Сланцевая волна докатилась до Украины
Крупнейшее соглашение о разделе продукции подписано — вопросы остались
24 января в Давосе во время проведения Всемирного экономического форума англо-голландский нефтегазовый концерн Royal Dutch Shell и ООО «Надра Юзовская» в присутствии Президента Украины Виктора Януковича и премьер-министра Королевства Нидерландов Марка Рутте подписали соглашение о разделе продукции (СРП) при разработке Юзовского газоперспективного участка, расположенного на территории Харьковской и Донецкой обл. Подписи под ним поставили главный исполнительный директор Royal Dutch Shell Питер Возер и министр энергетики и угольной промышленности Украины Эдуард Ставицкий.
Краткая суть СРП
Ни украинская сторона, ни Shell не разглашают всех подробностей СРП, насчитывающего около 400 страниц, поэтому его суть попытаемся уяснить из пресс-релиза, распространенного англо-голландским концерном накануне подписания договора, а также из некоторых информированных источников.
Итак, согласно СРП, Royal Dutch Shell и ООО «Надра Юзовская» имеют по 50% участия каждая. При этом Shell является оператором проекта, ответственным за все работы в рамках соглашения. Конкретные же права и обязательства инвесторов будут определены в договоре об операционной деятельности, которое намерены подписать в ближайшее время. СРП рассчитано сроком на 50 лет.
«Начальный этап геологического изучения предусматривает получение двухмерных и трехмерных сейсмических данных и бурения 15 скважин на Юзовском участке. Предполагается, что это позволит провести эффективную разведку и оценку существующих залежей углеводородов, в частности оценку потенциала природного газа в уплотненных песчаниках Юзовской площади», — говорится в пресс-релизе. Геолого-разведочные работы, которые полностью финансируются зарубежным инвестором (в объеме $200—400 млн.) по всей видимости, продлятся от 3 до 5 лет.
Если по результатам геофизических исследований и разведочного бурения получат положительные результаты, будет начато бурение и обустройство эксплуатационных скважин. В таком случае в разработку вложат до $3,5 млрд.
Предполагается, что Shell до момента окупаемости проекта (возврата вложенных инвестиций) будет передавать второму участнику СРП 31% добываемой продукции, а затем (на пике добычи) эта доля возрастет до 60%. Срок окупаемости проекта — как минимум 8—10 лет с начала эксплуатации.
После подписания СРП инвесторы перечислят государству бонус в размере $25 млн., после начала геолого-разведочных работ — $50 млн., получив первый приток газа — $25 млн., при достижении запланированного пикового уровня добычи — $100 млн.
Кроме того, в соглашение включено обязательство ежегодно осуществлять социальные инвестиции в объеме $2 млн., а после начала бурения разведочных скважин — $3млн., или 0,5% годового бюджета. $1,2 млн. ежегодно будет выделяться на подготовку персонала буровых установок и еще по $2 млн. в течение первых трех лет действия СРП — на создание Украинского института газа нетрадиционных источников.
Shell и «Надра Юзовская» получили при реализации СРП и значительные налоговые льготы. При разработке Юзовской площади они будут платить только налог на прибыль, НДС, а также вносить плату за недропользование. При этом независимо от изменений украинского законодательства ставка налога на прибыль для инвесторов в текущем году будет составлять 19%, а с 2014 г. — 16%. В то же время договором предусмотрены значительные санкции в случае несвоевременного возврата инвесторам НДС — пеня в размере 120% учетной ставки НБУ за каждый день просрочки.
Таким образом, Royal Dutch Shell и «Надра Юзовская» освобождаются от уплаты экологического налога, сбора за специальное водопользование, платы за землю, таможенного сбора, рентной платы за добычу газа, целевой надбавки к действующему тарифу на газ, сборов на обязательное пенсионное страхование, при продаже иностранной валюты, с услуг мобильной связи, при покупке недвижимости и отчуждении автомобилей.
Относительно платы за недропользование. Кабинет Министров постановлением № 24 от 9 января с. г. снизил на 99% плату за предоставление вне аукциона специальных разрешений на разработку месторождений в рамках СРП, в результате чего инвесторы за получение спецразрешения на недропользование заплатят всего $4 млн., а ежегодные платежи составят 1,25%.
Помимо налоговых, Royal Dutch Shell и «Надра Юзовская» получили еще ряд льгот. На них, в частности, не распространяется действие любых нормативных документов правительства Украины, органов местного самоуправления, если они ограничивают права инвесторов. Проверять их работу необходимо не чаще одного раза в три года и не больше 10 дней.
Очередное Vanco
Лидером по заключению СРП на постсоветском пространстве является, безусловно, Азербайджан: начиная с 1994г. там подписано около 50 подобных договоров. При этом каждое СРП было узаконено президентским указом и прошло процедуру ратификации парламентом. Неизменным же участником от лица государства во всех соглашениях является государственная нефтяная компания Азербайджанской Республики (ГНКАР), а бонусы от СРП перечисляются в специально созданный указом президента государственный нефтяной фонд.
В Украине же только второе СРП — и снова с применением коррупционных схем.
Напомним, что по первому СРП, которое правительство заключило в апреле 2006 г. с Vanco International, 100%-ной дочерней компанией Vanco Energy Company (США), на право добычи углеводородного сырья на шельфе Черного моря в пределах Прикерченского участка, все еще продолжается арбитражный процесс против Украины в Арбитражной палате Стокгольма. Дело в том, что в октябре 2007 г. Vanco Int. переуступила права и обязанности по СРП компании Vanco Prykerchenska, созданной в августе 2007-го. В мае 2008 г. правительство аннулировало лицензию Vanco Prykerchenska и вышло из СРП.
Очевидными причинами выхода из СРП были: переуступка прав в интересах Vanco Prykerchenska; передача Прикерченского участка площадью более 12 тыс. кв. км на изучение и разработку целиком, а не по отдельным блокам; разглашение информации о настоящих собственниках Vanco Prykerchenska. Собственниками Vanco Prykerchenska с равным долевым участием являются Vanco International, DTEK Holdings Ltd (украинского бизнесмена Р.Ахметова), Shadowlight Investments Ltd (российского бизнесмена Е.Новицкого) и компания Integrum Technologies Ltd. В результате Vanсo обратилась в международный арбитраж.
Итак, украинской стороной СРП по разработке Юзовского газоперспективного участка выступает ООО «Надра Юзовская», являющееся совместным предприятием государственной НАК «Надра Украины» (доля в СП — 90%) и ООО «СПКГеосервис» (доля — 10%).
Казалось бы, противоречит логике сам факт, что участником крупнейшего газового проекта со стороны государства может стать малоизвестное ООО, занимающееся консалтингом и услугами в проведении геологических работ в пределах нефтегазоносных регионов Украины. Очевидно, что за этой компанией стоят очень влиятельные покровители. Учитывая же то, что от имени «Надра Юзовская» СРП подписывал Э. Ставицкий, похоже, именно бывший министр экологии и природных ресурсов, а ныне минэнергоугля и является «крышей» вышеназванного ООО.Более того, под его кураторством проходила подготовка данного СРП.
Примечательно, что предоставление частному ООО от имени государства широких прав чем-то напоминает гарантированное правительством Украины во главе с Павлом Лазаренко соглашение 1997 г. о поставках корпорацией ЕЭСУ продукции для потребностей минобороны РФ.В результате Украина по решению суда обязана выплатить российской стороне более 3 млрд. грн.
Кроме того, учитывая распространенную в Украине практику ввоза контрабандной продукции, стоящая за ООО чиновничья рать получает в рамках СРП практически неограниченное право ввозить и вывозить различные товары без таможенных платежей, квот, лицензирования, налогов и сборов.
Что содержит Юзовка?
После подписания СРП г-н Ставицкий заявил, что сотрудничество с компанией Royal Dutch Shell в добыче сланцевого газа может позволить Украине в ближайшие пять лет полностью обеспечивать себя газом. «По оптимистическому сценарию компании Shell, это около 20 млрд. куб. м добычи в год, по пессимистическому — не менее 7—8 млрд. куб. м... Если мы достигнем оптимистического сценария, это полностью решит вопрос дефицита, который сейчас есть в нашем государстве, и даже выйдем на профицит», — сказал он.
Г-н Возер был менее категоричен, заявив: «Пока еще рано говорить о возможных объемах ресурсов и добычи. Мы находимся на ранней стадии, и нам еще многое предстоит изучить».
Более того, представители компании подчеркивают, что пришли в Украину не для того чтобы добывать сланцевый газ, а для разработки газовых месторождений твердых песчаников. А это совершенно другие геологические условия и иной технологический процесс разведки и добычи.
В Shell уверены, что продуктивные газоносные пласты в пределах Юзовской площади сформированы уплотненными песчаниками, а не сланцевыми породами. Основное же отличие сланцевого газа от газа уплотненных песчаников — глубина и способ добычи. Для добычи сланцевого газа обычно используют горизонтальные скважины на относительно мелкой глубине (1,5 — 2 км), а газ уплотненных песчаников добывается с помощью вертикальных либо наклонных скважин глубиной около 5 км и более. Учитывая, что водоносные горизонты находятся обычно на глубине 100—200 м, возможность загрязнения водных ресурсов в процессе добычи газа уплотненных песчаников минимальна.
По некоторым данным, в октябре 2012 г. Shell начала бурение первой разведочной скважины Беляевская-400 в нескольких километрах от села Веселое Харьковской обл. Проектной глубины скважины — 5250 м предусмотрено достичь через пять-шесть месяцев после начала бурения.
Юзовский участок находится в пределах Днепровско-Донецкой впадины, для которой характерны осадочные отложения, относящиеся к пермскому периоду, а также наличие газовых коллекторов больших объемов. Но официальных данных о характеристиках сланцевых месторождений в пределах впадины нет.
Сланец таит опасность
В последнее время мы постоянно слышим заявления высокопоставленных чиновников об огромных запасах сланцевого газа в Украине. Так, премьер-министр Николай Азаров, выступая 30 ноября прошлого года на украинско-норвежском бизнес-форуме в Осло, заявил: «Мы рассчитываем, что уже в ближайшие 5—10 лет выйдем на добычу объемов сланцевого газа не менее 20—30 млрд. куб. м в год». А днем ранее на встрече с представителями энергетического сектора Норвегии он оценил запасы сланцевого газа в Украине в 7 трлн. куб. м.
Однако, по оценке East European Gas Analysis, предполагаемые технически извлекаемые запасы сланцевого газа в Украине составляют 1,1 трлн. куб.м (по сравнению с 24,5 трлн. куб. м и 11 трлн. куб. м в США и Канаде соответственно, где его промышленная добыча уже ведется, и 5,3 трлн. куб. м в Польше, где исследования находятся на начальной стадии).
По данным же специалистов НАК «Нафтогаз Украины», промышленная добыча сланцевого газа в Украине находится на начальном этапе исследований. НАК только в 2011 г. приступила к научным и лабораторным исследованиям по этому вопросу. По результатам уже проведенных работ определены первоочередные перспективные участки и поданы заявки на получение специальных разрешений на геологическое изучение, в том числе опытно-промышленную разработку. При этом отмечено, что на сегодня в Украине не выдано ни одного специального разрешения на пользование недрами со сланцевым газом.
Сланцевые залежи встречаются на всех континентах. Сланцевый газ — это по существу тот же метан, который содержится в более твердых породах. Просто ранее этот газ был технически недоступен для разработчиков, но затем появились новые технологии бурения, гидравлического разрыва пластов, и его добыча стала возможной. Поспособствовали его разработке и резко выросшие цены на углеводородное сырье.
Современная технология добычи сланцевого газа подразумевает бурение одной вертикальной и нескольких горизонтальных скважин протяженностью до 2—3 км. В них закачивается смесь воды, песка и химикатов, затем в результате гидроразрыва разрушаются стенки газовых коллекторов, и газ откачивают на поверхность.
Чтобы остудить горячие головы отечественных чиновников, отметим: добыча сланцевого газа — экологически очень опасна, поскольку требует использования специальных реагентов, компонентами которых являются до 500 химических соединений и веществ. И хотя формулы химического «коктейля» для гидроразрыва обычно являются конфиденциальной информации, экологи выяснили, что грунтовые воды загрязняются толуолом, диметилбензолом, этилбензолом, мышьяком. Для одного гидроразрыва, например, используется до 300 т химикатов, кроме того, необходимо около 7 тыс. т смеси воды и песка. Значительные объемы отработанной загрязненной воды обычно не утилизируются, а скапливаются возле скважин.
И, наконец, при бурении горизонтальных скважин они должны строго пролегать в толще сланцевого пласта на достаточном расстоянии от его границ, в противном случае метан проникает сквозь трещины в верхний слой осадочных пород.
В 2010 г. американский режиссер Джош Фокс выпустил документальный фильм GasLand, посвященный экологическим проблемам добычи сланцевого газа в Пенсильвании. А они вопиющие: это зараженные токсичными отходами водоемы, гибнущий скот, тяжелые болезни людей. «После начала добычи в питьевой воде появился газ пропан. Наберите эту воду в бутылку, встряхните — ее можно зажечь», — рассказывает в фильме житель американского штата Колорадо, где добыча газа ведется в промышленных масштабах.
Примечательно, что сланцевая волна постепенно уходит из Европы. Франция, Болгария, Румыния и Чехия (ввела временный мораторий) запретили использовать технологию гидроразрыва пласта. В 2010 г. ExxonMobil отказалась от проекта добычи сланцевого газа в Венгрии стоимостью $75 млн., так как пробуренные скважины дали приток воды, а не газа. В начале 2011 г. Royal Dutch Shell объявила о бесперспективности поиска сланцевых месторождений в Швеции. ExxonMobil в феврале прошлого года заявила, что за два года разведочные скважины компаний Lane Energy, 3Legs Resources и BNK Petroleum на северо-западе Польши дали лишь незначительные притоки газа, и осенью 2012 г. отказалась от планов добычи сланцевого газа в стране.
Все геологи согласны с тем, что нет двух одинаковых типов сланцев. Еще и поэтому риски сланцевой газодобычи в Украине очень велики, а также из-за отсутствия опыта и отличной от США геологической структуры, по которой уже накоплены обширные данные сланцевой разработки.
В этой связи будем надеяться, что сланцевая волна минует Украину, а Юзовский проект, как заверяют в Royal Dutch Shell, будет реализован в соответствии с международными стандартами по охране окружающей среды и социальной ответственности. Для этого компания обещает провести комплексную оценку потенциального воздействия проекта на экологическую и социальную среду, а также на здоровье населения до начала геолого-разведочных работ.