Скрытая угроза
О давлении на лидеров русских диаспор
Ни для кого не секрет, что власти большинства республик бывшего СССР нередко используют спецслужбы для ослабления русской диаспоры, недопущения ее объединения и превращения в реальную политическую силу, способную отстаивать свои права. При этом практикуются различные формы и методы "работы" – от откровенного запугивания и шантажа, потворства националистам, до внесения разногласий между влиятельными представителями диаспоры, их дискредитации или подкупа, создания "карманных" лидеров.Наиболее жесткому давлению подвергаются лидеры соотечественников в Казахстане. Видимо, сказывается территориальная отдаленность от Европы с ее европейскими ценностями в сфере прав человека. Еще свежи в памяти избиения в Усть-Каменогорске заместителя председателя Республиканского славянского движения "Лад", члена Совета соотечественников при Госдуме РФ, члена русских славянских и казачьих организаций А.Шушаникова, В.Михайлова ("Лад") и многих других, кто не побоялся отстаивать интересы русскоязычных. Без сомнения, эти акции были организованы спецслужбами Казахстана. На это указывает повторяющийся из раза в раз "алгоритм страха", взятый последними на вооружение: сначала угрозы расправы со стороны "неизвестных", затем практические действия в виде жестоких насильственных действий, после чего поиск виноватых в среде тех, кого защищают жертвы произвола властей. Со стороны последних все это выглядит весьма цинично и неприкрыто. Тем, кто пытается защитить соотечественников, дают понять, что за это придется платить собственным здоровьем. Справедливости ради, необходимо отметить, что в последнее время подобных фактов не наблюдается.
На этом фоне "работа" с лидерами русской диаспоры со стороны спецслужб прибалтийских государств выглядит более "интеллигентной". В одной из своих недавних публикаций эстонская газета "Постимеэс" отмечает, что работа с представителями здешней русской общины является главным направлением обеспечения внутренней безопасности Эстонии. "Хотя русские предпринимали неоднократные попытки создать единую и единственную политическую организацию, это им почему-то не удавалось", констатирует "Постимиэс". В одном лишь городском собрании депутатов Таллина русские представлены тремя периодически конфликтующими между собой фракциями. Во многом такое положение дел стало возможным из-за игры эстонских спецслужб "на деловых интересах влиятельных русских".
Подобные процессы происходят и в Латвии. Вряд ли кто-то среди соотечественников слышал об организации "Русские Запада". Но тем не менее представитель этих самых "русских" победил в "конкурсе" негосударственных организаций на выдвижение кандидатов в совет Фонда интеграции. Необходимо отметить, что у конкурсанта не было конкурентов. Ведь Русскую общину Латвии, да и другие сколь-нибудь значимые русские общества и общины "забыли" пригласить к участию в конкурсе.
Выбор на "Русских Запада" и лидера этой организации Дмитрия Николаева пал, конечно же, не потому, что он полон решимости отстаивать интересы соотечественников в Латвии. Скорее наоборот. Член "Латвияс цельш" допущен к западному денежному мешку лишь потому, что он разделяет или из корыстных побуждений делает вид, что разделяет политику латвийских властей на принудительную ассимиляцию русскоязычного населения. В таком деликатном вопросе, как поддержание мостика взаимоотношений между властью и недовольной ее действиями частью общества, "нужны" послушные и подконтрольные люди. В данном случае налицо открытый подкуп одного из представителей диаспоры. Правда, выбор весьма сомнительный – ведь за карманной организацией не стоят реальные люди.
Вообще, удивляет то, каким образом на постсоветском пространстве власти практически всех республик бывшего СССР строят взаимоотношения с русскоязычными жителями – а именно рассматривают их в качестве некой "пятой колонны", которую, по их мнению, в интересах государственной безопасности необходимо всячески ослаблять. Ошибочный в корне подход во взаимоотношениях властей и русскоязычной диаспоры ведет к росту напряженности в обществе, отчуждению людей от государства, которое для них является скорее не Родиной, а "злой мачехой", искусственному возникновению целого ряда социальных и политических проблем, что в конечном итоге в определенной степени негативным образом влияет на эту самую государственную безопасность.