logo

Хлебные крошки

Статьи

Хроника украинского кризиса
Политика
Украина

Егор Фролов

Спасти Януковича

Усидеть на двух стульях - 2

Таможенный союз пошел навстречу Украине и определил для нее особый статус в этом объединении, позволяющий активизировать экономическое сотрудничество. В частности, 31 мая в Минске, во время заседания представителей государств-участников Единого экономического пространства премьер-министр Николай Азаров подписал Меморандум об углублении взаимодействия между Евразийской экономической комиссией (исполнительный орган ТС) и Украиной.

Перед этим украинская власть долгое время искала формат работы с ТС, предлагая различные варианты, однако её предложения находили мало понимания у Москвы, Минска и Астаны. И, как известно, дело было далеко не в том, что там в лице Киева не видели желанного партнера – наоборот, предложение войти в Союз на правах полноправного участника украинская власть получала неоднократно. Однако Украина долго и неуклонно сама вела себя в глухой тупик игрой в многовекторность, стремясь параллельно и интегрироваться в европейское пространство, и углубить отношения с ТС.

Примечательно, что буквально за два дня до подписания Меморандума с ЕЭК в Минске Виктор Янукович посетил с рабочим визитом Казахстан, в столице которого – Астане — 28-29 мая проходило заседание Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС). До своего прилета в Астану В. Янукович не раскрывал план и цели визита, что вызвало в среде украинской оппозиции шквал критики и обвинений в тайной подготовке к «сдаче интересов» страны.

Позже выяснилось, что украинский лидер прибыл на заседание ВЕЭС для того, чтобы просить Владимира Путина, Александра Лукашенко и Нурсултана Назарбаева предоставить его стране место наблюдателя при Таможенном союзе. В. Янукович был не одинок: вместе с ним в Астану прибыл президент Киргизии Алмазбек Атамбаев. Но если последний прибыл просить ТС принять в свои ряды Киргизию (и такое членство было обещано ему менее чем через два года), то украинский президент, как выяснилось, предполагал реализовать свою давнюю линию и усидеть одновременно на двух стульях.

Получив, наконец, формальное согласие на предоставление статуса наблюдателя, украинский президент тут же сообщил, что дал поручение Кабинету министров Украины подписать соответствующий документ во время саммита СНГ в Минске 31 мая. Что и было сделано.

По сути, руководители ТС спасли коллегу, не дав ему упереться в глухой тупик. Ведь на волне украинской евроинтеграции, в которой заинтересованы ведущие украинские олигархи, имеющие интересы в Европе, страна, по сути, стала ориентироваться преимущественно на ЕС. И это в то время как в Брюсселе неоднократно заявляли, что сближение Украины с ТС будет мешать открытию украинско-европейской зоны свободной торговли.

К слову, показательным в этом плане стали требования ЕС от Киева предоставить полную информацию о Меморандуме, подписанном в Минске. В частности, Евросоюз официально письменно обратился к украинской стороне с требованием проинформировать Брюссель о своих отношениях с ТС, чтобы иметь четкое представление о ее дальнейших планах и обязательствах перед ТС и Евразийским экономическим советом[1]. Создалось устойчивое впечатление, что ЕС уже считает Украину полностью подконтрольным ему государством, которое должно отчитываться за каждый свой шаг, сделанный на международной арене.

Именно поэтому в самой Украине это требование Брюсселя у многих вызвало недоумение. Так, известный политический и государственный деятель, инициатор общественного движения «Украинский выбор» Виктор Медведчук по этому поводу заметил, что поначалу принял сообщение за газетную утку. «Я не помню, чтобы в новой истории Европа вела себя подобным образом по отношению к какой-либо стране. Все произошедшее напомнило мне времена Мюнхенского соглашения, когда была растоптана независимость Чехословакии. Подобные действия со стороны ЕС попросту втаптывают в грязь государственный суверенитет Украины и по сути своей являются цинизмом и неприкрытым политическим хамством. Впрочем, именно позиция Украины, которая особенно в последние годы позволяла чиновникам ЕС вести себя с нами, как пан с дурным холопом,  и привела к тому, что в их глазах наша второсортность уже не вызывает никакого сомнения», – отметил он[2].

И действительно, Киев сам дал повод европейцам воспринимать себя в качестве мальчика для битья, демонстрируя готовность в обмен на подписание Соглашения об ассоциации с ЕС идти на любые уступки. Но, с другой стороны, в Киеве прекрасно понимают, что можно долго играться в евроинтеграцию, но без тесных связей с ТС экономика страны обречена на полную деградацию. Шутка ли: на страны Таможенного союза приходится почти 40% товарооборота Украины, отчего зависят целые стратегические отрасли промышленности, такие как авиастроение, судостроение, приборостроение, сельское хозяйство и т.д.

Таким образом, согласившись на предоставление Украине статуса наблюдателя, ТС уже самим этим фактом сделал огромную услугу В. Януковичу, поскольку, согласно Минскому меморандуму, этот статус подразумевает углубление экономического сотрудничества между сторонами. Ведь только благодаря этому Украина смогла не остаться за бортом экономических связей на постсоветском пространстве. В то же время Киев не считает зазорным продолжить свои заигрывания с ЕС.

В частности, сразу после требования из Брюсселя В. Янукович фактически отчитался перед президентом Еврокомиссии Жозе Мануэлем Баррозу и убедил его, что новая модель сотрудничества между Украиной и Евразийским экономическим союзом не противоречит её членству в ВТО и стратегическому курсу на евроинтеграцию. Как сообщила пресс-служба украинского президента, В. Янукович проинформировал президента Еврокомиссии о подписанных договоренностях по углублению взаимодействия между Украиной и ЕЭК, а Баррозу, в свою очередь, поблагодарил собеседника за предоставленные разъяснения[3]. По тому же принципу – и нашим и вашим – попытались пояснить ситуацию и в украинском правительстве. В частности, первый вице-премьер-министр Сергей Арбузов заявил, что «правительство будет заботиться об обоих рынках, это и Восток, и Запад»[4].

Но куда более простыми и логичными выглядели объяснения В. Януковича, данные собственному народу. В частности, комментируя подписание Минского меморандума, он заявил, что у Украины и стран ТС есть значительный потенциал для сотрудничества и это нужно использовать для роста экономики. «Построить такую модель, которая бы создавала условия для роста экономики. И именно на это направлены наши действия», – подчеркнул президент. «Безусловно, эти связи, которые есть, нужно развивать, их не нужно консервировать», – добавил он[5].

По совершенно непонятным причинам эти объяснения, как и сам факт подписания Минского меморандума, вызвали жесткое противодействие оппозиции. В частности, один из её лидеров глава фракции партии «Батьківщина» Арсений Яценюк заявил о том, что его политическая сила требует предусмотреть в законодательстве запрет участия Украины в Таможенном союзе, поскольку оно, мол, противоречит политической и экономической интеграции с ЕС. По словам А. Яценюка, подписание Меморандума с ТС стало «первым шагом к членству Украины в Таможенном союзе и первым шагом сдачи украинской независимости». «Членство Украины в Таможенном союзе напрямую противоречит евроинтеграционным стремлениям Украины. Происходит та же история, которая проходила при подписании Харьковских соглашений и ряда двусторонних соглашений в рамках СНГ», – цитирует политика его пресс-служба.

Интересно, что западные «эксперты», имеющие привычку рассказывать украинцам, как им надо жить, увидели заключение договоренностей Украины с ТС в другом ракурсе. Так, украинские СМИ распространили заявление старшего аналитика американского Института международной экономики имени Питерсона Андерса Ослунда. По его мнению, подписание Меморандума с ТС не будет играть какой-либо роли для украинской экономики и само по себе бессмысленно. «Президент Янукович хочет дать позитивный сигнал России в попытке получить более дешевый газ. Эта хитрость не сработает. Президент Путин заявлял неоднократно, что в Таможенном союзе нет такого статуса, как наблюдатель. Выглядит, что они создают такую форму специально для Украины, но именно поэтому это не имеет никакого веса», – сообщил эксперт. А. Ослунд убежден, что сегодня Украине нужно сосредоточить внимание на подписании Соглашения об ассоциации с ЕС и не искать форматы сближения с Таможенным союзом[6].

В чем прав американский эксперт, так это в том, что для удовлетворения потребностей украинской экономики статуса наблюдателя в ТС явно недостаточно. Как резонно заявлял премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, подписание Украиной Меморандума с ТС без принятия дальнейших решений может стать первым и – одновременно – последним шагом в интеграции в Единое экономическое пространство. А значит, Киеву явно стоит осознать, что Меморандум без дальнейшей интеграции в ТС смысла не имеет.

Пока же В. Янукович и вся украинская власть находятся между двух огней. Одна сторона – это некоторые украинские олигархи, замахнувшиеся на приобретение своего бизнеса в Европе, сама Европа и украинская оппозиция, которые объединены желанием евроинтеграции Украины любой ценой.

А другая сторона – объективные интересы украинской экономики, которой явно не выжить без связей на пространстве Таможенного союза. И куда сделает свой следующий шаг Киев, определит его дальнейшую судьбу на многие десятилетия. Причем делать этот шаг украинской власти придется самой, ведь далее ее никто спасать уже не будет.

[1] http://www.unian.net/news/574642-smi-evrosoyuz-trebuet-ot-ukrainyi-obyyasneniy-otnositelno-drujbyi-s-ts.html

[2] http://vybor.ua/article/vneshnjaja_politika/ukrainu-uje-lishili-suvereniteta.html

[3] http://www.pravda.com.ua/rus/news/2013/06/1/6991185/

[4] http://for-ua.com/politics/2013/06/03/130003.html

[5] http://podrobnosti.ua/power/2013/06/04/908978.html

[6] http://censor.net.ua/news/243424/hitrost_yanukovicha_s_ts_ne_srabotaet_vmesto_togo_chtoby_vodit_putina_za_nos_nado_srochno_osvobodit

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie