Хлебные крошки

Статьи

Вопросы идеологии
Политика
Россия

Виталий Журавлев

Специфика и динамика российской ментальности

представления о нравственном идеале в глобальном контексте

Доклад на XI Международной научной конференции «Модернизация России: ключевые проблемы и решения» (секция «Мировоззренческая идентичность и духовно-нравственное здоровье нации»), состоявшейся 16-17 декабря 2010 г. в ИНИОН РАН

Российское и в целом всё постсоветское пространство относится к переходному, так называемому «транзитному» состоянию, когда в обществе происходит радикальная социальная трансформация, сопровождаемая ценностной аномией. Сознание современного россиянина эклектично, многие члены российского общества испытывают определённые трудности, связанные с формулированием своей идентичности. Социологические исследования показывают, что россияне хотят вернуться к утраченным, консервативным в лучшем смысле этого слова, морально-нравственным ценностям, к чему призывают авторитетные представители Русской Православной Церкви. Вспомним слова русского философа и общественного деятеля Ивана Ильина: «Значение Православия в Русской истории и культуре определяющее. Достаточно признать, что тысячелетняя история России творится людьми христианской веры; что Россия слагалась, крепла и развёртывала свою духовную культуру именно в христианстве, и что христианство она восприняла, исповедала, созерцала и вводила в жизнь именно в акте Православия».

Каковы же, согласно проведённым исследованиям, основные представления современных молодых россиян о Боге? Чуть более трети (36,8 %) молодых людей понимают Бога вполне по-христиански: «Бог - творец и судия мира». Также около трети молодежи (31 %) считают, что Бог – Троица. Также среди молодых людей распространено понимание Бога как «высшего разума, который не знает ни одна религия мира». Это представление о Боге разделяет каждый четвертый молодой человек в России.

По мнению большинства молодых людей в России, Русская Православная Церковь должна уделять внимание в первую очередь следующим направлениям деятельности: сохранению нравственности в обществе (81,1 %); поддержке малообеспеченных граждан (78,7 %); укреплению семьи, уменьшению числа разводов (76,2 %);заботе об охране памятников истории и культуры (74,2%); приобщению молодежи к культурному наследию своего народа (71,8 %);семейному воспитанию духовных и нравственных ценностей у детей (71,2 %); патриотическому воспитанию молодежи (67,9 %); попечению о лицах, находящихся в местах лишения свободы (66,2 %); противодействию деятельности псевдорелигиозных структур (64,1 %); попечению о военнослужащих и их духовно-нравственном воспитании (63,4%); борьбе с абортами (61,5 %); защите интересов перед органами государственной власти 61,1 %.

Результаты данного и других социологических исследований показывают, что Православие и Русская Православная Церковь играют весьма существенную роль в жизни молодого поколения российского общества.

Политическая элита России начинает также глубже осознавать значимость этических норм для существования и развития государства и общества. Выступая 12 июля 2010 года на совещании с российскими послами и постоянными представителями в международных организациях, Президент России Д.А. Медведев, в частности сказал: «Мы верим в жизнеспособность наших демократических институтов, в то, что их неуклонное развитие приведёт к созданию в России процветающего общества, которое основано на принципах свободы и справедливости».

Дмитрий Медведев употребил мощный модальный глагол «верить», конечно, не случайно. Осознанно использованы понятия «свободы» и «справедливости» в качестве основных характеристик для процветающего общества будущего. Говоря далее о задачах модернизации экономики, Д. Медведев в качестве приоритетных сфер выделил: биомедицину, космические и информационные технологии, энергетики, телекоммуникации, которые, по его словам, сотрудники российского МИДа и других министерств и ведомств должны знать как «Отче наш».

Таким образом, в выступлении посвященном международной проблематике главы государства эксплицитно и имплицитно прозвучали нравственные установки внешнеполитической и, шире, общегосударственной деятельности. Это не может не радовать.

Рассмотрим проблематику взаимоотношения религии и нравственности, с различных аспектов, под религией подразумевая в условиях России, прежде всего, Православие.

Начнём с основных понятий. Классики и современные учёные дали немало определений религии.
По мнению Э. Дюркгейма, религия есть система верований и практик, относящихся к вещам священным, обособленным, запретным; верований и практик, которые объединяют в одну моральную общность, называемую церковью, всех, кто их принимает.
М. Вебер отмечал, что определение того, что есть религия, не может быть дано в начале исследования такого типа, каким является наше, - оно может быть дано в конце его.
Американский социолог Р. Белла в работе «За пределами веры» отождествляет религию с «набором символических форм и действий, которые соотносят человека с конечными условиями его существования».
П. Хонигсгейм предлагает: «Термин религия будем использовать для обозначения любого воззрения, основанного на убеждении, что сверхъестественные силы существуют, и отношения с ними возможны и важны».
З. Фрейд, сводя индивидуальную религиозность к неврозу, считал религию общечеловеческим навязчивым универсальным неврозом, который коренится в комплексе Эдипа.
Фантастическое отражение в форме внеземных сил внешних обстоятельств, господствующих над человеком, видел в религии Ф. Энгельс.
Согласно Б. Малиновскому, индивиду религия прагматически необходима для того, чтобы преодолеть ошеломляющее, парализующее предчувствие смерти, несчастье и судьбу.
Существует распространённое определение религии как институционализированной системы верований, символов, ценностей и практик, которые обеспечивают группу людей решением вопросов, относящихся к сфере предельных категорий человеческого бытия.
В словаре по естественным наукам, религия - форма общественного сознания; совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование бога (богов) или сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ).
В новейшем философском словаре, религия - (лат. religio - благочестие, набожность, святыня) - мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное с ними поведение людей и формы его концептуализации, определяемые верой в существование сверхъестественной сферы, артикулируемой в зрелых формах религии в качестве Бога, божества.

Рассмотрение этих определений показывает, что в самом широком смысле религия - это мировоззрение, обладающее определёнными характеристиками. Оно имеет или имело в историческом прошлом своих носителей, которые вступают между собой в определённые социально организованные отношения.

Обратимся к первоисточникам Истины. В основе социальных норм христианства лежит глубокая философско-мистическая основа.

«А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Эллинов безумие». «И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в нём никакой тьмы». «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через него». «Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию (и Духом), не водою только, но водою и кровию; и Дух свидетельствует о Нём, потому что Дух есть истина». «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино». «И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном». «Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне его». «Имеющий Сына имеет жизнь, не имеющий Сына Божия не имеет жизни». «А что познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди».

Сами заповеди, содержащие в себе нравственные максимы поведения христианина, содержатся в знаменитой Нагорной проповеди Иисуса Христа.

«Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески злословить за имя моё».

Обратим внимание на то, что Христос задал нравственные максимы, которые превосходят по своему человеколюбию, антропоморфной интенции традиционные для древнего, да и для современного, общества нормы.

«Ибо говорю вам, если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царство небесное». «Вы слышали, что сказано древним: «не убивай; кто же убьёт, подлежит суду». «А я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону, а кто скажет: безумный, подлежит геенне огненной».

Христос накладывает прямой религиозно этический запрет на неприязненные отношения между своими последователями и особенно жёстко запрещает использование оскорблений и любых выражений, унижающих человеческое достоинство. Этическая компонента становится основополагающей в христианском мировоззрении наряду с философской, мистической и ритуальной. Этическое регулирование касается не только отношений внутри христианских общин, но и брачно-семейных связей и в целом отношений в обществе.

«Вы слышали, что сказано древним: «не прелюбодействуй». А я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём. Сказано также, что если кто разведётся с женою своею, пусть даст ей разводную. А я говорю вам: кто разведётся с женою своею, кроме любви любодеяния, тот подаёт ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведённой, тот прелюбодействует».

«Ещё слышали вы, что сказано древним: «не преступай клятвы, но исполняй перед Господом клятвы твои». А я говорю вам: не клянитесь вовсе. Ни небом, потому что оно Престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или чёрным. Но да будет слово ваше: «да, да», «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого».
«Вы слышали, что сказано: «око за око, и зуб за зуб». А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую». «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся».

«Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих и гонящих вас».

«Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный».

Христос устанавливает абсолютный нравственный Идеал, призывая своих последователей быть совершенными на земле, как совершенны нравственные отношения на Небе – отношения бесконфликтные, основанные на ненасилии, взаимном уважении и любви. Он противопоставляет декларируемую им мораль морали ветхозаветных авторов и морали язычников. Должен появиться новый праведный человек, достойный войти в Царство Небесное.

Для Иисуса существенной аморальной характеристикой является человеческое лицемерие, проявляемое, в том числе, при совершении религиозных обрядов и оказании милостыни – действий, имеющих наибольшее лично-нравственное измерение. Он осуждает как суетность поведение человека в материальном мире, отвлекающую его от трансцендентной установки на Царство Небесное.

«Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы проставляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою». «И когда молишься, не будь как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц останавливаться молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою». «А молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своём будут услышаны».

«Не собирай себе сокровища на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут. Но собирай себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут. Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».
Иисус Христос выдвигает в Нагорной проповеди универсальное «золотое» правило нравственности:

«Итак во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки».

Существует обширнейшая литература по христианству, а том числе по христианской этике, в которой содержится огромное количество разнообразного интерпретационного материала с интересными и ценными идеями. Это естественно, учитывая значение и влияние христианства в мировой истории, его религиозно-философскую глубину, аллегорический характер изложения материала и другие факторы. Но хотелось бы подчеркнуть, что основные идеи христианства, особенно в отношении нравственных норм, глубоки и одновременно просты и доступны для понимания. В этом один из феноменов христианства, обращённого непосредственно к человеку, минуя сложную религиозно-философскую рефлексию, хотя это нисколько не умаляет значимость последней.

Но где помещаются нравственные заветы, которые должны привести в Царство Небесное? Христос говорит: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

Сердце является центром сосредоточения нравственных сокровищ человека. «Сердце» имеет одновременно физическое и мистическое измерение. В физическом плане в отношении сердца всё относительно ясно. А в мистическом? В мистическом отношении сердце включает в себя как высокие нравственные нормы, ориентированные на Царство Небесное, так и привязанность к материальному миру, «где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут». Как указывают некоторые исследователи, - «Сердце человеческое рассматривается как средоточие всей телесной и духовной жизни человека, как существеннейший орган и ближайшее седалище всех сил, отправлений, движений, желаний, чувствований и мыслей человека с всеми их направлениями и оттенками» . «Сердце есть таинственная и непонятная ось, которая пронзает и держит и духовную и телесную жизнь человека. Телесное сердце никогда не есть только «плоть», а всегда есть воплощение, ибо каждое его биение имеет духовное значение: оно нечто выражает в своём движении и нечто вносит в этот мир – любовь или ненависть, повторение старого мира или рождение нового».

Сердце человека – средоточие его духовных интенций и телесной жизни. Нравственные христианские заповеди обращены к сердцу человека и указывают ему путь к небесному совершенству. Существует и противоположное этому стремление собирать сокровища на земле.

Таково религиозно-философское, мистическое и этическое учение, которое «для Иудеев соблазн, а для Эллинов безумие». Идеальный Христианин больше сосредоточен на лично-нравственном поведении, а не на выполнении формальных предписаний, как ветхозаветный человек. Он в большей степени привержен мистике, чем изощрённым рациональным философским конструкциям, характерным для греческой философии.

В Православной традиции мистические, этические и философские аспекты выразились в исихии.

«Суть и содержание исихии составляет таинственная и сверхрациональная работа переустройства души в состояние открытости, приуготовленности для благодати. Начинают формироваться новые, не встречаемые в естественном состоянии принципы организации и механизмы работы сознания, новые типы энергийного человека. В формировании этих новых структур и механизмов центральное место занимает особый процесс концентрации, сосредоточения или центрирования сознания, издавна получивший название «сведение ума в сердце». Человек должен своею волею и усилием, собрать всего себя в «сердце» - или точней, пожалуй, он должен создать в себе «сердце».

Первыми, кому пришлось нести христианство в реальную жизнь, оказались апостолы. Для них нравственные, религиозные и мистические нормы христианского учения составляют полную целостность, отступление же от христианских норм ведёт к всестороннему личностному разложению. Апостол Павел напрямую увязывает отказ от образа христианского Бога как Творца с негативным аморальным и асоциальным человеческим поведением.

«Но как они, познавши Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце: называя себя мудрыми, обезумели, И славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвороногим, и пресмыкающимся, то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они осквернили сами свои тела. Они изменили истину Божию ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставивши естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за своё заблуждение. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства. Так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства. Распрей, обмана, злонравия. Злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям. Безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют».

Заметим, что характеристики, которые первые апостолы давали окружающему миру, актуально звучат и сегодня, в том числе для России. Апостол Павел к числу негативных явлений нынешней реальности мог бы, на наш взгляд, применительно к нашему времени добавить ещё наркоманию, коррупцию и рэкет.

В политическом отношении для христианина, по мнению апостола, государство является благом и ценностью.

«Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению; а противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро и получишь похвалу от неё. Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите; ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь. Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не пожелай чужого», и все другие заключаются в сем слове «люби ближнего твоего как самого себя».

Лояльность власти в христианстве является частью основных этических норм, прямым следствием заповеди «люби ближнего как самого себя».

С точки зрения Православной религиозно-философской аксиологии, духовные ценности первичны по отношению к социальной жизни в экономической и политической сферах, именно они определяют стратегическое целеполагание. Православная этика всегда включала в себя нравственный закон, который основывается на основных христианских догматах. Для этики Русской Православной Церкви всегда было важнейшим направлением обращение к человеку. Учитывая политическое господство атеистической советской власти, Церковь решала вопрос о том, каким образом христианин может осуществлять свои принципы в существующих условиях. В Послании Патриарха Московского и всея Руси Пимена и Священного Синода членам Русской Православной Церкви «К 60-летию восстановления Московского Патриаршего престола» (1978 г.) сказано:

«Богословие должно осмысливать жизнь, окружающую нас, дабы оно могло выражать вечную истину Евангелия в убедительных категориях, доступных пониманию современного человека. Такой святоотеческий подход к богословию касается и других направлений деятельности нашей Церкви. Вместе с тем мы стремимся к тому, чтобы сохранить в целости и неповреждённости наследие веры, переданное нам от святых апостолов…Русская Православная Церковь бережно соблюдает отеческие предания и совершает спасительное дело духовного окормления своих чад в новых условиях своего исторического бытия. Мы считаем все виды нашей церковной деятельности важными, но при этом никогда не забываем, что главная задача Церкви состоит в служении «к совершению святых», для созидания… в любви», к возвращению «в того, который есть глава Христос» (Ефес..4:12,16)».

Говоря о предельной реальности, невозможно обойти нравственное осмысление основной темы человеческой жизни – смерти. Распространённое понимание жизни как способность высокоорганизованной материи отражать саму себя не отвечает на вопрос об истинной ценности человеческой жизни.

По словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, «на смертном одре никто из нас не будет сокрушаться о том, что он упустил возможность заработать еще одну тысячу евро или долларов. Мне приходилось принимать исповедь у умирающих людей. Но я никогда не слышал сокрушений о том, что чего-то материального умирающий не успел получить в жизни. Именно в этот момент выстраивается единая, абсолютно верная система ценностей, потому что все житейское уходит на задний план, и единственное, о чем может скорбеть человек — о том, что он не сделал добрых дел, что он кого-то обидел, что он не исполнил своего долга».

Идеологическим суррогатом современной эпохи и примером релятивистского мировоззрения является доминирующая сегодня концепция модернизации. Отметим, что критика концепта «модерна» не направлена против инновационной экономики. Напротив, именно модернизация, трактуемая как полная либерализация внутреннего рынка, является основным препятствием перехода экономики России на инновационный путь развития.

Для модерна характерно стремление к классификации универсальных ценностей и возможность их рационального обоснования и познания. В отношении «ценностей» - идеальных объектов, в которых сконцентрированы представления об абсолютном благе, в модерне речь идёт, прежде всего, об успешности и полезности в практической сфере деятельности индивидов. Согласно модерну, в процессе социального проектирования возможно использование идеальных ценностей в качестве инструментальных средств. В зависимости от практической необходимости добавить у населения совести посредством Православия или прагматизма через распространение протестантских идей, «поиграть» с исламом в решении политических задач, увести какую-то часть интеллигенции в буддизм и т.д. При этом забывается, что ценности - это идеальные объекты, в которых сконцентрированы представления об абсолютном благе. В тоже время демократия – определённые принципы и методы политического управления, используемые в социальной системе, рассматривается в рамках модерна как некая «абсолютная» ценность.

В ценностной основе модернизации также лежит представление, что мировой рынок является самым рациональным регулятором распределения материальных и человеческих ресурсов. Правила свободного («открытого») рынка консервируют ситуацию отставания, поскольку производственный и финансовый потенциал развитых стран имеет преимущество перед производственным потенциалом стан отстающих. О негативных последствиях подобного экономического либерализма ещё в середине XIX в. предупреждал немецкий учёный-экономист Фридрих Лист, а в начале XX в. в России с ним солидаризировались русский учёный Д. Менделеев и выдающийся царский министр С. Витте. Из-за открытого рынка периферия никак не может догнать центр, что в итоге обеспечивает господство "золотого миллиарда" стран западной Европы и США. Термин "модернизация" несёт в себе колониальный смысловой оттенок, означает подражание имеющимся современным зарубежным образцам, фактически закрывает возможности для опережающего целеполагания, а значит и развития.

Модернизация - вестернизация - универсализм - либерализм - глобализация - "открытый" рынок и т.д., образуют коннотацию. Глобализация социального мира в потоках коммуникаций, в развитии Интернета, финансовой взаимозависимости, а также в миграционных потоках людей, капиталов, новых технологий, идей, символов, представлений о благосостоянии и т. д. приводит к тому, что судьбы отдельных людей и конкретных сообществ, стали определяться событиями, происходящими очень далеко от тех мест, где находятся эти люди и сообщества, и независимо от них.

Это наглядно продемонстрировал мировой экономический кризис, разразившийся летом 2008 года. Россия, несмотря на наличие Резервного и Стабилизационного фондов, оказалась одной из стран наиболее пострадавших от него с точки зрения падения ВВП (8-9%) и Индекса промышленного производства (14-15%). При самой благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре, по официальным оценкам, прогнозируемый рост ВВП позволит к 2012 году выйти только на докризисный уровень, то есть на уровень 2007 года.

Мировой финансовый кризис поставил вопросы общего порядка о путях дальнейшего мирового социально-экономического развития. Накануне проведения Всемирного экономического форума в январе 2009 года в Давосе английская газета "Гардиан" опубликовала результат опроса более 4500 лидеров общественного мнения из 20 стран мира, которые высказались на эту тему. Две трети опрошенных заявили, что в результате кризиса они потеряли главное - веру в бизнес. И возврат к старой модели рыночной экономики, по их мнению, невозможен.

Как отметил директор Института экономики Российской академии наук Р.С. Гринберг, сегодня престиж экономической науки очень серьезно пошатнулся, поскольку она не предвидела кризиса, а рецессия оказалась глубокой. Формально последние 30 лет был периодом непрерывного роста мировой экономики измеряемого валовым внутренним продуктом (ВВП). Однако сейчас в ВВП чуть ли не половина – это финансовые операции, которые имеют мало отношения к реальному сектору экономики. Главная причина кризиса – распространение по всему миру культуры безответственности. Это значит, обогащайся, не важно, какой ценой. Решающую роль в усилении этой безответственности сыграла отмена в 1993 году закона Гласа Сигала в Америке, что разрешило коммерческим банкам заниматься финансовыми спекуляциями, а также вашингтонская доктрина государственного дерегулирование экономики.

Норвежский экономист Эрик Райнерт, в свою очередь, констатирует: экономическая наука стала крайне математизированной и оторванной от эмпирической реальности. Из учебников экономики в период «холодной войны» исчезли теории догоняющего развития, различие между видами деятельности, ведущими к понижающейся и повышающейся отдаче, инновации становятся Deus ex machina, возникающими из ниоткуда, в качестве толком никак не объясняемого приложения к свободе торговли. Уходит само понятие индустриальной политики, осужденной за искажение рынков. Что касается непосредственно собственных интересов, официальный Вашингтон, по наблюдениям Э. Райнерта, не особенно следует учебнику неоклассической экономики.

Неолиберализм подверг разрушению обе основы экономического развития - инновационное предпринимательство в реальном секторе, которое нуждается в ренте и протекционизме в период становления, и массовое потребление, основанное на растущих реальных заработках в секторах с повышающейся отдачей. Вместо этого рента едва ли не целиком переместилась в финансово-спекулятивный сектор. Когда разразился кризис, оказалось, что реальные доходы населения слишком низки либо зависимы от участия в финансовых пирамидах, чтобы обеспечить подушку материального спроса при распаде финансовой отрасли.

А что у нас? Мировой финансовый кризис очень сильно повлиял на количество миллиардеров в России. За 2009 кризисный год Россия, по рейтингу журнала Forbes, отличилась удвоением количества миллиардеров - с 32 до 62. Во всем мире количество богатейших бизнесменов увеличилось лишь на 27%. Парадокс удвоения миллиардеров во время рекордного падения ВВП российской экономики на 8% в год объясняется использованием государственных средств антикризисного стимулирования. Деньги правительство направило владельцам крупного бизнеса.

Анализ кризиса с христианской точки зрения дан в Послании Предстоятелей Поместных Православных Церквей от 12 октября 2008 года на Фанаре, где проходило совещание по случаю провозглашения года годом апостола языков Павла. В нём отмечалось:

«Церковь Христова совершает ныне свое служение в стремительно меняющемся мире, который становится все более взаимосвязанным благодаря средствам сообщения, а также развитию транспортных и технических возможностей. Параллельно все более нарастают масштабы отчужденности, разделений и конфликтов. Христиане отмечают, что источником этого состояния является отдаление человека от Бога. Никакие трансформации социальных структур и правил поведения не способны уврачевать такое положение. Церковь постоянно указывает, что борьба с грехом возможна только в соработничестве Бога и человека. Разделения, навязанные миру, влекут за собою неравенство возможностей людей и народов в доступе к благам творения, лишают миллионы людей основных благ и ведут к уничижению человеческой личности, вызывают массовые миграции народов, обостряют националистические, религиозные и социальные различия и конфликты и угрожают традиционной внутренней сплоченности обществ. Последствия этих разделений более чем тягостны, ибо неразрывно сопряжены с угрозой окружающей среде и всей экосистеме.

Пропасть между богатыми и бедными драматически разрастается вследствие экономического кризиса, который является результатом извращенной экономической деятельности, лишенной человеческого измерения и не служащей подлинным потребностям человечества, а также погони финансистов за наживой, часто приобретающей маниакальный характер. Жизнеспособна лишь такая экономика, которая сочетает эффективность со справедливостью и общественной солидарностью».

С середины XIX века до середины XX века считалось, что человеческое сознание является продуктом человеческого мозга и присуще только человеку. Это создавало теоретическую основу для нерелигиозного гуманизма: человек - венец творения природы. Современные исследования в области биологии показали, что высшим животным (обезьянам, собакам, кошачьим, парнокопытным и т.д.) свойственны сложные умственные операции и выполнение определённых «социальных» ролей. Таким образом, высокоорганизованное сознание не является исключительной прерогативой «человека разумного». Человек и животные оказались на сопоставимом эволюционном, интеллектуальном и ценностном уровне. Тогда как христианство своей религиозно-философской трансцендентностью и нравственными заповедями подняло две тысячи лет назад человека из мира физической и животной природы, сделав его Личностью, некоторые современные философские концепции возвращают его обратно в мир материи и биологических инстинктов.

«Русское слово «образование», - сказал в своём выступлении Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, происходит от слова «образ». Обучая и воспитывая детей, наши предки возделывали в них образ Божий, который присутствует в каждом человеке. Это то, что составляет наш внутренний стержень, то, что составляет наше «я». Этот стержень можно укрепить, а можно изломать. Но даже искореженный и изуродованный, он все равно будет оставаться в человеке. И задача семьи, школы, общества, задача Церкви и государства — вырастить не морального калеку, а человека, достойного своего высшего призвания».

Каковы тенденции возможного будущего? Французский специалист по религиозным традициям Рене Генон рассматривает проявленное бытие как единство «формы» и «материи». Форма представляет собой активный принцип или сущность, воздействующая на пассивный принцип или субстанцию. Хаос символически отождествляется с мраком: это субстанцианальная потенция, из которой актуализируется проявленный мир. Космос проявляется в процессе творения («Свет» Творения). Глобальный мировой процесс движется от сущностного полюса существования к его субстациональному полюсу, что означает возвращение к хаосу. При этом человечество теряет духовный, сущностный характер и попадает в «царство количества» материального мира. Качественная дифференциация индивида уступает место количественной дифференциации. В светской концепции общества личные качества не учитываются в полной мере, индивиды рассматриваются как взаимозаменимые и чисто нумерические «единицы». Светское обучение сводится к количеству выученных понятий «извне» и не имеет ценности настоящего знания.

Распространение в современном мире, в том числе в России, релятивизма и чувственного материалистического подхода к окружающей физической и социальной реальности является симптоматичным. Это отражает общее состояние умов в эпоху перехода к пост-модерну. Поиск Истины в окружающем мире заменён стремлением к инструментальным и утилитарным ценностям, связанным с личным комфортом и полезностью, что иногда называют «прагматизмом». Согласно этой «философии ценностей», человек оценивается в социальной иерархии, прежде всего, по количественным финансовым показателям. Это порождает, в частности, такие феномены, как «показное» потребление и появление «виртуальных» денег, что представляет собой извращение с точки зрения нормальной экономической теории, ориентированной на развитие реальных производительных сил.

Развитие виртуальности, подменяющей реальность материального мира и замещающей духовность, знаменуют тенденцию современной эпохи. Трансцендентное подменяется имманентным и релятивистским, претендующим при опоре на информационные технологии стать новым «творцом». Агрессивная антирелигиозность, отрицание нравственных ценностей и христианской цивилизации, создавшей эти ценности, характерны для влиятельных интеллектуальных и политических кругов современного мира, в том числе для части правящей элиты России.

Ильин И. О православии и католичестве//О грядущей России: Избранные статьи/ М.Воениздат,1993. С.309
Материалы аналитического отчёта исследования по гранту «Отношение российской молодёжи к Русской Православной Церкви» ДОГОВОР № 146/К с Автономной некоммерческой организацией «Институт общественного проектирования»

Мчедлов М.П. Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. Сборник докладов и материалов межрегиональных научно-практических семинаров и конференций 2002-2004гг. - М., 2004. 624с.; Михаил Тарусин. Исследование «Религия и общество». Институт общественного проектирования, отдел социологии. – М,; 2005ЧЕСНОКОВА В.Ф. Число православных в России увеличивается// http://club.fom.ru/entry.html?entry=2352; ВЦИОМ. Пресс-выпуск №601.Религия и вера в нашем обществе// http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/3756.html; "Левада-Центр" (опрос более двух тысяч россиян, июль 2007 г.) http://www.maranatha.org.ua/cnews/index.php?id=38157;Куракина Л.М. Роль религии в социализации молодёжи (по материалам г. Сызрани) //Социология. -2007. – №2. и т.д.
http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/21187082074FD703C325775F001E6D58

1 Кор.23
1 Иоан. 1:5
1 Иоан. 4:9
1 Иоан. 5:6
1 Иоан. 5:7
1 Иоан. 5:8
1 Иоан. 5:11
1 Иоан. 5:11
1 Иоан. 2:3
Матф. 5:3-11.
Матф. 5:20
Матф. 5:21
Матф. 5:22

Матф. 5:27,28
Матф. 5:31,32
Матф. 5:33-37
Матф. 5:38,39
Матф. 5:42
Матф. 5:43,44
Матф. 5:48

Матф. 6:2
Матф. 6:5
Матф. 6:7
Матф. 6:19-21
Матф. 7:12
Матф. 6:21

Юркевич П.Д.Сердце и его значение в духовной жизни человека, по учению Слова Божия//Философские произведения. М.,1990. С.69
Там же С.74-75

Хорунжий С.С. Аналитический словарь Исихастской Антропологии//Синергия. Проблемы аскетики и мистики Православия. М., 1995. С.95
Рим. 1:21-32

Рим. 13:1-9

http://www.klikovo.ru/db/book/msg/16560
http://www.vrns.ru/syezd/detail.php?nid=1142&binn_rubrik_pl_news=465&binn_rubrik_pl_news=477

По оценке Минэкономразвития России

Р. Гринберг. Актуальные проблемы российской экономики (парламентская лекция)/ Аналитический вестник Совета Федерации 10(396) июнь 2010 г.
Эрик Райнерт. Забытые уроки прошлых успехов/«Эксперт» №1 (687)/28 декабря 2009

http://www.patriarchia.ru/db/text/473056.html

http://www.vrns.ru/syezd/detail.php?nid=1142&binn_rubrik_pl_news=465&binn_rubrik_pl_news=477


Генон Рене. Царство количества и знамения времени: Пер. с франц. М.: Беловодье, 1994. С.13
С.30
С.46
С.60-61
С.62.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie