Сonditio sine qua non
Почему юнионистское движение в странах СНГ не сильно?
Почему юнионистское движение в странах СНГ не сильно? Отчего не оправдывает надежд, возлагаемых общественным мнением? Почему оно маломощно?Мне представляется, что ответ на этот вопрос имеет несколько "планов".
Одной из главных причин дистанцирования республиканских элитных групп от Кремля является боязнь экспансии российского капитала на внутренних рынках стран СНГ. Точнее говоря: представители властных элит СНГ, конечно, заинтересованы в привлечении в регионы иностранных инвестиции, в том числе и из России. Однако, по сути дела, на порядок более глубоко они заинтересованы в том, чтобы закрепить в своих руках жесткий контроль над распределением финансовых потоков внутри страны. И в этом смысле, появление на внутренних рынках СНГ российского рубля в качестве основного платежного средства, представляется лидерам местных ТПГ большей угрозой, нежели экономическая или даже военная "дубинки" скорого (как показывают иракские события) на расправу заокеанского "дядюшки".
Экономическое благосостояние России крепнет, что называется, "на глазах". И все же Россия и сегодня недостаточно сильна для того, чтобы по образцу "дядюшки Сэма" навязывать постсоветским "демократам" "правила политической игры". И, вместе с тем, Москва не настолько слаба, вместе со значимыми представителями местного бизнеса, не суметь выстроить надежный барьер на пути всепоглощающей алчности доллара.
России сегодня "выигрывает время". (Помните, как в известном фильме генерал приказывал жечь тнки?).
Вместе с тем, передел собственности на постсоветском пространстве еще не завершен. Незавершен и передел советского "наследства" и в мировом масштабе (см. примеры Афганистана, Ирака, Сербии, проч.). Тем не менее, вполне понятно, что "приватизаторы" "республиканского масштаба" вполне обоснованно опасаются, что более изощренные "приватизаторы" российские, изучившие к тому же (ведь сами их создавали!)"правила игры" на рынках СНГ, окажутся более серьезными конкурентами в деле дележа "советского наследства", нежели американцы и европейцы.
Интересно, что на самом деле, упомянутые опасения не имеют под собой серьезных оснований. Если говорить по большому счету, то сегодня российский капитал ориентирован, главным образом, на западные рынки сбыта, тогда как дотационные предприятия и неразработанная сырьевая база стран СНГ его мало интересуют. Точнее сказать, сегодня Россия в странах СНГ видит исключительно коммуникационные объекты, предназначенные для транспортировки сырья за рубежи СНГ.
С другой стороны, согласно информации украинских источников республиканские элитные группы обильно спонсируються западными фондами. Причем в размерах, сопоставимых с объемами республиканских бюджетов. И разве удивительно, что в этой ситуации лидеры стран СНГ попросту ПРИВЫКЛИ игнорировать интересы народов?
Сегодня рядовой обыватель где-нибудь в Донбассе, Кахетии, Аджарии или в Крыму до 2/3 заработной платы расходует на транспорт и коммунальные услуги. Продажная стоимость транспортных и коммунальных услуг в определяющей мере зависит от цен на российские энергоносители. Отсюда - подавляющее большинство населения в странах СНГ НЕПОСРЕДСТВЕННО ЗАИНТЕРЕСОВАННО в налаживании максимально дружественных (прямо говоря: союзнических) отношений своих государств с Российской Федерацией.
Реалии общественной жизни стран СНГ сегодня таковы, что политическая активность, задавленных неизбывной нуждой, масс, по существу, сведена "на нет". Народы лишены возможности проявлять политическую волю. Соответственно, выразители заложенных в массах политических интенций, в том числе, и представители юнионистских движений в странах СНГ, не имеют реальных возможностей оказывать существенное влияние на становление политических событий.
Из сказанного следуют два вывода. А именно:
Первое. Геополитические интересы Запада на постсоветском пространстве носят долгосрочный характер. Иначе говоря, Запад и далее будет оплачивать воспроизводство антироссийских настроений в странах СНГ. Правда, - в связи с затратами на проведение всякого рода "антитеррорестических операции", а также поскольку основным геополитическим противником США сегодня объективно является не столько РФ, сколько Китай - в ближайшей исторической перспективе такого рода "помощь" будет поступать во все уменьшающихся масштабах. Вместе с тем реальная альтернатива российским энергоносителям в экономической жизни стран бывшего СССР (культурологический, лингвистический, проч. аспекты мы сейчас не затрагиваем) - как в ближайшей, так и в отдаленной перспективе - отсутствует. Это означает, если республиканские ТПГ не пересмотрят свою политику в отношении России, то поляризация жизненно важных интересов масс, с одной стороны, и элитных групп, с другой, с неизбежностью, будет прогрессировать. Фактически, упомянутое искусственное противопоставление интересов разных социальных групп может закончится двояко: либо самоуничтожением наций (буквально: элитные группы "съедят" свой фундамент - народ и, как следствие, прекратят свое существование в качестве НАЦИОНАЛЬНЫХ элитных групп), либо политическим кризисом, который разрешиться вытеснением с политической арены главенствующих в настоящий момент политических сил. Причем удаление этих сил, скорее всего, будет осуществляться "руками" Запада, или "ставленниками Запада" в России.
Второе. Российская Федерация живо заинтересована в демократизации политической жизни в странах СНГ, поскольку становление институтов гражданского общества - самый прямой путь к оптимизации отношений РФ с республиками бывшего СССР.
Основной вектор социального развития РФ ныне ориентирован на ценности демократии западного образца. В годы "перестройки" российская общественная мысль не сумела выработать самобытную национальную идею, обеспечивающую поступательное развитие страны и привлекательную для широких народных масс. Аналогичным образом, местные элитные группы в республиках бывшего СССР, спонтанно лишенные привычной идеологической опоры, оказались ангажированы, с одной стороны, идеологией местечкового национализма, а, с другой, - в силу экономической необходимости - ценностями западной демократии. В результате, сегодня сформировалась такая ситуация, при которой Россия, как суверенная страна, и страны СНГ, как независимые государства, являются естественными конкурентами на рынках социальных технологий. На практике, это означает, что, призывающие к восстановлению утраченных связей, юнионистские силы на Украине, в Грузии, Казахстане, проч., в глазах местных политических элит выступают в роли "штрейкбрехеров", предающих национальные интересы, во имя имплицитных (вариант: иллюзорных) социальных перспектив.
Выход из указанной коллизии может быть только один: формирование новой политической парадигмы внутри России - парадигмы самостоятельной, устойчивой, учитывающей все нюансы политических реалий.
Таким образом, conditio sine qva non становления юнионистских движений в странах СНГ, в качестве значимых политических сил, является:
1. формирование социально-политической парадигмы в Российской Федерации, предполагающей дистанцирование от демократических ценностей западного образца;
2. кризис власти в республиках СНГ, имеющий целью дальнейшую демократизацию общественной жизни.
В иных обстоятельствах юнионистские силы в СНГ обречены на стагнацию.
NOTA BENE: Демократия - процедура, обеспечивающая транспарентность формирования институтов власти. Политические задачи, которые выполняют эти институты, а также методы и результаты разрешения этих задач обусловлены господствующей в обществе идеологией.