Слабозаметное восстановление
На войне против терроризма отречение Талибана от власти в Афганистане является единственным достижением Запада
Прошло чуть более года как началась возглавляемая Вашингтоном антитеррористическая операция "Несокрушимая свобода" ("Enduring Freedom"). На сегодняшний день Афганистан получил только финансовой помощи на сумму более 1 млрд. долларов. Между тем, столь внушительные средства пропали в афганской "черной дыре", не оставив фактически никаких напоминаний о себе. Кабул из просто города руин, превратился в шумный город руин, где каждый озабочен лишь одной мыслью – где бы раздобыть пару лишних долларов.Конечно, со свержением талибов нельзя не заметить факты определенного оздоровления в социокультурной сфере страны, хотя эти изменения и затронули в основном только Кабул. Нельзя ведь оспаривать, что талибы внесли вместе со своим диким средневековым антуражем (бороды, паранджи, публичные казни на стадионах) абсолютно деструктивное начало в и без того нарушенный общественно-культурный уклад жизни афганцев. Правда, несмотря на все изменения, афганцы и сегодня больше походят на беженцев в собственной стране. За 23 года гражданской войны и обещаний у них заметно померк "блеск в глазах".
По всему Кабулу и особенно в его центральной части развешены плакаты: своеобразная форма наглядной агитации для полуграмотных афганцев. Идея эта, как поговаривают кабульцы, принадлежит американцам. Вся эта наглядная агитация призвана хотя бы таким манером обозначить военных преступников, врагов, оставшихся на свободе талибов и их пособников. Однако пока от нее толка мало. Что здорово тяготит участников антитеррористической коалиции, поскольку рано или поздно все же придется объяснять, на что был потрачен более чем 1 млрд. долларов.
В январе прошлого года в Кабул на несколько дней для наблюдения за реализацией программы ООН по восстановлению страны прибыл представитель нью-йоркского офиса ООН по координации гуманитарной помощи Эндрю Кокс. "Командировка" ооновского функционера затянулась на долгие месяцы. Кабул, по его словам, представляется превосходным местом для воплощения в жизнь подобных программ при идеальных условиях: то бишь с нуля.
Правительственный орган, с которым господин Э.Кокс тесно взаимодействует – это часть афганского министерства финансов и передающее звено между кредиторами и министерствами. Всякий финансовый документ, в котором проходит хотя бы доллар экономической помощи, визируется у Э.Кокса, прежде чем попасть в страну. Здесь все строго.
По сообщениям западных СМИ Афганистану уже предоставлена помощь в размере 1,3180 млрд. долларов. Это, как отмечают ооновские функционеры, 2/3 всех средств, которые планировалось предоставить Афганистану в прошедшем 2002 году. Германия, Нидерланды, США и Ирландия полагают даже, что перевыполнили свои обещания.
В этой связи сам собой напрашивается вопрос, где же эти деньги, куда и на что они пошли? Как сообщает ряд влиятельных западных изданий, половина денег уходила на обеспечение "возвращенцев". Из эмиграции на родину вернулось гораздо больше людей, чем ожидали. Четверть всей суммы пошла на восстановление инфраструктуры страны, примерно 20 % – на оборудование министерств и ведомств. А остаток – около 5 % – "на внутренние расходы".
Как заявляют западные "советники", отбиваясь от назойливых вопросов представителей СМИ относительно финансовых растрат, еще никогда и нигде не удавалось только что избранному правительству в столь короткий срок создать общий план реорганизации экономической структуры страны. Препоны же на пути к светлому будущему афганцев видятся в преобладании до сей поры "старого", характерного для административно-командной экономики мышления.
Конечно, нельзя исключать, что "небольшая" часть денег ушла и по теневым каналам. Но проверить это пока не представляется возможным из-за неразберихи, царящей в новоиспеченных министерствах и ведомствах нынешней кабульской власти.
Однако, как полагают наблюдатели, произошло бы чудо, если бы жизнь в разграбленной, отсталой, только что испытавшей на себе пресс американских "точечных авиаударов" стране наладилась вдруг и сразу. И все же, уже отрадным фактом по сравнению с прошлым является то, что теперь на улицах афганской столицы можно увидеть школьников, или, например, женщину за рулем. Правда, в данном случае речь можно вести только о Кабуле и еще паре крупных городов страны. В остальном же неуловимые талибы по-прежнему не перестают напоминать о себе западным союзникам, и сколько будет длиться их "неуловимость", сегодня не скажет никто.