Справедливость "по-эстонски"
Таллин требует от Москвы сатисфакции за "преступлениясоветской власти", но в собственных грехах каяться не желает
Не успев еще толком вступить в НАТО, прибалтийские республики уже видимо ощутили себя полноправными членами "могучего лагеря западной демократии". Чувствуя за своей спиной поддержку "больших друзей" из Вашингтона и Брюсселя, они пытаются разговаривать с Россией на языке безапелляционных требований и чуть ли не ультиматумов.Так, в конце 2002 года в Эстонии была инициирована очередная антироссийская политико-пропагандистская кампания под лозунгами "восстановления исторической справедливости" и требований к России о выплате компенсаций "жертвам советских политических репрессий". Застрельщиком кампании стало на этот раз общество Красного креста Эстонии, потребовавшее материальных компенсаций со стороны России гражданам Эстонии и членам их семей, пострадавшим в свое время от "произвола Советской власти". Руководство эстонского Красного креста объявило о проведении в республике широкой кампании по сбору заявлений от населения на компенсацию морального и материального ущерба, понесенного вследствие "действий советских репрессивных органов в период 1940-1991 годах".
Примечательно, что "общественную инициативу" эстонского Красного креста практически тут же поддержало министерство юстиции Эстонии. Пресс-служба министерства в Таллине в начале января 2003 г. распространила сообщение о том, что это ведомство направило в Красный крест Эстонии письмо с поддержкой инициативы по сбору заявлений о компенсации ущерба, понесенного "жертвами коммунизма".
В сообщении отмечалось, что правительство Эстонии на заседании от 17 декабря 2002 г. также поддержало предложение Красного креста. В пресс-релизе указывалось, что "министерства юстиции и иностранных дел готовы в меру своей компетенции оказать соответствующую юридическую и дипломатическую поддержку и предоставить информацию".
Как сообщалось в эстонской печати, еще 2 декабря 2002 года на парламентских слушаниях министр иностранных дел Эстонии Кристина Оюланд сообщила, что возглавляемое ею ведомство, оказывается, собиралось еще в 2001 г. создать комиссию по приему заявлений о компенсации от пострадавших при Советской власти граждан с тем, чтобы затем предъявить их российской стороне. Но, видимо, тогда власти Эстонии еще не были до конца уверены в том, что их прием в НАТО состоится так скоро. И до поры до времени держали этот "камень" за пазухой.
Ну а после прошлогоднего саммита НАТО в Праге, на котором страны Балтии получили наконец-то вожделенный пригласительный билет в Североатлантический альянс, в Таллине решили больше не церемониться с Россией. "С внешнеполитической точки зрения я не вижу препятствий для собора таких заявлений и предъявления требования к России", – заявила, в частности, госпожа министр. К.Оюланд также сообщила, что на начало декабря 2002 г. МИД Эстонии получил 116 заявлений от граждан с просьбами добиться от российской стороны выплаты крупных денежных сумм в качестве компенсации за понесенные ими от бывших советских властей обиды и притеснения.
Реакция МИД России оказалась в общем предсказуемой: эстонским властям был заявлен протест. Российское внешнеполитическое ведомство, кроме того, осудило намерение некоторых политических кругов Эстонии "искусственно поднять тему компенсации в контексте так называемой оккупации и обострить ее искусственно, исходя из внутриполитических интересов".
Действительно, любимая в кругах эстонской политической элиты тема "советской оккупации" неоднократно использовалась в интересах решения внутриполитических задач, в частности для отвлечения внимания общественности от острых экономических проблем или неприятных для официального Таллина вопросов ущемления прав русскоязычного меньшинства.
Между тем, в начале января 2003 г. положение русскоязычного населения страны наконец-то привлекло внимание ОБСЕ. В частности, верховный комиссар ОБСЕ по правам национальных меньшинств Рольф Эккеус заявил о намерении обсудить с властями Эстонии вопрос об обмене у русскоязычных жителей страны старых удостоверений на знание государственного языка на новые. Без этих удостоверений найти приличную работу в Эстонии практически невозможно. В 2002 г. парламент Эстонии принял поправки к закону "О языке", согласно которым некоренные жители страны для обмена старых "языковых" документов на новые должны будут заново сдавать экзамены и платить за это госпошлину. Последний срок сдачи повторного экзамена для примерно 40 тысяч человек установлен до 1 января 2004 года.
Рольф Эккеус придерживается той точки зрения, что власти Эстонии должны были организовать обмен удостоверений на знание государственного языка старого образца на новые без повторной сдачи экзаменов. По мнению комиссара, сложившаяся в Эстонии в этом вопросе ситуация нарушает общие принципы демократического государства. Предложение же русскоязычной Объединенной народной партии Эстонии отменить госпошлину за сдачу экзамена по языку и сделать документы бессрочными не нашло поддержки у эстонских властей. Вот такая "демократия" процветает в новоиспеченном члене НАТО и кандидате на вступление в Евросоюз.
Что касается компенсаций "жертвам коммунистического террора", то не пристало властям Эстонии, упорно не замечающим активной деятельности в республике определенных сил по реабилитации и "увековечиванию памяти" эстонских частей СС, митингов и прочих сборищ "национал-патриотов" и бывших военных преступников – "ветеранов борьбы за национальное освобождение", поднимать этот вопрос в отношениях с Россией.
Если уж на то пошло, Россия и сама может предъявить Эстонии встречные претензии. Ведь укомплектованные эстонскими добровольцами части СС, действовавшие в составе немецко-фашистских войск на оккупированных территориях СССР, причастны к массовым репрессиям и военным преступлениям против мирного населения и военнопленных.
Как известно, печально известный Эстонский легион СС был создан 28 августа 1942 г. с личного одобрения Гитлера. Причем, вступающие в легион должны были отвечать всем нацистским "арийским" требованиям к кандидатам в "орден СС". Члены эстонских дивизий и бригад СС вместе с эстонскими полицейскими батальонами запятнали себя зверствами против мирного населения в Ленинградской, Новгородской и Псковской областях России. Они участвовали также и в массовых расстрелах евреев в городе Новогрудки в Белоруссии, в охране мест заключения евреев в самой Эстонии и во многих городах Польши, в депортации гражданского населения из Белоруссии и Польши в Германию.
Готова ли Эстония компенсировать сегодня моральный и материальный ущерб жертвам военных преступлений эстонских эсэсовцев в России, Белоруссии, Польше? В Таллине очень не любят говорить на эту тему. Но зато всегда готовы клеймить "советско-российских оккупантов" и возмущаться нежеланием России выплачивать компенсации "жертвам большевистского террора". Только, если Эстония действительно претендует на статус демократического и цивилизованного государства, прежде чем требовать сатисфакции от других, не лучше ли сначала разобраться с собственными грехами.