Старообрядчество и диаспоры
В истории России есть пример диаспорного (рассеянного) существования русских – это старообрядцы в Зарубежье
К концу XVII-го столетия старообрядцы были одной из самых грамотных социальных общностей России. Гонения на старообрядческую литературу способствовали ее "перебазированию" из храмов в частные дома приверженцев течения. Это быстро привело чуть ли не к сплошной грамотности всей старообрядствующей массы. А когда стал ощущаться недостаток в книгах, старообрядцы создали свои школы специальных переписчиков. Укрепившись в других странах, они навели там свои типографии и печатали старые книги. Черпая свои знания исключительно из старых книг, не содержащих ни невежества, ни грубых языческих суеверий, старообрядцы давным-давно покончили и с народными суевериями: колдуны и заговорщики среди них явление исключительное. Почти поголовная грамотность дала старообрядцам и экономический достаток: лучшие плательщики господского оброка, откупившиеся на волю, были в большинстве случаев старообрядцы. Все вышеуказанные черты помогли старообрядцам выработать гибкий и упругий характер. И проживая в настоящее время в 20 странах мира, они зарекомендовали себя как трудолюбивые, законопослушные, держащие слово люди. Это любопытный пример этнокультурной устойчивости. История старообрядчества есть история собственно русских традиций и обычаев, русской религиозной мысли, зарожденной в глубине веков, никогда не утратившей своих жизненных сил. Для старообрядческой общины были и частично остаются характерными: религиозно-нравственный консерватизм и социально-политическая замкнутость (изоляционизм); религиозно-мистическое чувство правоты, избранности, подвижничества; глубокая историчность (мифологичность) сознания; грамотность; система домашнего и общинного образования; деловая и нравственная честность; чувство коллективной солидарности при сохранении трехчинной иерархичности и равноправия в общине: священник, совет, общинники. На начальном этапе старообрядцы были конфессиональной, территориальной, изолированной общиной. Она характеризовалась способностью к выборочному принятию элементов чужой культуры, к самозащите путем уединения, ухода. В настоящее время в старообрядчестве происходит переход к общинам открытого типа с допустимостью сосуществования с инокультурами (в условиях городов) и одновременным созданием межобщинных структур. Представители этого религиозного течения стремятся создать единую старообрядческую церковь и всемирную организацию старообрядцев (Диаспору!). Изменяется и их отношение к России: не как к царству Антихриста и гонительницы, а как к Святой Руси, идущей к Преображению. Одновременно возрастает роль новых лидеров течения, объединяющих вокруг себя носителей идей самобытности русского народа. Не изоляция и уход (уже некуда бежать!), а укрепление в вере – основной девиз современного старообрядчества. Конечно, сейчас, в эпоху общеевропейской и всемирной глобализации, обострения межцивилизационных (культурных, идеологических, системных) противоречий, при господстве СМИ в массовом сознании с их возможностью быстро формировать общественное мнение в нужном (для кого-то) русле, доселе замкнутым сообществам приходится изменять свой типикон поведения, искать свои, самобытные пути исторического выживания (это и случилось со старообрядцами). Одной из таких мировых форм организации существования рассеянного, разделенного народа является Диаспора, которая позволяет сформировать полноценное (языковое, культурное, социальное) существование отделенной части народа, стремящейся сохранить свою самобытность и устойчивые связи с Прародиной. Диаспора возникает при осознании группой людей их национальной уникальности и самобытности, их стремления сохранить и развить своих национальные ценности, необходимости защиты от инонациональных угроз. При наличии внешней угрозы возрастает роль общего центра, способного мобилизовать общие ресурсы для отпора. Основные критерии устойчивости диаспоры – наличие сохранившегося в быту развитого языка и прочно закрепленная и развивающаяся культура. Формы социальной организации жизни в диаспоре: социально-экономические общины, этнокультурные организации, клубы по интересам (землячества). Диаспора – активная (в социальном смысле) форма существования в инонациональной среде, когда множество общин, групп выступают по некоторым важным вопросам с единым мнением, единой социальной силой. Для русского народа диаспорное существование – уникальное явление, если не считать редкие и слабо связанные между собой старообрядческие общины за рубежом, возникшие еще в XVIII-XIX веках. Эмигрантам и беженцам первой и второй волн эмиграции начала и середины ХХ-го века так и не удалось сформировать своей диаспоры, и уже второе поколение их потомков в массе своей ассимилировано в чужеродном окружении. Внутренние процессы самораспада России (в форме СССР) породили новую ситуацию, когда за пределами ядра Православно-Русской Цивилизации – Российской Федерации – в агрессивно-враждебном инонациональном окружении оказалось более 20 миллионов этнических русских, быстрое возвращение которых в Россию было невозможным из-за сложившейся тяжелой социально-экономической ситуации в самой России. Новые государства, появившиеся на обломках СССР, не заинтересованы в развитии у них мощных, значительных русских диаспор, соглашаясь на существование и даже поддерживая разделенные, вечно враждующие между собой и потому зависимые от поддержки со стороны власти этногруппы, с насмешкой обзываемые "нацменьшинствами". Одно дело – сплоченная "часть разделенного народа", способная единым голосом попросить поддержку у Прародины, другое дело "нацменьшинство", всегда разделенное, зависимое и политически ангажированное. А в современном мире самым эффективным субъектом международного права выступает уже не национальное государство, а национальное государство плюс сильная зарубежная (в идеале – всемирная) диаспора. Стратегической задачей для сохранения сильной диаспоры в инокультурной среде является формирование и сохранение системы культурно-исторических ценностей. Это главное в консолидации и эффективности русской диаспоры – аксиологическое наполнение ощущения кровной связи с Россией и ответственность за ее судьбу. Нужно использовать опыт армянской диаспоры и понять, что основой консолидации русской диаспоры может быть не религиозная (у нас есть и старообрядцы, и сторонники РПЦ, и атеисты), и не этническая принадлежность (куда денем нерусских россиян?), а чувство ответственности за судьбу России и готовность ей помочь. Необходимо вернуться к коренным основам русского общежития, которые только и способны сделать нашу диаспору живым, общественным организмом: живое братство, соотечество, национальная гордость и честь, личное достоинство. Мы совсем забыли эти, понятные каждому русскому человеку, слова. Но именно они лежат в основе того русского человека или простого казака, который освоил Сибирь и Новороссию, дошел до вершин Памира и льдин Крайнего Севера.