logo

Хлебные крошки

Статьи

конгресс
Проблемы законодательства о соотечественниках
Общество
Казахстан и Средняя Азия

Василий Крестовский

Соотечественники: «профессиональные» и «профи»

Вовремя «Караул!» прокричать тоже требует ума и воли

Киргизские события как-то встряхнули пресловутый Русский мир. И не то чтобы оживили ближнее русское зарубежье, но, во всяком случае, высветили некоторые застарелые болячки, связанные с эффективностью структурной вертикали организаций российских соотечественников. Это, думается, как раз тот случай, когда «нет худа без добра».



И здесь невольно вспоминается полемика, связанная с поправками в законопроект о соотечественниках, рассматриваемый ныне в Госдуме РФ. Часть либеральствующей публики возмутило положение об «обязательном» участия российских соотечественников в деятельности общественных организаций.



За основу признания принадлежности к соотечественникам лиц, не состоящих в гражданстве Российской Федерации, предлагается положить «принцип самоидентификации, подкрепленный соответствующей общественной или профессиональной деятельностью»



Вот о соотечественном «профессионализме» есть необходимость поговорить. Тогда, может быть, станет понятнее необходимость «модернизации» изрядно закисшего Русского мира.



К примеру, российские соотечественники часто сетуют на то, что Россия мало помогает им. Возможно, это и так. По итогам «круглого стола» с названием «Русскоязычные в Центральной Азии. Социальный портрет», на днях состоявшегося в Москве, это прозвучало достаточно отчётливо.



«Оценивая политику России в отношении соотечественников, большинство респондентов склонны считать, что с ее стороны «что-то делается, но очень мало», - свидетельствуют результаты озвученного на «круглом столе» социсследования.



Но не менее верно и то, что в среде соотечественников (речь, конечно же, об эсэнгэвских компатриотах) доминируют иждивенческие настроения. Это тоже бесспорный факт. В массе своей русские организации крайне инертны и малоспособны к диаспоральной самоорганизации в случае каких-либо внешних угроз.



Причины тут самые разные: здесь и аффилированность с местными властями, и занятия общественной деятельностью по остаточному принципу. Т.е. российский соотечественник существует под «колпаком» властей (завязан на подачках и обязательствах лояльности), раз в месяц ходит на общественные «посиделки» и информацию получает из местных СМИ.



Между тем журналисты на соотечественников часто навешивают ярлык «профессиональные». Но суть здесь та, что под этим определением скрывается обыкновенная корысть - умелое, ремесленническое выпрашивание всякого рода преференций. И также понятно, что всё это к профессионализму в его настоящем значении никакого отношения не имеет.



Беда как раз и заключается в том, что во главе многочисленных русских организаций нет настоящих «профи», способных к общественно-политическому руководству. Иными словами, лидер должен регулярно обмениваться информацией с коллегами, быть в курсе текущих событий, видеть политические тенденции. Быть узнаваемой фигурой, создавать информационные поводы, а главное – незамедлительно реагировать на вызовы групповым интересам.



А вот этого как раз и нет, что и продемонстрировали киргизские погромы в Бишкеке, где жертвами мародёров стало «некоренное» население. «Оставив в покое недограбленных сородичей, повстанцы переключили свое внимание на недвижимость, принадлежащую нашим соотечественникам и российским предпринимателям. Заодно с русскими, под раздачу попали и остальные чужаки - турки, китайцы, евреи», - пишет Дмитрий Стешин в КП.



Но ещё раньше о волне этнонационализма поведала Лариса Хоперская, профессор кафедры государственного строительства, Академия управления при Президенте Киргизской Республики. В её статье «Национализм в действии: тревожные тенденции в Киргизии», опубликованной на портале «Евразийский Дом», говорится о массовых обращениях русских граждан в российское посольство в Бишкеке с просьбами о предоставлении политического убежища.



Лариса Хоперская прямо пишет: «Считаю необходимым привлечь внимание и к этой теме». Как говорится, куда уж дальше, если русское население вынуждено прятаться в стенах своих домов, но и это не даёт гарантий безопасности от бандитских нападений «митингующих» киргизов.



Обратите внимание, что, в общем-то, частное лицо обнародовало факты, связанные с бедственным положением русского населения в мятежной республике, а не официальные представители русских организаций, коих тьма-тьмущая в Киргизии. А ведь им и по уставу, и по совести должно было первыми публично выступить в защиту своих соплеменников и привлечь внимание международной общественности к проявлениям этноцида.



И тут возникает резонный вопрос: а где же все эти Координационные советы российских соотечественников, основная задача которых заключается в защите прав и свобод русского и русскоязычного населения на пространстве СНГ? Особенно, когда речь идёт о непосредственной угрозе их жизни и собственности, как это сегодня имеет место быть в Киргизии.



Причём, позиция организаций российских соотечественников де-юре должна быть оформлена в форме официальных протестов и заявлений, направленных в адрес киргизских властей и, разумеется, распространённых в региональных и российских СМИ. И, безусловно, в первую очередь о нарушениях прав российских граждан должны быть извещены МИД и руководство РФ.



Но, как мы видим, этого сделано не было. И эта ситуация со всей очевидностью ставит вопрос о «профессионализме» российских соотечественников в самом прямом смысле этого слова. Одно дело, представительствовать на всевозможных конференциях и пафосно заявлять о русофобии в республиках СНГ, и совсем другое – заниматься конкретикой, связанной с необходимостью зримого общественно-политического присутствия «русского фактора» в странах проживания.



Здесь следует отдать должное российскому МИДу, который, не дождавшись публичных демаршей со стороны организаций соотечественников, оперативно отреагировал на частные обращения российских граждан и русскоязычного населения республики. Посольством РФ в Киргизии в адрес «временных властей» была направлена дипломатическая нота с выражением тревоги и озабоченности.



«Посольство Российской Федерации в Киргизской Республике глубоко обеспокоено поступающими в последние дни обращениями граждан России и соотечественников по поводу стремления определенных сил обострить межэтническую ситуацию в стране», - говорится в сообщении российского посольства.



Надо полагать, что в Кремле предельно внимательно отнесутся к этой ситуации, и всю дальнейшую финансовую помощь голодной и бунтующей республике будут увязывать с безусловными гарантиями прав русского соотечественников и российских граждан. Тем более что лицо «временных властей» - в плане персоналий с подчёркнуто кЫргЫзским лицом - определённо не вызывает доверия у русского населения.



Как заметил Максим Крамаренко, председатель движения «Лад» в Казахстане, русским организациям в СНГ жизненно необходимо переходить на новый качественный уровень в свете меняющейся геополитической ситуации и роли России в мире. В противном случае, русское зарубежье будет не другом и помощником своего Отечества, а гирей на ногах.



А ситуацию по освещению «революции» в Бишкеке и отсутствию официальной реакции со стороны организаций российских соотечественников в Киргизии он прокомментировал так:



«Понятно, что существовать на окраинах информационного и политического пространства в СНГ и изредка дежурно подавать признаки жизни гораздо комфортнее, чем заниматься ежедневно рутинной и профессиональной работой по выстраиванию русского пространства. Тут «подставляться» надо, а не имитировать.



Но тут рецепт один: свято место пусто не бывает. В настоящих условиях ротация представляется неизбежной. От потери «полуподпольных» вождей, чья миссия заключается в надувании щёк, Русский мир только выиграет».

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie