только на спорные острова, но и на другие британские острова в южной Атлантике – Южную Георгию и Южные Сандвичевы острова, расположенные к юго-востоку от Фолклендов.
В апреле 2009 года Аргентина подала заявку в ООН, в которой предъявляла претензии на 1,7 млн километров морского дна вокруг Фолклендских островов. В декабре 2009 года в Буэнос-Айресе был принят закон, согласно которому Мальвины являются неотъемлемой частью Аргентины.
«Аргентина, очевидно, крайне недовольна перспективой быть исключенной из возможного нефтяного бума, который может дать добыча на шельфе Фолклендов, на который она претендует. Президент Кристина Фернандес де Киршнер недавно отправила в отставку главу Центрального банка, который не позволял ей использовать резервы ЦБ для финансирования ее социальных расходов. Она ищет новые источники пополнить госбюджет. И доходы от добычи нефти пришлись бы Аргентине как нельзя кстати», – рассказала «Эксперту Online» Кэт Коллинз, научный сотрудник лондонского института Chatham House.
Нефть была открыта на шельфе Фолклендов еще в 1998 году. Некоторые оценки предполагают, что здесь могут быть сосредоточены потенциальные резервы в 60 млрд баррелей, что эквивалентно суммарным запасам нефти России и делает регион потенциальным «новым Северным морем». Однако нефтяные компании, которые ведут разведку нефти на шельфе островов, полагают, что здесь куда более скромные запасы. Например, Falkland Oil & Gas, имеющая лицензии на четыре участка к югу и востоку от Фолклендов, полагает, что речь идет скорее о 8 млрд баррелей (что сопоставимо с запасами Анголы и Азербайджана – 9,1 и 7 млрд баррелей нефти соответственно). Даже этих запасов будет достаточно, чтобы сделать Фолкленды одним из 15 крупнейших поставщиков нефти в мире.
Впрочем, освоение нефтяных ресурсов вокруг островов остается в начальной стадии. Высокие цены на нефть (около 75 долларов за баррель) сделали возможным использовать здесь дорогостоящее оборудование для добычи и разведки на шельфе. В случае снижения цен на нефть перспективы добычи могут значительно ухудшиться.
Аргентина, тем не менее, настаивает на том, что не будет применять военную силу даже в том случае, если в водах вокруг спорных островов появится больше британских буровых платформ. Буэнос-Айрес пока использует дипломатические средства, включая давление со стороны других стран региона. Аргентину, в частности, поддержали президент Венесуэлы Уго Чавес и президент Никарагуа Даниэль Ортега. «Британия должна вернуть территорию Мальвинских островов их настоящим владельцам – Аргентине», – заявил на саммите в Канкуне последний. В ответ латиноамериканским призывам из Лондона звучат более сдержанные, но четкие заявления. Министр обороны Британии Билл Раммелл отметил, что его правительство имеет законное право на освоение нефтяных ресурсов в спорных водах. И о том, что Британия «будет использовать любые меры, чтобы защитить острова в случае вторжения иностранных сил».