logo

Хлебные крошки

Статьи

Русская Украина
Политика
Украина
Валерий Мошев

Солнечное сплетение, или Крымский узел (II)

Интервью с крымским политологом Сергеем Киселёвым

Мы продолжаем знакомиться  с крымскими политологами. На наши вопросы отвечает доцент кафедры экономической и социальной географии Таврического Национального Университета (г. Симферополь), специалист по политической географии и геополитике, член Экспертно-аналитического совета при Совете министров автономной Республики Крым Сергей Николаевич Киселёв.

В России много пишут об Украине вообще и не меньше о проблемах Крыма, в частности. Но речь идет, в основном, о газе, Черноморском флоте, шансах на вступление в Таможенный Союз и о последователях Бандеры и Шухевича. Куда меньше пишут о русских на Украине. Человеческий фактор у нас всегда выпадает почему-то, хотя кто, как не люди ведут переговоры о газе и флоте? И эти люди формируются и живут на Украине, и с ней, наверное, связывают свое будущее… Украинцы, это, вообще, кто? Национальность ли это или скорее идеологическая, партийная принадлежность? И чем от украинцев отличаются русские, проживающие на Украине? Мне, честно говоря, кажется, порой, что вся Украина, включая и Крым, и Львовщину, находится в постоянном «броуновском движении», хаотично перемещаясь из партии в партию, из национальности в национальность, шарахаясь от Европы к России и наоборот. Есть ли в украинском мире константы? Те постоянные, от которых можно отталкиваться, чтобы совсем не потерять ориентацию?


Начну с последнего вопроса. Константой для современной украинской национально-политической идентичности является русофобия. Это русофобия объединяет политических украинцев как географически – с запада на восток, так и этнически (сегодня в украинском политическом лексиконе уже устоялись эвфемизмы типа – украинец крымско-татарского происхождения или украинец грузинского происхождения). Традиционная, органически присущая на протяжении сотен лет жителям Украины малороссийская идентичность, отбрасывается строителями независимого украинского государства как ущербная, не соответствующая современным политическим потребностям. «Я не малоросс, я не хохол, я украинец» - сказал Виктор Ющенко, когда был президентом, чем дал старт оголтелой кампании против малороссийского самосознания.


Государственный национализм сверху встречается с мощным потоком галицийского национализма снизу, для которого сегодня открыты все шлюзы, в том числе и на ведущих телеканалах в популярных ток-шоу российских гастарбайтеров Евгения Киселёва и Савика Шустера. Миллионы граждан Украины ежедневно сталкиваются с массированной пропагандой национализма во всех общегосударственных и практически во всех региональных СМИ. Практически ничего в этой области не изменилось с приходом нового президента, которого часто и незаслуженно называют «пророссийским». В современную политическую элиту Украины органично вписались деятели, исповедующие такие взгляды, носители которых в Европе, например, подвергаются уголовному преследованию.


У людей специально не следящих за Украиной действительно может сложиться мнение, что вся жизнь страны представляет из себя некое хаотическое метание из крайности в крайность. Во многом этом справедливо, но, повторюсь, стержнем всей политической жизни Украины является русофобия от едва уловимой у калужанина премьер-министра Украины Николая Азарова до не сдерживаемой никакими моральными рамками у представителей партии «Свобода».


Что же касается того, о чём чаще всего пишут в СМИ России об Украине и Крыме, то многие материалы ниже всякой критики. Например, в отношении Крыма какой только чуши не писали в последние годы: про лагеря исламских боевиков в горах, про караваны с оружием, которые «идут с Южного берега через Ай-Петри» к тем же боевикам, про то, что вот «уже скоро» и «ещё чуть-чуть»… Я, конечно, имею в виду массовую прессу, в статьях которой очень часто экспертами «по всем крымским проблемам» выступают случайные попутчики, таксисты или мудрый татарский чабан, помнящий благословенные времена довоенного Крыма. Российский читатель практически лишен информации о том, что территория Крымского полуострова является домом для полутора миллионов русских, многие из которых отчаянно борются за свою русскую идентичность, потеряв надежду на помощь единокровных братьев, которые всё чаще видят в Крыму узкую полоску пляжа и искрящееся в бокале вино. Ни прессу, ни телевидение в России практически не интересуют простые русские (и не только) люди, сохраняющие памятники российской истории и культуры, материальные и духовные свидетельства пребывания в Крыму выдающихся российских деятелей, военное, архитектурное, хозяйственное наследие России и СССР и т.д. Конечно, в российской прессе появляются глубокие и серьёзные материалы о Крыме и проблемах крымских русских, но они, как правило, напечатаны в специальных и научных изданиях, не рассчитанных на массового читателя.


 Русский Крым и украинская власть в Крыму. Как это сочетается? И что скорее закончится – русский Крым или украинская власть в Крыму?


Прежде всего, хотелось бы подчеркнуть, что Крым – автономная республика в составе Украины. Крымская автономия была восстановлена после первого в СССР референдума, проведённого настолько юридически безупречно, что позволяет ей существовать до сих пор. Любая автономия – это квазигосударственность, и в истории Крыма в составе Украины разные руководители республики по разному пользовались возможностями этой усечённой государственности. Первый председатель Верховного Совета Республики Крым Н.В. Багров не только является фактическим «отцом» автономии и её первой Конституции, но и обеспечил фактически независимый статус Крыма в 1992-94 годах, когда события вокруг нашего полуострова находились в центре внимания мировой общественности. Конституция Автономной Республики Крым председателя ВС коммуниста Л.И. Грача, которого до сих пор за его пафосную риторику совершенно необоснованно определяют как «пророссийского» политика, не только лишила государственного статуса русский и крымско-татарский языки, но и фактически «положила» Крым под Украину, органично встроив его в административную структуру украинского государства, жестко выстраиваемую президентом Украины Л.Д. Кучмой. На протяжении последующих 15 лет крымская автономия теряла свои полномочия, а крымская политическая элита деградировала от жесткой фронды до холуйства перед киевскими чиновниками. Естественно, для боровшихся за своё экономическое и политическое выживание крымских политиков, вопросы русского языка, защиты прав крымских русских стали досадной помехой в процессе карьерного роста. Всё это кончилось тем, что после победы В.Ф. Януковича на президентских выборах, крымскую политическую элиту жестоко «кинули» - кого посадили, кого отправили в отставку, а кому-то пришлось буквально спасаться бегством. Выборы в ВС АРК в 2010 году дали «регионалам» более 80% мест, что позволило новому «эффективному премьеру» из Макеевки В.Ф. Джарты заполнить практически все руководящие посты в Крыму выходцами из этого донецкого региона, а бывшим «крымским» шептаться по углам об «оккупации» Крыма. Действия «донецких», полностью игнорировавших крымское своеобразие, вызвали ответную реакцию населения, что даёт надежду на актуализацию «русского вопроса» и усиление импульсов регионального самосознания.


Что же касается вопроса о том, кончится ли «русский Крым», то все последние годы социологические опросы показывают существование устойчивой группы русского населения полуострова в более чем 50%, многие из которой сами определяют себя как «крымских русских». Люди простые и не публичные, не претендующие на особое место в политике, крымские русские бережно сохраняют свою русскую идентичность без оглядки на радетелей «за русские интересы» или программы содействия и помощи соотечественникам. Это интереснейшее явление пока ещё не изучено и должно, на мой взгляд, привлечь внимание учёных, в том числе и российских.


На Украине, как мне кажется, так и не сформировалась сильная, государственного масштаба русская партия. И это при большом количестве русского населения, к счастью, не лишенного гражданских прав, как в Латвии или Эстонии. В чем причина? Неужели Украинский проект сильнее Русского мира?


Надеяться на формирование сильной русской партии общегосударственного масштаба вряд ли стоит. Носители русской идентичности – стихийные государственники. Украинская государственность очевидно враждебна русскости, утверждается на противопоставлении всему русскому. Поэтому созданию такой партии будут препятствовать сверху, а снизу огромное количество лидеров русских, российских и пророссийских организаций по традиции погрязнут в дрязгах и выяснении вопроса: «Кто больше любит Россию?». Политическая этничность для русского политического проекта на Украине бесперспективна в силу специфики русского политического сознания. В этом принципиальное отличие русского мессианского проекта от украинского националистического. Отсутствие первого зачастую делает привлекательным для молодых этнических русских второй, но это не значит, что он сильнее. Пока Россия не предложила участие для всех русских, в том числе и на постсоветском пространстве в новом проекте будущего, русские будут разобщены и, частично, будут ассимилироваться.


 Куда подевались миллионы русских за последние 20 лет? Почему они переписались в украинцев? Или это миф?


Я считаю, что русские на Украине никуда не «подевались». Естественно, численность их уменьшилась в результате естественной убыли: смертности и миграций, но большая часть осталась на Украине. Просто перепись населения 2001 года не столько преследовала цель выяснить объективное состояние населения, а проиллюстрировать «мудрость» политики президента Кучмы. Даже в Крыму русских массово записывали в ходе переписи в украинцы, о чём люди даже не подозревали. Конечно, присутствовал и конформизм, но он не носил массового характера.


 В Крыму множество русских организаций различного спектра – от политических партий – до казачьих объединений. Как достичь единства? Разрозненность русского движения в Крыму и на Украине в целом – это результат местных проблем или политической и идеологической неопределенности в России?


В 2010 году была попытка объединить русские организации Крыма в рамках единого проекта. Результатом этой попытки стало создание партии «Русское единство». Этот многообещающий проект провалился. Сегодня предпринимается ещё одна попытка объединения организаций, не входящих в «Русское единство». Я считаю, что эта попытка также не будет плодотворной, ибо количество не всегда переходит в качество. Русским, повторюсь, этноцентризм скорее вредит, чем помогает в решении организационных и политических проблем. К тому же сотрудники Генконсульства РФ в Симферополе составили списки крымских организаций, с которыми можно сотрудничать и с которыми не рекомендуется. Поэтому среди крымских русских всё чаще можно услышать мнение о необходимости опоры на собственные силы, об организации русского движения как правозащитного. Перспективы «русского дела» в Крыму зависят от позиции России, от выработки политики защиты прав русского населения постсоветских республик, от эффективной помощи русским соотечественникам вне зависимости от их желания на «репатриацию». Для выработки политики в отношении русских Украины необходимо для начала было бы сменить кадры, отвечающие за это направление в государственных структурах РФ.


Какой Россия видится с Украины? И какой из Крыма?


Мне трудно судить о том, какой видится Россия с Украины. Я не обладаю каким-то особым «украинским» видением, но судя по украинской прессе или телевидению, то Россия предстаёт в украинских СМИ как источник абсолютного зла и всех бед украинского народа, а внешняя политика России и В.В. Путин являются главной угрозой украинской независимости. Что же касается крымчан, то вопреки горькому опыту последних 20 лет, большинство смотрит на Россию как на «последнюю надежду», ведь «русские своих не бросают». Не так ли?


На что надеются крымчане? Пессимистические и оптимистические варианты. Ответ «время покажет» - не предлагать.


Во всяком случае, не на курортный сезон. Вопреки широко распространенному мнению, основная масса крымчан мало что имеет от крымского курорта. Большинство людей ни на что не надеется и занимается только тем, что позволяет им выживать. Правда у нас климат теплый, а поэтому и выживать немного легче.


Если Россия окончательно откажется от Крыма и от Украины, сосредоточившись на ЕАС, какое будущее ждет Крым и его русское население?


Какое будущее? А какое будущее у детей, когда их бросает мать?


 Легко ли жить в Крыму? Уровень жизни, уровень безработицы, социальные перспективы?


В Крыму жить тяжело. Этим, правда, сегодня никого не удивишь, но и в страшном сне трудно было бы себе представить, как за такое короткое время без войны и природных катастроф, ещё недавно цветущий край мог превратиться в свою полную противоположность. Есть у нас конечно «островки благополучия», роскошные дворцы и виллы, дорогие яхты у причалов и несколько успешных производств, но большая часть Крыма – это степь с заброшенными полями, выкорчеванными садами, сданными на металлолом уникальными ирригационными сооружениями, умершими поселками, где вдоль дорог бродят в плюшевых шубках и высоких галошах одинокие седые старушки.
Официальным данным украинской статистики я не могу доверять и не доверяю, поэтому что-либо о реальном уровне безработицы сказать не могу, но то, что её уровень в Крыму достаточно высок и носит явно выраженный сезонный характер, могу утверждать совершенно точно.


В 2011 году для Крыма Национальным институтом стратегических исследований была разработана амбициозная «Стратегия» экономического возрождения, чиновников обязали даже сдавать экзамены на знание её положений, но прошел год, и эта «Стратегия» отправилась туда же, куда все предыдущие. Крым в настоящее время не имеет собственного надежного экономического фундамента для проведения эффективной социальной политики. Поэтому благополучие населения полуострова во многом определяется благосклонностью к Крыму Киева и лояльностью по отношению к Центру местной власти.


Что для Вас Русский мир? Расширить ли его надо или, по Достоевскому «сузить», чтобы совсем не потерял свою плотность, не превратился в разреженное ничто?


Для меня «Русский мир» - это материальный и духовный «отпечаток» Российской империи на поверхности планеты Земля, это мир людей, осознающих себя русскими.


Его границы не совпадают с границами Российской Федерации, но политика российского руководства может его сузить сначала до её границ, а затем и внутри самой России.


До такой ли степени Россия ваша Родина, что вы не готовы (готовы) ради Крыма отказаться от нее?


Мне на это вопрос легко ответить, как и большинству крымских русских. Для нас Крым – Родина, а Россия – Отечество. Ни от России, ни от Крыма, во всяком случае лично я, ни при каких условиях отказываться не собираюсь.


Черноморский регион взрывоопасен. Крыму счастливо удалось избежать войны. Это геополитическая случайность или результат воли и политических усилий самих крымчан? Вы уверены, что цветущий курорт не может стать пороховой бочкой?


И то, и другое. С одной стороны, все прекрасно понимали, что конфликт вокруг Крыма не удержался бы в рамках региона и имел все шансы перерасти в глобальный; с другой – надо отдать должное крымчанам и крымским татарам, которые смогли удержать и продолжают удерживать свои эмоции «в рамках». Мне уже неоднократно приходилось публично озвучивать мысль о том, что в тех регионах постсоветского пространства, где количество русских превышает 50% межэтнические конфликты, как правило, не переходят в «горячую» фазу. Тем не менее, потенциал конфликта в Крыму и вокруг Крыма сохраняется.


Что сильнее способно повлиять на судьбу Крыма – политическая ситуация в России или на Украине?


Сегодня практически вся жизнь Крыма встроена в жизнь Украины, возможно в меньшей степени, чем других регионов страны, но это факт, который глупо отрицать. То, что в отношении крымской автономии Украина проводит политику далёкую от европейских стандартов, отрицать тоже вряд ли имеет смысл. Именно последний факт оставляет возможность для усиления роли российского фактора в Крыму, а, следовательно, и на Украину в целом.


Что Вы хотели бы сказать россиянам, но всегда сдерживались?


Мне хотелось бы донести до россиян  две мысли. Первая, что Крым – это не столько курорт (во многом уже не такой и привлекательный), а Родина русского Православия, место, где находится купель Святого князя Владимира – духовный исток русской цивилизации. Вторая, что за обладание Крымом Россия заплатила больше жизней, чем сегодня проживает людей на полуострове, что ни в одном другом регионе бывшего СССР на такой небольшой площади нет двух городов-героев, да и такого количества памятников русской воинской славы всех эпох истории России.


Есть ли у Вас план? План будущего для Крыма…


У меня такой план есть. Я его назвал «Крымоустройство», но он еще не дописан.

                                                                 ***

Солнечное сплетение, или Крымский узел
Интервью с крымским политологом Анатолием Филатовым

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie