Страна отраженного света
К 20-летию лихорадочного самообмана Украины
Симптоматично: с 20-летием «независимости» Украину первым поздравил самый «дорогой наш человек» президент США Б. Обама. Сделал он это 17 августа, ровно за неделю до даты, с сильным упреждением, словно боясь опоздать к 24 августа. Возможно, для некоторых департаментов американской администрации это в самом деле важная дата. Ведь распилив СССР на куски, они в своих задачах преуспели, проводя в жизнь глубокую мысль Гитлера о том, что Россию невозможно одолеть, не отколов от нее Украину.
В последний месяц с лихорадочностью, если не сказать почти истеричностью украинские СМИ бросились освещать «свершения», осуществленные за те 20 лет, что истекли с момента распада Советского Союза. Этот распад для новых квазигосударственных образований, возникших на месте бывших союзных республик, вроде бы является априорным позитивом, давшим, извините за выражение, «свободу и независимость» (от кого и от чего, не уточняется; можно гадать – от «тирании Советов» «от Российской империи» и т.д.; но умалчивается, что это немедленно и автоматически породило зависимость от врага Советов и империи).
Все усилия новейшей украинской «элиты» с самого первого дня «незалежністі» были направлены на откол страны от единого Русского мира, на пестование в себе и младших поколениях каинового комплекса, то есть ревности к русскому брату, на создание внутреннего мифа о собственной исключительности, на культивирование не-русскости. А один из президентов даже книгу свою странную озаглавил «Украина – не Россия». (Пока президентов было вроде четверо, хотя, как говорит Жванецкий, одного бы я не считал; того, который был нелегитимным самозванцем.)
Еще одним развернутым намерением во главе внешней украинской политики стала ментально-фундаментальная попытка реализации фольклорного тезиса о том, что ласковое телятко двух маток сосет. Тщетное намерение переведено в термин «многовекторность», именно тщетное. Как (на самом деле – никак!) многовекторность воплощается, мы видим, в первую очередь, в экономике. В Европе Украину не ждут, лишь водят за нос, поджидая, когда можно будет начать сливать сюда еще более активно свои товары, в первую очередь низкого качества, а также отходы европейской жизнедеятельности, а отсюда выкачивать молодые квалифицированные кадры, а также – в массе – трудолюбивых, терпеливых и неизбалованных горничных (о проституции, занимающей первые строки в трафиках поставок в Европу, торговле детьми и человеческими органами, скромно умолчим).
Но настойчиво, с плебейским комплексом хуторянина, у коего шапка падает с головы, когда он норовит заглянуть в глаза «европэйського пана», Украина пыжится встать на задние лапки и получить кусочек еврокосточки. Ну вот, вроде одну кинули – в виде ЕВРО-2012. Все довольны, ибо кроме зрелищ, похоже, власть ничего дать не может. Аналитичного украинского ума не хватает – ни при двух «леоподобных Леонидах», ни при двух «многовекторных Викторах», чтобы понять: Европа-то уже не та, не вынесет лишней нагрузки, субсидировать не станет.
А ненавистные «москали», в свою очередь, не хотят давать дешевых энергоносителей. Вот тебе и вся «многовекторность»…
Не Духом Святым
С первых шагов «незалэжности» человек, фамилия которого дала название «кравчучке» – тачке первых индивидуальных торговых челноков (впоследствии переименованной в «кучмовоз»), вклинился не в свое дело: в работу Русской церкви. Может, потому что он до «смены вех» был на идеологической работе в ЦК КПУ. Тем не менее он мгновенно стал активным сторонником самостийной церкви, а потому поддерживал как раскольника Филарета (Денисенко), так и враз возникших автокефалов, он же и давил в 1992 г. на митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима, который проводил в Покровском монастыре Харькова исторический Архиерейский собор, в результате все-таки сохранивший Украинскую церковь под омофором Московского Патриархата.
В. Ющенко эту тему активизировал, беспрецедентно дозволив униатам впервые в истории возвести кафедральный собор на левом берегу Днепра, в Дарнице. Логичные действия – для поклонника и почитателя Мазепы, который был, как помним, предателем Русского мира, к тому же от Церкви отлученным.
Украину нынче называют «полигоном деструктивных сект», ибо религиозных организаций тут действует лишь официально более 70-ти. Начиная с печальной памяти «Белого братства» и до ныне процветающей секты сайентологов-дианетиков от американского афериста Рона Хаббарда, а также протестантской секты чернокожего «друга Украины» Сандея Аделаджи «Посольство Царства Божьего». Последняя втянула в себя чуть ли не 25 тыс. граждан Украины, включая полубезумного мэра Киева Л. Черновецкого, ныне, по сообщениям, отсиживающегося в Израиле, где у него, вопреки украинским законам, имеется второе гражданство.
Чистые руки, которые «николы не кралы»
Припомним еще одного «двойного гражданина», украинского экс-премьера П. Лазаренко, обеспечившего себе панамский паспорт. Который ему все-таки не помог.
Теперь Лазаренко, у которого на поверку не обнаружилось дна в известном месте, за гигантские хищения украинских бюджетных средств на большой срок «посажен» в США, а на нарах в киевском СИЗО обитает теперь былая подельница Лазаренки – Ю. Тимошенко, ныне тоже экс-премьер, которая и без своего бывшего патрона прославилась многими делами на экономической ниве. А свидетелем по ее делам проходит еще один экс-премьер, В. Ющенко, в оранжевых бесстыдных 2004-2009 гг. занимавший странным образом кресло президента страны. Хочется надеяться, что место на скамье подсудимых ему тоже найдется, в добрый для народа час. Позорный и мелочный, но закономерный финал бездарных и самовлюбленных оранжевых политиканов, в течение пяти лет осуществлявших прямую, неприкрытую политику правления в качестве прозападного протектората.
Народ справедливо назвал Ющенко «гауляйтером». Осталось в полноте уяснить: изменилось ли в этом смысле на Украине что-то с приходом «второго» Виктора?
Вообще говоря, всеобщий симптом отсутствия дна в известном месте вдруг обнаружился на Украине у очень и очень многих, сформировавших и олигархат, и социальный клан-прослойку воришек меньшего пошиба, исхитрившихся урвать от всенародной собственности то, что лежало поближе. В текущем году на повестку украинского дня встал в полный рост грядущий «дерибан» земли, который, похоже, будет «чисто конкретно» реализован. В самом деле: ну не предвыборные же обещания выполнять – о русском языке, о присоединении к ЕЭП?
Однако ментальность русского человека (считаю украинца человеком русским, ну, малорусским) такова, что несправедливый делёж общего достояния никогда им не будет принят окончательно, и всегда его сердце будет ждать судного часа, когда вора посадят или на худой конец он навсегда отбудет за бугор – утешаться награбленным добром, штабелями сложенным в офшорах.
Большой многонациональный дом или моноэтнизация?
С самого начала 1990-х на Украине был взят крен на унитарное, моноэтническое государство, а потому во главу угла была поставлена иллюзорная мысль о том, что коль уж названием государства стала Украина, то и язык государственный должен быть один, то есть украинский.
Мысль дикая, учитывая мировые реалии. Тем не менее, решительно придя к власти и не выполнив предвыборных обещаний, Партия регионов (в большинстве в Верховной Раде с 2006 г., а ее президент у власти с января 2009 г.) просто-напросто похерила (значение этого русского слова читайте в словаре В. Даля, уроженца Луганска) чаяния и ментальные ожидания большей части населения Украины, заморозив проблему придания официального (государственного) статуса русскому языку.
Спасибо хоть школьную олимпиаду по русскому языку ввели в прошлом году! Ну а предмета «русская литература» в школе как не было, так и нет! Изучали ее – то есть Пушкина, Гоголя, Чехова, Достоевского – сначала как «зарубежную», а нынче зато – как часть «всемирной»! Нечего сказать – большое послабление.
Зато – всем на потеху – создан новыми укроакадемиками словарь новейших слов, среди которых несомненные вершины топ-парада занимают такие перлы, как «штрЫкавка» (шприц), «дрибноживознАвство» (микробиология), «цедЫло» (фильтр), «пупорИзка» (акушерка) и нашумевший «нацюцЮрнык» (презерватив). Не словарь, одним словом, а гвинтокрЫл (вертолет, значит J).
Унитаризм или федерация?
Как признавался незабвенный Е. Кушнарев, «мы тогда испугались», что государство, скроенное по ленинско-сталинско-хрущевским волюнтаристским лекалам, рассыплется, если его строить на федеративно-земельных принципах, как Германию, США, Россию.
В начале 1990-х не послушали разумных федеративных предложений В. Черновола, который погиб при затемненных обстоятельствах. Та же участь постигла Е. Кушнарева, который спустя десятилетие стал активно отстаивать необходимость федерализации страны, представляющей собой фрагменты ментально малосочленяющегося конгломерата. Сегодня мы видим глубочайшую правоту Черновола и Кушнарева, сходившихся в мысли о невозможности построения унитарной Украины. Антагонизм галицийских областей, с одной стороны, и востока и юга – с другой, как оказалось, непреодолим. Красивым разводом решили похожую проблему чехи со словаками, тогда как у них противоречия и близко не достигали такого накала, что ныне на Украине.
Фашизация Украины
А в год 20-летия «незалежности» новейшая украинская власть НИКАК не высказывается – ни по вопросу федерализации, ни по вопросу фашизации, охватывающей всё большие слои населения. Как говорится, «только футбол!». И в самом деле: фанаты некогда враждебных клубов, таких как львовские «Карпаты» и киевское «Динамо», нынче на трибунах выступают консолидированной нацистской волной – размахивая флагами со свастикой и портретами украинских эсэсовцев Шухевича и Бандеры, с криками «Зиг хайль!», в согласованном избиении несогласных.
Апофеозом 20-летия «незалежности» стали два черных дня во Львове – 9 мая и 27 июля с.г. (день освобождения города от фашистских захватчиков), когда местный горсовет запретил общественным организациям отдать долг памяти павшим в Великой Отечественной войне.
Если фашизация страны – это цель провозглашения независимой Украины, то можно сказать, что она уже почти достигнута. Но заметим: большинству жителей все еще не по пути с такой Украиной. Осталось немного, чтобы эта коричневая чума смыла остатки южнорусской ментальности, а вместе с ней нынешнюю власть, «умом ни в чем не твердую» (термин философа И. Ильина), но податливую, как футбольный мяч, пнутый ногой нациста.
Не хлебца ради?
Экономика на Украине нынче создана асоциальная, проще сказать, антинародная. Сформировалось несколько олигархических кланов, состязающихся (с переменным успехом) за возможность распила бюджета, кредитов, а также перетягивания людских ресурсов с целью максимальной эксплуатации. Что касается налоговой и пенсионной систем, то последние изменения в ней сделаны в сторону увеличения прессинга простых тружеников, малого бизнеса. Интересы акул, свои капиталы за время экономического кризиса даже увеличивших, разумеется, не затронуты.
Народ до поры безмолвствует, уровень пенсий и заработной платы на Украине ниже, чем в России, примерно в 2,5–3 раза. В. Янукович сам обратил внимание на эту вопиющую разницу и однажды обмолвился, что Киев будет учиться у Москвы и догонять. Хочется не только искренне пожелать догонялке всяческих успехов, но и спросить: а зачем было всё разваливать?
«Успехи» Украины за 20 лет устрашающи. Уровень советского производства 1991 г. далеко не достигнут (как, впрочем, и в России), но разрушено громадное количество предприятий, уволены и выброшены в «свободный рынок» миллионы граждан. Зато резко выросло, по сравнению с советским периодом, число чиновников, сформировавших новую касту захребетников и мздоимцев.
Кое-кто даже впадает в крайнюю степень местного антропологического пессимизма (ввожу еще один новый термин), утверждая, что здесь, на территории Украины, если сохранить нынешний расклад социума, НИКОГДА НИЧЕГО ХОРОШЕГО И КОНСТРУКТИВНОГО НЕ БУДЕТ! Что, дескать, тут будет вариться вечный бульон «несотворения», сохраняться перманентное несозидательное болото или, паче того, идти дальнейшая деградация.
Образование и культура катятся под откос, да и кому нужны образованные граждане, профессионалы в областях знаний и умений, если предлагаемые им социальные функции в условиях остановки производства сведутся к действиям примитивным – услуго-уборочным. «Пиплу» хватит за глаза «диких танцев» и футбола, тем более что малограмотная фан-молодежь на матчах уже в один голос орет приветствие бандеровцев «Слава Украине! – Героям слава!».
По-прежнему не выплачены вклады Сбербанка СССР, строго говоря, они кем-то украдены.
Неутешительные итоги
Народный лирник десять лет назад оставил свои впечатления в куплете: К десятилетью незалежности / мы оказались лишь в промежности… Дальше шло логичное продолжение не для ушей милых дам-с, но, похоже, к нашему всеобщему сожалению, доморощенный стихотворец оказывается прав: к двадцатилетью «незалежности» Украина подошла с печальными итогами полной разрухи не только в экономике, но и в умах и душах.
Уменьшив население на 7 млн граждан (с 52 до 45 млн, лишь в июне 2011 г. число жителей уменьшилось на 12 тыс. человек), с высоким процентом отхлынувших за рубеж гастарбайтеров, с едва ли не самой низкой в Европе продолжительностью жизни, с насквозь коррумпированной и фактически антиправовой правовой системой (суды, прокуратура, милиция), с агрессивным, все более малограмотным, а потому стремительно люмпенизирующимся и фашизирующимся обществом, с устойчивой «халявной» сиюминутной доктриной существования: то ли за счет кредитов МВФ (которые отдавать будут наши дети и внуки), то ли за счет непонятно на каком основании требуемых от ненавидимой России энергоносительных преференций.
Сегодняшние свидетельства
Стоит ли удивляться, например, суждению крымского политолога А. Никифорова: «При любом политическом раскладе Украина рано или поздно потеряет свой суверенитет. Войдет ли она когда-нибудь в ЕС, или же будет интегрироваться с Россией – потеря Украиной суверенитета когда-то станет неизбежной». Следует уточнить: у неё и никогда не было реального суверенитета, особенно за последние 20 лет тотального самообмана.
Институт социологии НАН Украины недавно сообщил, что если в 2001 г. за независимость в случае референдума были готовы голосовать 56% респондентов, то в 2011 г. таковых стало 46,6%. По опросу Research & Branding Group, 41% жителей страны считает, что Украина не является действительно независимым государством, 24% считают страну абсолютно зависимой, а 28% – «в чем-то зависимым, в чем-то независимым государством».
Не отсюда ли суровая статистика желающих получить двойное гражданство, запрещенное законами Украины? Падение числа сторонников независимости и невеселый взгляд на реальность, фиксируемые социологами, – естественная реакция населения на деградацию некогда процветавшей советской республики, которая продолжается все 20 лет, прошедшие с момента распада единого государства.
Кое-кто говорит: позитив последних 20 лет в том, что мы смогли развестись без югославского сценария, без крови. Такая мысль – тоже подменна. Поскольку как априорную самоценность возносит непременную необходимость развода. А я спрошу: а надо ли было расходиться вообще? Чтобы объединиться, разве нужно было обязательно размежеваться? Ну попробуйте объединиться теперь, о мои «многовекторные» сторонники разводов с родными братьями. Хотя я бы дал диагноз: перманентно происходит хронический параноидальный развод с самими собой. Прямо по народной песне: «Взял он саблю, взял он востру, и зарезал сам себя…»
Спросим себя, не стала ли Украина сама, по сути, деструктивной сектой, разрушающей психическое и физическое здоровье граждан? Постоянно демонстрирующей неизжитый Каинов комплекс ревности к брату?
Пока, подводя итоги, можно сказать, что проект «Украина» – на сегодняшний момент – не состоялся. В нынешнем виде, с нынешней «многовекторностью» – внешней и внутренней – у этого проекта нет исторической и политической перспективы.
Реальность должна побудить граждан страны вспомнить об общерусских исторических и духовных корнях, перейти к активным действиям. Необходима отчетливая перезагрузка.