Союзное государство
«Необходимо создавать единое научно-технологическое пространство»
На вопросы «Файла-РФ» отвечает кандидат экономических наук, Директор Центра системного анализа и стратегических исследований Национальной академии наук Беларуси Сергей ДЕДКОВ.
– Сергей Маратович, то и дело, читая иных западных аналитиков, сталкиваешься с их утверждениями о том, будто уровень научно-технологического развития России и Беларуси безнадёжно отстаёт на сегодня от уровня так называемых «развитых» стран. Знаете, обидно как-то слышать такое. Хочется верить, что они все же не правы.
– Не правы – очень мягко сказано. Как ни прискорбно это для наших недоброжелателей и конкурентов, на сегодня Российская Федерация и Республика Беларусь располагают высоким научным потенциалом, активно ведут фундаментальные и прикладные исследования, более того – реализуют конкретные инновационные проекты. При этом сотрудничество с Российской академией наук является важнейшим стратегическим приоритетом Национальной академии наук Беларуси. Наши совместные разработки внесли, не побоюсь этого слова, огромный вклад в развитие информатики, машиностроения, оптики, электроники, металлургии, в энерго- и ресурсосбережение, сохранение природного и культурного наследия и высоко оценены на международном уровне.
Совместно с российскими партнёрами на перспективу до 2015 года мы определили приоритетные направления сотрудничества: наращивание потенциала в области космических исследований, в сфере информационных технологий и разработки современных технологий, включая наноматериалы, нанотехнологии, биотехнологии и другие направления. Причём сегодня на первый план всё больше выходит инновационная составляющая взаимодействия: НАН Беларуси и её российские партнёры активизируют деятельность по созданию на базе своих подразделений, работающих в близких и взаимодополняющих друг друга направлениях, совместных научных лабораторий и научно-производственных центров, прорабатывают возможности создания совместных предприятий и организации производства в рамках формируемых в России и Беларуси технопарковых зон.
Позитивно складывается и практика партнёрства организаций Национальной академии наук Беларуси и Российской академии наук в рамках научно-технических программ Союзного государства. В НАН Беларуси выполнено и выполняется 11 программ, финансируемых из бюджета Союзного государства. При этом только за 12 последних лет реализовано три союзные космические программы.
В результате кооперации белорусских и российских учёных и специалистов созданы Белорусская система дистанционного зондирования Земли (БКСДЗ), новое поколение оптико-электронных комплексов российских космодромов для контроля запуска ракет-носителей и научной аппаратуры для мониторинга состояния атмосферы, интегрированные экогеоинформационные системы учёта и рационального использования природных ресурсов, новые конструктивные материалы для космических аппаратов, современные технологии приёма, хранения и обработки космической информации.
Настоящий прорыв, я считаю, совершён российскими и белорусскими учёными в развитии суперкомпьютерных технологий: в рамках одноименной программы Союзного государства были разработаны суперкомпьютерные системы семейства «Скиф». Её важнейший практический результат – выпуск шестнадцати образцов кластерных конфигураций с пиковой производительностью в диапазоне от десятков миллиардов до нескольких триллионов операций в секунду, которые использовались для отладки программного обеспечения и для реальных вычислений в интересах предприятий и учреждений России и Беларуси. Среди 50 установленных в СНГ суперЭВМ с производительностью от 1 Tflops и выше, 16 – это суперЭВМ семейства «СКИФ» и системы, использующие эти решения.
В 2007–2010 годах реализована союзная программа «СКИФ-ГРИД». Создана единая распределенная вычислительная среда на основе федерации суперкомпьютерных центров Беларуси и России – грид-среда «СКИФ-Полигон». При этом были не просто созданы мощнейшие компьютеры: реализация программы дала ощутимый эффект в политической, экономической, научно-образовательной и социальной сферах. В России и Беларуси создана определённая инфраструктура для освоения новых технологий нашими промышленными предприятиями. И что самое замечательное, произошли позитивные изменения в подходах руководителей предприятий к внедрению методов виртуального проектирования при разработке наукоёмкой конкурентоспособной продукции. В результате, помимо прочей пользы, в оборонной сфере наших государств создана инфраструктура для решения задач обороноспособности и безопасности. Кроме того, созданы условия для развития науки, образования, медицины, банковского сектора и инструментов государственного регулирования с использованием новейших информационных технологий. Эти наработки готовы к масштабированию и в рамках всех стран Содружества.
О наших серьёзных совместных научно-технологических достижениях можно рассказывать часами. При том, что множество из наших новейших разработок пока не имеет аналогов не то что на постсоветском пространстве – в мире! Так о каком технологическом и научном отставании России и Беларуси вообще можно говорить?
– По каким направлениям, по-вашему, должно осуществляться дальнейшее белорусско-российское научно-технологическое сотрудничество? Должно ли оно, помимо двусторонней формы, предусматривать ещё и участие в международных проектах?
– Считаю, что кооперация белорусских и российских учёных, прежде всего, должна опираться на сильные стороны её участников и минимизацию параллельных высокозатратных работ. На принципах, апробированных при формировании Таможенного союза, необходимо создавать единое научно-технологическое пространство России и Беларуси, координировать исследования с учётом сложившейся специализации научных школ и их места в мировой иерархии. Однако при этом подключаться к системе международного научно-технического сотрудничества (скажем, к тем же проектам 7-й Рамочной программы ЕС) только при наличии зримых выгод для всех участников, не поощряя тем самым скрытую утечку конкурентоспособных результатов отечественных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Примеров подобного рода кооперации уже немало. Так, впервые в мировой практике Объединённым институтом машиностроения НАН Беларуси совместно с Институтом горного дела Уральского отделения РАН решается задача по обеспечению работы карьерных самосвалов на повышенных, до 30 процентов, уклонах карьерных дорог. Напомним, что действующие сегодня нормативные документы допускают эксплуатацию карьерной техники при уклонах карьерных дорог до 12 процентов.
Совместно с российскими коллегами запущен на орбиту первый белорусский спутник. На сегодня уже начато строительство первой белорусской АЭС по российскому проекту.
Институтом прикладной физики НАН Беларуси разработана и внедрена в рамках договоров на ряде предприятий России аппаратура для ультразвукового контроля дефектов поршней дизельных двигателей, а также ряд уникальных магнитных толщиномеров защитных покрытий, которые сертифицированы и внедрены на предприятиях авиакосмической техники России.
С сентября 2008 года в рамках программы Союзного государства «Композит» Институт физико-органической химии НАН Беларуси выполняет разработку опытных образцов оборудования для синтеза волокнистых ионообменных материалов, в том числе палладийсодержащих катализаторов.
В нынешнем году начнёт работу первое в мире опытно-промышленное производство волокнистых палладийсодержащих катализаторов, обеспечивающих на порядок более высокую скорость и эффективность очистки воды от кислорода по сравнению с используемыми ныне на электростанциях России гранулированными катализаторами немецкого производства.
Запланирован выпуск волокнистых ионитов ФИБАН для Беларуси, России для кондиционирования воздуха в «чистых» комнатах предприятий электронной, приборостроительной, пищевой промышленности, очистки воды от ионов тяжёлых металлов, в здравоохранении.
Вместе с тем, в условиях интенсивного развития экономической интеграции, создания Таможенного союза, поэтапного формирования Единого экономического пространства можно утверждать, что темпы построения единого научно-технологического пространства Беларуси и России, другими странами экономических интеграционных объединений должны быть ускорены.
Это, я считаю, связано с необходимостью осуществить ускоренную модернизацию экономик государств-партнёров, обеспечить рост конкурентоспособности хозяйствующих субъектов наших стран на основе инновационного развития, формирования новых интегрированных научно-производственных структур.
То есть, напряжённой работы и нам, и нашим российским коллегам предстоит много.