Синай: далеко от России, рядом с Русью
Святость Синая для русских людей, искавших духовной пищи, всегда была неоспорима
Похожий на небольшую крепость монастырь с мощными гранитными стенами, лепясь к горе, будто настойчиво карабкается к ее вершине среди бурых скал. Богом забытое, но Богом же и осененное место. Монастырь Святой Екатерины, воздвигнутый в VI веке на самом краю света, как считали современники. Труднодоступная и непригодная для жизни человека раннего Средневековья местность. Страшно далека она от России, но Русь никогда не теряла с ней духовной связи. Святыню построили вокруг куста Неопалимой купины, в которой Моисею явился лик Господа. В этих же местах он, уведя из египетского рабства свой народ, 40 лет водил его по пустыне. Здесь же, на горе Моисея, Бог дал пророку Ковчег завета с каменными скрижалями веры. Святость Синая для русских людей, искавших духовной пищи, всегда была неоспорима. Историки не исключают, что русские паломники могли посещать эти места еще до принятия христианства на Руси. Но это лишь гипотеза. Что касается документов, то в русских летописях говорится, будто Владимир Красное Солнышко направил своих посланников к святым местам Востока в 1001 году. Там упоминаются, в частности, Иерусалим, Египет и Вавилон. Конечно, не тот Вавилон, по которому нынче ходят строем американские спецназовцы: его "историческая зона" – это "новодел" эпохи Саддама Хусейна. Имелся в виду, скорее всего, Вавилон Египетский, то есть христианский Старый Каир. Ну, уж а от него до Синая, как говорится, рукой подать. Но это опять-таки только версия. Самое раннее из имеющихся письменных упоминаний о русских пилигримах на Синае относится к последней трети ХIV века. Святыни посетил тогда архимандрит Аврамьевской обители в Смоленске – Аграфений. Есть летописные свидетельства того, что Москва считала своим долгом покровительство восточным православным церквям, в том числе Синайской. В 1376 году в Москву приезжал за милостыней для монастыря Св.Екатерины епископ Марк. Через несколько лет синайские иноки привезли в Москву камень с изображением Неопалимой купины. После гибели Византийской империи в 1453 году, на Синай шел устойчивый поток пожертвований из России. Со времен Ивана Грозного такая благотворительность стала регулярной. Самодержец дважды посылал на Синай в рамках "гуманитарной помощи" восточным церквям богатые приношения: в первый раз "за здравие царской семьи", второй – в приступе раскаяния за убийство своего сына. При набожном Федоре Иоанновиче финансовая помощь восточным монастырям и патриархам еще более возросла. Именно тогда впервые в истории в Москву приезжали за денежной помощью восточные владыки – антиохийский патриарх Иоаким и константинопольский – Иеремия. С приходом к власти Романовых помощь Синаю еще более возросла. Более того, русские цари начали выделять эти святыни из других сакральных объектов Востока. Своего пика денежная помощь восточным единоверцам достигла при Алексее Михайловиче – человеке чрезвычайно религиозном, убежденном в своем мессианском призвании как покровителя всего православного мира. До середины ХIХ века паломничество на Синай считалось подвигом во имя веры. Продолжалось оно месяцами, а иногда и годами. Финансовая поддержка из России способствовала выживанию и даже относительному подъему православия в Османской империи. Вплоть до 1917 года в монастырь Св.Екатерины из Каира ежегодно отправлялся русский императорский караван с припасами. Монастырь имел в Киеве подворье, а в Тифлисе – церковь. Ничто не изменилось в раннесредневековом облике монастыря за полторы тысячи лет – ведь он ни разу не разрушался и не разорялся. Россиян здесь стало больше, чем пятьсот лет назад, когда сюда могли попасть лишь единицы. Теперь чартерные авиарейсы сотнями доставляют туристов из России в ближайший аэропорт в Шарм-эш-Шейхе. Это название бывшей рыбацкой деревушки, ставшей популярным международным курортом, у "массового туриста" пользуется куда большей известностью, чем имя скромной древней обители. Такова особенность нашего времени. Но стал ли от этого Синай, "духовный Синай", ближе к России?