Соотечественник – это кто?
Закон о предоставлении российского гражданства соотечественникам будет принят в уточнённой редакции
Предложение законодателей об упрощённой процедуре предоставления российского гражданства соотечественникам становится всё более обсуждаемой темой. Авторы законопроекта – вице-спикер Совета Федерации Ильяс Умаханов, сенаторы Владимир Джабаров и Вячеслав Фетисов – предложили давать соотечественникам гражданство по упрощённой процедуре. Без учёта пятилетнего срока проживания на территории РФ, наличия законного источника средств к существованию, степени владения русским языком. Именно такие требования выдвигает действующий закон о гражданстве.
Казалось бы, дискуссионного в предложении сенаторов мало.
В том, чтобы население России, явно испытывающей демографическую проблему, пополнилось нечуждыми ей людьми, на первый взгляд, трудно заметить какой-либо подвох. После того, как СССР был развален, десятки миллионов связывавших своё бытие с единым государством оказались «за границей». Вот уже 21 год эти русские и так называемые «русскоязычные» –татары, башкиры, представители других народов РФ и все те, чьи предки в ней жили и кто чувствует свою принадлежность именно к России, граждане и неграждане сопредельных государств, – испытывают немалые трудности при получении российского паспорта.
Фактически они вынуждены получать его наравне со всеми остальными. До сегодняшнего дня для ФМС было всё равно, кто ты – соотечественник, чьи предки в седьмом поколении служили России, или представитель африканских народов.
И вот такую ситуацию должен исправить предлагаемый закон.
Однако оппоненты его принятия говорят о другом. Они опасаются, что новая правовая норма откроет «зелёный свет» на получение российского гражданства людскому морю мигрантов из СНГ, которые воспользуются формальными признаками «соотечественника». В результате государство может просто рухнуть под тяжестью социальных обязательств перед возможно удвоенным населением. С учётом численности населения республик Средней Азии и тамошней высокой рождаемости данную оценку не стоило бы считать слишком большим преувеличением.
Почему же благое по сути начинание таит в себе, по мнению его критиков, подобные опасности? Всё дело в том, что предлагаемые поправки к закону отсылают к уже существующему закону о соотечественниках. Следует признать, что с юридической точки зрения его дефиниции слишком расплывчаты и содержат потенциал неверного толкования.
Определяя понятие соотечественника, Федеральный Закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» гласит: «Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе: лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства».
Стоит согласиться, что речевой оборот «как правило», относящийся к описанию определяющего признака соотечественника, а именно его принадлежности к одному из народов, исторически населяющих Россию, выглядит в контексте закона неуместно.
Фрагмент о лицах, сделавших «свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерации лица» слишком непрозрачно увязан с тем, что они, чтобы быть соотечественниками, кроме декларации жизненного выбора должны иметь предков, проживавших на территории РФ и имевших при этом гражданство СССР.
Некоторая речевая невнятность и громоздкость предлагаемых формулировок может использоваться не только в целях дискредитации нужного начинания, но и как почва для поиска лазеек в законодательстве.
Для того, чтобы в ряды соотечественников вклинилось неконтролируемое множество обыкновенных мигрантов, желающих заполучить гражданство РФ, что называется, «на халяву».
К слову, один из авторов законопроекта Владимир Джабаров уже и сам признаёт, что проект, внесённый в Госдуму 18 сентября и одобренный 12 октября профильным комитетом, содержит недостатки.
В частности, в одном из недавних интервью он сказал: «Безусловно, формулировка сложная, в ней есть неточности».
Такое отношение законодателя к своей инициативе внушает оптимизм. Тем более, что Джабаров предполагает юридическую «доработку» определения понятия «соотечественник»: «Мы будем ставить вопрос об уточнении этого понятия, чтобы исключить даже намёки на его расширительное толкование. Соответствующая законодательная инициатива будет внесена нами в ближайшее время. Поэтому в любом случае наша поправка в закон о гражданстве будет увязана с уточнением определения «соотечественник за рубежом».