logo

Хлебные крошки

Статьи

Безопасность
Политика

Дмитрий Петровский

Смертью смерть несущие

Террористы-смертники: от ассасинов до шахидов

Теплым июньским вечером в популярной дискотеке "Долфин Диско" в Тель-Авиве было как обычно многолюдно. Дискотека была известна как излюбленное место "тусовки" молодежи из иммигрантских семей-выходцев из России. Никто не обратил особого внимание на смуглого юношу, пробиравшегося сквозь толпу к центру зала. Оказавшись в самой гуще танцующих подростков, молодой араб сунул руку в карман своей куртки и нащупал там кнопку детонатора закрепленной на его теле бомбы. Раздался мощный взрыв. Вместе со смертником погибли 21 человек и еще около 100 были ранены. По свидетельству выживших очевидцев, на лице 22-летнего палестинца-террориста Сайда Хотури перед взрывом сияла счастливая улыбка... За год, прошедший с того трагического дня, случилось 11 сентября 2001 г., когда террористы-камикадзе унесли с собой на тот свет сразу более 3 тысячи человек, а примеру Хотури последовало еще несколько десятков палестинцев, в том числе девушек и женщин. Жертвами фанатиков-самоубийц во взорванных кафе, магазинах, рынках, автобусах и просто на улицах стали сотни невинных людей. В последнее время теракты все чаще совершаются при помощи шахидов и на российском Северном Кавказе – в Чечне. Самоубийственный теракт, помимо человеческих жертв, провоцирует массовую панику и истерию, а потому является и одним из наиболее действенных средств психологического воздействия. И похоже конца этому, несмотря на жестокие ответные репрессии израильской армии и спецслужб, не видно. Феномен террористов-смертников стал привлекать повышенное внимание мировой общественности и прессы в последние десятилетия ХХ века и в начале нынешнего, после того как ряд повстанческих движений и террористических групп начал использовать самоубийственную тактику в широких масштабах. Достаточно вспомнить тамильских террористов-самоубийц из группировки "Тигры освобождения Тамил Иламы", на счету которых убийство премьер-министра Индии Раджива Ганди и тысяч мирных жителей и военнослужащих в Шри-Ланке. На Ближнем Востоке "первопроходцами" современных самоубийственных террористических атак стали боевики движения "Хезболла" в Ливане, взорвавшие вместе с собой 241 американского морского пехотинца и 58 французских парашютистов в Бейруте в 1983 г. Однако особого размаха акции террористов-самоубийц приобрели в контексте израильско-палестинского конфликта. Палестинские экстремистские группировки начали массированно применять смертников против военных и гражданских целей в Израиле с 1993 г. С тех пор, по данным только на апрель с.г., т.е. далеко не последним, 106 палестинских "живых бомб" унесли жизни 339 человек, а несколько тысяч было ранено. Кто же эти люди, без страха и сомнений, ценой собственной жизни несущие смерть и увечья другим ни в чем не повинным людям? Что является побудительным мотивом их поступка и кто тянет невидимые постороннему глазу нити, приводящие в движение адские механизмы "человеческих бомб"? Чтобы получить более менее полное представление о феномене "шахидов" (по арабски – "мучеников веры"), необходимо посмотреть на исторические истоки этого явления и составить примерный портрет этих людей. История исламских террористов-самоубийц на Ближнем Востоке восходит к ХI веку – периоду крестовых походов. Именно тогда на территории Ирана в горном замке Аламут возникла секта религиозных фанатиков-шиитов, получивших название "ассасины" (от арабского "хашшашины" – "опьяненные гашишем"). Целью секты, во главе которой стояли "горные старцы" – радикальные имамы, было физическое уничтожение "врагов веры" ценой собственной жизни. Молодых фанатиков – ассасинов специально воспитывали в духе презрения к смерти, обещая гарантированное попадание в рай, а также практикуя употребление наркотиков перед акциями. Ассасинам удалось ликвидировать нескольких крупных вождей крестоносцев и держать их в постоянном страхе. После изгнания крестоносцев, ассасины переключились на своих единоверцев, недостаточно праведных с точки зрения "горных старцев". От кинжалов убийц-смертников пало немало шахов, эмиров и визирей средневековых государств Ближнего Востока. История ассасинов закончилась в конце XIII века, когда все их опорные базы были уничтожены вторгнувшимися в Сирию монголами. Однако их дух и традиции получили продолжение в Палестине на рубеже XX и XXI веков. Недавно в Израиле были опубликованы обобщенные данные исследований облика современных палестинских "шахидов", проведенных израильскими спецслужбами, в том числе и на основе материалов допросов захваченных в плен несостоявшихся смертников. Получившийся собирательный образ, хотя и далеко не полный, все же дает некоторое представление об этих людях. В частности, 47% самоубийц имеют высшее образование, полученное, как правило, в одном из исламских образовательных учреждений; 83% не женаты и живут одни; 64% находятся в возрасте от 18 до 27 лет; большинство долгое время были безработными, или же вышли из многодетных бедных семей, проживавших в лагерях для беженцев; все смертники, как правило, фанатичные приверженцы ислама; и наконец все из них имели жгучее желание отомстить за погибших от рук израильтян друзей или близких. Особое значение имеет идеологическое обоснование применения смертников, ибо Коран, как и Библия, решительно осуждает самоубийство, считая его величайшим смертным грехом. Но на Востоке иные представления, менталитет и нормы общепринятого поведения, которые и обеспечивают почву для нравственной легитимизации самоубийственного террора. Радикальные исламские имамы в своих проповедях утверждают, что самоубийство в рамках "джихада" не только законно, но и является образцом для подражания. Поэтому действия террористов-смертников считаются не самоубийством ("интихар"), а мученичеством ("истишьхад"), т.е почетным самопожертвованием во имя Бога, способом завоевания вечной любви гурий-девственниц в раю. Один из ведущих исламистских авторитетов шейх Юсуф Карадави дает следующие разъяснения по этому вопросу: "...атаки на врагов являются не самоубийственными операциями, а операциями героического мученичества, в которых шахид действует не из отчаяния и страха, но движимый желанием посеять ужас и страх в сердца угнетателей". Эту точку зрения разделяют и многие представители светских властей Палестинской автономии. Так, Юссеф Ямах, палестинский министр по святым местам, в одном из интервью заявил: "Акт самоубийства шахида есть легитимное средство борьбы палестинцев с врагами (то есть с Израилем). Их цель – служению Аллаху, и своим поступком они борются во имя Аллаха и за ислам". Главными организаторами самоубийственных атак выступают религиозно-экстремистские организации "ХАМАС", "Исламский джихад" и "Бригады мучеников Аль-Аксы". Эти структуры в обмен на "мученичество" обещают молодым смертникам не только причисление к мусульманским святым и место в раю, но и вполне конкретные материальные компенсации их родственникам. Например, "ХАМАС" выплачивает семье шахида от 300 до 600 долларов в месяц, а также обеспечивает ей бесплатное медицинское обслуживание и образование для детей. Кроме этого, по утверждению израильских властей, семья «мученика» получает от правительства Ирака в зависимости от масштаба теракта единовременное пособие в 20-50 тыс. долларов. Стоит ли после этого удивляться, что родственники погибших смертников отмечают гибель своих близких как праздник и шумно выражают свою радость и гордость по этому поводу. Данные опроса, проведенного недавно среди арабского населения сектора Газа, показали, что 78 процентов опрошенных поддерживают теракты, совершаемые самоубийцами. Акту самоубийства фанатика предшествует длительный и весьма сложный процесс отбора и подготовки. Причем процесс этот начинается с детсадовского возраста, чтобы к 20-22 годам юноша или девушка были абсолютно готовы принести себя в жертву. Не случайно, стены комнат и классов во многих палестинских детских садах и школах пестрят фотографиями погибших смертников и плакатами типа "Дети этого детсада (школы) – это завтрашние шахиды!", "У Израиля есть атомные бомбы, а у нас человеческие". В большинстве случаев отбор и вербовка кандидатов в шахиды осуществляется т.н. духовными наставниками, как правило харизматическими имамами. Основными требованиями к кандидатам являются беззаветная приверженность исламу, отсутствие конфликтов с законом и достаточная внушаемость. Имамы настойчиво внушают ученикам те места Корана и других священных писаний, где идеализируется "священная борьба" с "неверными" и собственная жертвенная смерть "за веру". Во время процесса подготовки отобранные юноши и девушки подвергаются тяжелейшим испытаниям на мужество, физическую и психическую устойчивость. Например, их привлекают к обеспечению боевых операций против израильских солдат и поселенцев. Будущих шахидов приучают к мысли о неизбежности скорой смерти, заставляя их много часов лежать на кладбище между могилами или в течение нескольких дней быть заживо похороненными под землей, дыша через выходящую на поверхность тонкую трубку. Считается, что таким образом шахид привыкает к мысли о смерти, и она не повергает его в ужас. Далее начинается собственно тренировка шахида как бомбиста. Наставник остается при своем подопечном до последнего дня и несет всю полноту ответственности за его обучение и готовность. Примерно за 10 дней до теракта шахид знакомится со своим "руководителем", который осуществляет его охрану вплоть до дня "X" и в большинстве случаев сам изготовляет "адскую машину", а также объясняет все "нюансы" (как незаметно носить на себе бомбу и т.д.). В этой роли чаще всего выступают опытные боевики. После этого кандидат практически готов к выполнению своей миссии. Некоторое эксперты считают, что на завершающей стадии подготовки шахида применяется гипноз и психокодирование. Вызываемое этим состояние транса и ожидания обещанного "рая небесного" поддерживаются в фанатике до конца (не случайно многие самоубийцы смеются и улыбаются перед смертью). К месту акции смертник обычно доставляется на заранее угнанной на территории Израиля машине, перекрашенной и с новыми номерными знаками. Внешний вид шахидов также не должен вызывать сомнений, поэтому они нередко облачаются в израильскую военную форму или традиционные еврейские одеяния. Взрывное устройство (т.н. "пояс шахида" содержит от 3-15 кг взрывчатки. Максимального поражающего эффекта достигают, начиняя мину подшипниками, гвоздями или дробью. Взрыватель предельно прост в управлении: с бомбой соединяется проводом и прячется, как правило, в кармане у подрывника. Как показал опыт Израиля, бороться с шахидами чрезвычайно сложно. Смертнику-террористу, решившему во что бы то ни стало умереть, практически невозможно помешать. А внедрить свою агентуру в ряды хорошо законспирированных палестинских экстремистов для получения информации о готовящихся терактах крайне сложно. Решение о проведении теракта принимается иногда за несколько часов до его совершения, что позволяет добиться максимальной эффективности при минимальной опасности для руководителей террора. Например, группировка "ХАМАС" постоянно имеет 5-20 смертников в возрасте от 18 до 22 лет в полной готовности немедленно выполнить приказ о проведении акции. Современному человеку в США или Европе трудно понять, как в XXI веке молодые, образованные люди добровольно обрекают себя на смерть, неся при этом гибель десяткам других ни в чем не повинных людей. Однако реальность ситуации на Ближнем Востоке сейчас такова, что в кандидатах в шахиды недостатка нет. Ненависть к Израилю на оккупированных палестинских территориях и на западном берегу Иордана такова, что, являясь доминирующим общественным настроением, она еще долгие годы неизменно будет толкать молодых палестинцев на подобные экстремистские формы борьбы за создание независимой Палестины.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie