Схватка за Молдову и Приднестровскую Молдавскую Республику
вступает в решающую стадию
Возрастающую активность проявляют граждане Молдовы и Приднестровья, румынские, американские, европейские политики, всевозможные «независимые» организации Румынии и Запада.
«Дебаты» между унионистами – сторонниками присоединения Молдовы к Румынии – и его противниками всё чаще происходят на молдавских улицах. 5 августа столкновение случилось в Бельцах, чьё многонациональное население дружно противостоит планам поглощения Молдовы Румынией.
Цели сторон ясно отразили лозунги. На унионистские «Бессарабия – румынская земля!», «Русских вон из Молдовы!», «Долой оккупантов!», «Убирайтесь в Сибирь!», «Настоящие патриоты не говорят по-русски!» – защитники молдавской государственности ответили: «Мол-до-ва!», «Бельцы – русский город», «Фашизм не пройдёт!», «Наша Родина – СССР».
Столкновение завершилось бегством унионистов, которых защитники Бельц проводили песней «День Победы». Но этот частный успех не внёс коренного перелома в молдавском противостоянии и вызвал вспышку ярости в стане унионистов, готовящихся взять реванш.
В Кишинёв спешно отправилась канцлер Германии А. Меркель. Её визит сопровождался информационной канонадой, которая была хорошо слышна на фоне молчания почти всех российских СМИ. Активизировались прорумынские партии и организации.
Председатель Национал-либеральной партии Молдовы В. Паличенко просила Меркель помочь слиянию двух румынских государств, подчеркнув: «Воссоединение – это чудо, произошедшее в случае Германии, однако оно запаздывает в случае Румынии».
Ту же надежду высказал и «Румынско-американский комитет по Бессарабии». Название сей экзотической организации вызвало насмешки наблюдателей. Один из них заметил, что тут «уши не просто торчат, а выкрашены в соответствующем случаю звёздно-полосатом стиле».
Призывая к «воссоединению двух румынских государств», заинтересованные лица кивают на историческое прошлое «одного народа». Но история не на стороне унионистов.
Современная политическая ситуация в Молдавии сильно напоминает ту, что имела место в 1917–18 годах, когда власть в Бессарабии впервые захватили люди, ратовавшие за «воссоединение двух румынских государств».
Сегодня, как и сто лет назад, румыны и их молдавские подопечные лгут, утверждая, что молдаване и румыны – один народ, у которого общая история и язык.
Термин «румыны» появился только в начале ХIХ столетия. Применительно к более ранним векам речь может идти только о восточно-романских этносах.
Молдавское и Валашское княжества возникли в ХIV веке. Отношения между соседями далеко не всегда были безоблачными. Валахия не раз поддерживала турок, вторгавшихся в Молдавию. Оба княжества несколько столетий были вассалами Османской империи.
Стремясь вырваться из цепкого турецкого капкана, только во второй половине ХVII века молдавские господари четырежды отправляли гонцов в Москву с просьбой о принятии в русское подданство.
Россия, приходившая в себя после Смуты и регулярно воевавшая то с Польшей, то со Швецией, до 1676 года воздерживалась от войн с могущественной Османской империей.
Именно растянувшаяся на два столетия серия русско-турецких войн способствовала освобождению Молдавии и Валахии от турецкого ига. По условиям Ясского договора 1791 года к России отошла территория между Бугом и Днестром.
Бухарестский договор 1812 года зафиксировал русско-турецкую границу по Пруту до его соединения с Дунаем. К России отошла территория междуречья Прута и Днестра, получившая название Бессарабия. В ту пору Румынии на карте мира не было, а румынская нация ещё не сложилась.
Заключая в 1829 году Адрианопольский мирный договор с Турцией, Петербург получил дельту Дуная и добился согласия султана на автономию Молдавии и Валахии. Эта позитивная перемена в жизни княжеств оплачена кровью русских солдат.
Вопрос о политическом объединении Валахии и Молдавии встал остро после Крымской войны. В 1862 году в Бухаресте созвали единое Национальное собрание и создали правительство, чем было завершено объединение княжеств в единое государство, принявшее название Румыния.
Румынам стоит напомнить, что рождение румынской государственности происходило при дипломатической поддержке России в условиях британского, австрийского и турецкого противодействия.
Идеология «румынизма» ненамного старше румынской государственности. Она появилась в конце ХVIII века, причём не в Валахии, а в Трансильвании, входившей в состав Австро-Венгрии.
К началу ХХ века румынская национальная идея трансформировалась в идеологию «Великой Румынии». Создать её задумали путём присоединения к Румынии Трансильвании и Буковины (от Австро-Венгрии), Южной Добруджи (от Болгарии) и Бессарабии (от России).
Эта идея захватила умы политической элиты Румынии и стала главной целью её внешней политики. Нечто подобное наблюдается и сегодня.
Бухарест предпочитает не вспоминать о том, что румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской, а молдаване Бессарабии участия в формировании румынской нации и государства не принимали.
В фундаментальном исследовании «Молдаване» приведены впечатляющие сведения о росте населения Бессарабии в ХIХ веке. В 1812 году его численность оценивалась в 255,6 тыс человек. А по данным переписи 1897 года население Бессарабии приблизилось к двум миллионам (1935,4 тыс). Из них 920,9 тыс (или 47,6%) были молдаванами.
Быстрый рост населения стал следствием увеличения рождаемости и притока населения. Эти процессы однозначно свидетельствовали о том, что жизнь народов Бессарабии под сенью русского орла была хорошей.
Румынские политики и молдавские унионисты лгут, утверждая, что в 1918 году народ Бессарабии добровольно «выразил желание видеть Бессарабию присоединённой к Румынии». В действительности 28 октября 1920 года так мотивировали своё решение видеть Бессарабию частью Румынии Англия, Франция, Италия, Япония и Румыния.
США отказались подписывать договор о Бессарабии, заявив о «полном уважении русских границ». Впрочем, как и всегда, за высокопарной демагогией Вашингтон скрывал свои вполне прозаические интересы, а именно недовольство распределением долей участия в румынской нефтяной промышленности.
Бессарабия на 22 года оказалось под пятой румынских захватчиков в результате уникального стечения обстоятельств, позволивших Бухаресту реализовать проект «Великой Румынии».
Первая мировая война привела к крушению Российской и Австро-Венгерской империй, а Февральская революция 1917 года дала импульс национальным движениям на окраинах Российской империи. Историк М. Мельтюхов считает: «Никакого единства по вопросу о будущем Бессарабии не было: одни видели её в качестве автономии в составе России, другие хотели создать независимое государство. Лишь молдавские националисты, действовавшие на румынские деньги, выступали за объединение с Румынией, но их позиция не пользовалась популярностью».
Это подтвердили выборы в Учредительное собрание. На них выступавшая за объединение с Румынией Молдавская национальная партия получила 2,3% избирателей Бессарабии.
Как и сегодня, мнение народа прорумынских националистов не интересовало. С целью «подготовки и проведения в жизнь автономии Бессарабии» они созвали съезд военнослужащих-молдаван, который сформировал Сфатул Цэрий (Совет страны).
Его состав был определён произвольно. И хотя он не имел полномочий от большинства населения Бессарабии, Совет был объявлен временным органом власти – до созыва Бессарабского учредительного собрания.
2(15) декабря 1917 года Сфатул Цэрий объявил Бессарабию Молдавской Народной Республикой, а 8(21) декабря обратился за военной помощью к Румынии. Её войска вторглись на территорию бывшей союзницы по Антанте, фактически развязав против России необъявленную войну.
Вторжение румын было встречено советскими отрядами, получившими поддержку населения Бессарабии, возмущённого самоуправством Сфатул Цэрий. 14(27) января 1918 года съезд крестьянских депутатов Бельцкого уезда, решив не признавать власть Сфатул Цэрий, постановил: «Не отделяться от России, а идти с ней рука об руку со всем русским народом, для устранения всех врагов народа, кем бы они не были… Просить правительство Народных Комиссаров категорически протестовать перед румынским правительством против грубого вмешательства чужой страны в наши внутренние дела».
А румынское вмешательство нарастало. Кровопролитные сражения развернулись за Бендеры, Бельцы, Аккерман, другие города.
После трёхдневных боёв румыны захватили Кишинёв и жестоко расправились с его защитниками. Оккупанты сразу же приступили к вывозу в Румынию хлеба и прочих продуктов.
Однако положение Румынии было сложным. Значительная часть страны была захвачена государствами Четверного союза, переговоры с которыми не сулили румынам сладкой жизни и вызывали гнев Лондона и Парижа.
В марте 1918 года в Одессе при посредничестве представителей Антанты глава румынского правительства А. Авереску подписал с представителем Советского правительства Х. Раковским советско-румынское соглашение, которое вот уже 94 года румынские политики стремятся придать забвению. Ведь по нему Бухарест обязался в течение двух месяцев вывести войска из Бессарабии, тем самым признав лживость мифа о «добровольном объединении».
Но пришедшее на смену правительство А. Маргиломана достигнутые договорённости выполнять отказалось, а немецкое нашествие и начало Гражданской войны не позволили большевикам вышвырнуть захватчиков из Бессарабии.
Благоприятным моментом воспользовался Маргиломан. Прибыв в Кишинёв, он собрал Сфатул Цэрий для принятия решения о «добровольном присоединении Бессарабии к Румынии».
«Добровольное волеизъявление» депутатов состоялось 9 апреля 1918 года в здании, оцепленном румынскими войсками. Устное поимённое голосование за Декларацию о присоединении проходило в присутствии находившихся в зале румынских офицеров. Декларацию приняли 86 голосами «за» при 38 воздержавшихся, 3 «против» и 35 ушедших из зала.
Документ провозгласил: Бессарабия «в силу исторических прав, в силу братства по крови и национальности и на основании принципа самоопределения народов отныне и навсегда соединяется со своей матерью-родиной Румынией» при сохранении автономии.
Далее началась «демократия по-румынски». Пятеро наиболее строптивых депутатов были расстреляны. Восемь месяцев спустя «мать-родина Румыния» прихлопнула и автономию Бессарабии – 10 декабря 1918 года ночью на внеочередном заседании Сфатул Цэрий. После чего он был распущен.
В феврале 1920 года на левом берегу Днестра была установлена Советская власть. Здесь же 12 октября 1924 года была образована Молдавская АССР. Остальная территория Бессарабии осталась у Румынии. С этим не согласились не только большевики, но и лидеры Белого движения.
В марте 1919 года они обратились к Парижской мирной конференции с заявлением, напомнив союзникам по Антанте, что статус и будущее народов России не могут быть определены без их участия и согласия.
Правительство А. Деникина предложило провести в Бессарабии плебисцит, организовав двойственный подсчёт голосов: населения в целом и отдельно молдаван.
Несогласие Бухареста на проведение плебисцита (что позволило бы ему легитимизировать захват Бессарабии) продемонстрировало лживость заявлений о «добровольном воссоединении братских народов».
С годами позиция Бухареста не менялась. В 1924 году Румыния отклонила предложение СССР провести в Бессарабии общенародный плебисцит.
К тому времени Бессарабия была превращена в румынскую колонию. Болгары, сербы, украинцы, русские, армяне и думать не имели права обучать своих детей на родном языке. Гражданских прав были лишены евреи. В Бессарабии десятилетия действовал режим чрезвычайного положения.
И сегодня прорумынские унионисты, утверждающие, что «молдаване и румыны – один народ» ни при каких обстоятельствах не согласятся выяснить, что думает об этом сам народ.
Данные переписи 2004 года не оставляют им шансов на успех. Тогда румынами себя назвали 2%, молдаванами – 76%. Родным языком 78,4% населения указали молдавский.
Но пришедший к власти в 2009 году прорумынский альянс «За европейскую интеграцию» сразу создал комиссию по изменению конституции, которая потребовала лишить автономно-территориальное образование Гагаузия права законодательной инициативы на национальном уровне.
Политика «румынизации» многопланова. Она включает облегчённую процедуру получения румынского гражданства, отмену запрета на двойное гражданство в высших органах власти, введение в учебную программу «Истории румын», ограничение сферы действия русского языка, спонсирование Бухарестом прорумынских СМИ и т. д.
День Победы президент Румынии М. Гимпу объявил «днём проигрыша». 28 июня – День освобождения Молдавии – стал Днём советской оккупации.
На случай протестов 27 июля 2010 года принят «План действий». Молдова и румыния договорились о подготовке молдавских офицеров в Прикладной школе румынской жандармерии и содействии Румынии в обеспечении общественного порядка в Молдове.
Размывание молдавской государственности происходит на фоне заявлений официальных лиц Румынии, что такого народа и языка, как молдавский, нет, что это «изобретение Сталина и большевиков». Большие опасения вызывает усиленно продавливаемый Западом «план федерализации Молдовы».
Противоречат интересам России и призывы к «переформатированию» миротворческой операции на Днестре.
Часть молдаван рассчитывают на помощь Румынии. Хотя Румыния в Евросоюзе считается экономически слабой страной, в Молдове она выглядит преуспевающей европейской державой, способной оказывать заметное влияние на политические и социальные процессы в регионе.
Молдавии бы надо обратить внимание на быстрый рост внешнего долга Румынии, перевалившего за 100 млрд евро. Исправить ситуацию Бухарест рассчитывает за счёт Молдавии. Так, как он делал в 1918–1940 и 1941–1944 годах.
Большая часть молдаван ждут помощи из Москвы. В августе жители села Оланешты направили письмо президенту РФ Владимиру Путину, прося помочь им сохранить русскоязычную школу, которую местные власти решили закрыть. Характерно, что за русский язык вступились представители титульной нации.
Граждане Молдавии видят в России защитника, понимая, что Румыния руками своих ставленников в руководстве Молдовы стремиться упразднить не только Молдавию, но и молдаван.
Есть повод для беспокойства и у Украины – ведь румыны имеют территориальные претензии и к ней.
Первый звонок уже прозвучал. По решению Международного суда ООН в Гааге от 3 февраля 2009 года под юрисдикцию Бухареста отошло около 80% спорного участка континентального шельфа в черноморской акватории вокруг острова Змеиный.
Запад и впредь будет оказывать Бухаресту всякую поддержку – проект «Великой Румынии» вписывается в геополитическую стратегию Запада по продвижению на восток. Год назад Бухарест дал согласие на размещение на территории Румынии элементов американской ПРО.
Сегодня Румыния – наконечник натовского копья, направленного на Молдавию и Приднестровье.