Страсти по "голодомору":
Дань памяти жертвам тоталитаризма или спекуляции на трагедии народа?
Идеологи украинской "незалежности" и тесно связанные с ними политические круги в Киеве в последние годы просто из кожи вон лезут, стремясь утвердить в глазах всего мира образ "державной, суверенной и независимой" Украины. Предметом особой заботы этих "панов" является максимальное отмежевание Украины от России и всего того, что многие века связывает два братских народа. Для этого используются самые разные поводы: свежий наглядный пример – "пограничный" конфликт с Россией из-за косы Тузла в Керченском проливе.Однако особую опасность представляют попытки радетелей "священной" украинской самостийности обосновать "разность" исторических судеб народов Украины и России. При этом, силясь вопреки истине и логике разделить общую историю двух народов, украинские "национально-озабоченные" политики и историки все плохое в этой истории почему-то хотят перебросить на российскую сторону, оставив себе все чистое, благородное и жертвенное.
Наглядным примером такого подхода может служить тема великого голода 1932-1933 годов на Украине, получившего в новой украинской историографии название "голодомор". Весь 2003 год тема "голодомора" не сходила со страниц украинской печати и из речей украинских политиков, что и неудивительно. Ведь этот год был объявлен на Украине Годом памяти жертв "голодомора" в связи с 70-й годовщиной этой действительно страшной трагедии, унесшей, по разным данным, от 3,5 до 10 миллионов жизней.
Специальными указом президента, решениями правительства Украины и постановлениями Верховной Рады мероприятиям по увековечению памяти жертв великого голода 1932-1933 годов был придан не только общенациональный, но и довольно широкий международный характер.
Во исполнение Постановления ВР от 21 ноября 2001 года "О проведении парламентских слушаний в память жертв голодомора 1932-1933 годов" 14 мая 2003 года состоялось специальное заседание Верховной Рады Украины, в котором не приняла участие только фракция украинских коммунистов. Участники заседания приняли Обращение к Украинскому народу, в котором признали, что "...голодомор 1932-1933 годов был сознательно организован сталинским режимом и должен быть публично осужден украинским обществом и международным сообществом как один из наибольших по количеству жертв в мировой истории факт геноцида".
В сентябре 2003 года в Нью-Йорке Президент Украины Леонид Кучма обратился к участникам 58-й сессии Генеральной ассамблеи ООН с просьбой поддержать инициативу Украины по принятию специальной резолюции о признании голода 1932-1933 годов актом геноцида украинского народа. В рамках "Недели памяти украинского голодомора" в штаб-квартире ООН была развернута специальная выставка, дан памятный концерт и организовано траурное шествие по улицам Нью-Йорка. Украинская сторона придавала проведению подготовленного ею проекта резолюции Генеральной ассамблеи ООН особое значение и преследовала при этом весьма амбициозные цели. Так, по словам главы комитета Верховной Рады Украины по вопросам прав человека Геннадия Удовенко, Украина хотела бы, чтобы весь мир, без перевода понимающий слово "холокост", как геноцид еврейского народа во время второй мировой войны, так же без перевода понимал бы, что "голодомор" был "холокостом" для украинского народа.
Однако вместо резолюции Генеральной ассамблеи ООН было принято "Совместное заявление по случаю семидесятой годовщины Великого голода 1932-1933 годов в Украине (Голодомора)", подписанное делегациями 25 стран, в том числе США и России. Этот документ, имеющий более низкий статус, нежели резолюция не содержит упоминания о геноциде, а признает голод начала 30-х годов прошлого века "национальной трагедией для украинского народа, произошедшей по вине тоталитарного режима".
Почему руководство ООН и ведущих стран мира проявило в этом вопросе осторожность, станет понятно, если принять во внимание тот идеологически-пропагандистский фон, на котором проходил на Украине Год памяти жертв "голодомора". Примечательно и то, что Совместное заявление не подписала ни одна страна Евросоюза (только делегация Италии от имени ЕС "выразила ему поддержку"). Не подписал его и Израиль – со своим Холокостом, которому Украина хочет составить конкуренцию "голодомором".
К сожалению, как это часто бывает, политики нередко используют трагедии своих народов в чисто политических целях. Не стала здесь исключением и Украина. Не отрицая, что в рамках Года памяти жертв "голодомора" на Украине было действительно много сделано для увековечения памяти жертв страшного голода 1932-1933 годов (например, привели в порядок братские захоронения и т.д.), все же нельзя не видеть и другого. А именно того, что "национал-патриоты" в Верховной раде Украины и вне ее получают все большее влияние и создали в обществе такую "национально-обостренную" атмосферу, что ее заложниками, по сути, являются и президент и правительство страны.
Похоже, что именно этот фактор заставляет официальных лиц в Киеве постоянно публично клясться в своей приверженности "защите неприкосновенности суверенитета и независимости Украины" и сквозь пальцы смотреть на истерические завывания антироссийских кругов по разному поводу, в том числе и в связи с трагедией "голодомора".
В своем обращении к народу Украины 22 ноября 2003 года – в День памяти жертв "голодомора" – президент Леонид Кучма, призвав украинцев не забывать об унесшей миллионы жертв трагедии, провозгласил: "Пусть памятником для них будет отстроенная нами – их потомками – свободная, независимая и могущественная украинская держава". Любопытно, что эта мысль нашла полную поддержку за океаном – в конгрессе США. Палата представителей американского конгресса, не признавшая ни геноцида коренного индейского населения на собственной территории, ни геноцида во Вьетнаме или Руанде, признала голодомор в Украине 1932-1933 годов "массовым убийством". В резолюции также отмечено, что "Официальное признание голодомора украинским правительством и Верховной Радой свидетельствует о важном шаге в восстановлении украинской национальной идентичности". Ранее поддержку "украинской государственности" в связи с 70-й годовщиной "голодомора" также выразили парламенты Канады и Аргентины.
Ободренные такой поддержкой своих западных друзей "национал-патриоты", опять уселись на своего старого антироссийского "конька". Представители украинской "патриотической" общественности и прессы требуют от России извинений за "голодомор" 1932-1933 годов, поскольку де Россия является правопреемницей СССР, чей тоталитарный сталинский режим и организовал геноцид на Украине.
Странная какая-то логика. Тем более, "незалежным" украинским историкам должно быть известно, что в 20-30-е годы прошлого века жертвами спровоцированного большевистским режимом кошмарного голода стала не только Украина, но и Поволжье, Южная Сибирь, Северный Кавказ, Казахстан и другие районы Советского Союза. А во главе этого тоталитарного режима стоял грузин Иосиф Джугашвили-Сталин, а в состав партийной московской верхушки входил украинец Никита Хрущев. А идеологом сбора "невиданных урожаев" был будущий "народный академик" украинец Трофим Лысенко. Да и ответственность за голод на самой Украине несут также не только партработники русской национальности вроде Скрябина-Молотова, но и большевики – украинцы, евреи, латыши и бог еще знает кто.
Так, почему бы нынешней Украине не потребовать извинений за "голодомор" от Грузии, Латвии или даже Израиля? Кстати и умирали от "голодомора" на Украине далеко не одни только украинцы, но и русские и представители других национальностей. Страна была одна, и беда была общей. Серьезные историки, в отличие от "национал-озабоченных", справедливо указывают, что голод был вызван, конечно, не стремлением Сталина "уничтожить украинский народ" – в основе действий большевиков в то время лежали не национальные, а, прежде всего, "классовые" мотивы. Сталинский режим хотел сломить сопротивление крестьянства "коллективизации", выкачать из деревни хлеб для продажи за рубеж и получения твердой валюты на ускоренную индустриализацию страны. И хлеб выкачивали с одинаковым усердием и на Украине, и в Сибири, и в Казахстане.
Почему монополия на "голодомор" должна быть именно у Украины? А что если в России захотят объявить голод в Поволжье, тоже унесший миллионы жизней, "геноцидом против русского народа"? А историки раскопают в числе ответственных за эту трагедию каких-нибудь комиссаров украинской национальности? Да и сама Украина далеко не безупречна в этом отношении. Можно вспомнить, например, этническую резню польского населения, устроенную числящимися ныне в "героях борьбы за независимость" боевиками ОУН-УПА в 1943 году на Волыни.
Абсурдно делить общую историю на отдельные "национальные" части и валить друг на друга вину за народные трагедии! Но в Украине, оказывается, есть желающие этим заниматься. И, наверное, прав посол России в Украине Виктор Черномырдин, который заявил украинским журналистам в связи с вопросом о "голодоморе": "Извиняться мы не собираемся! Нам не перед кем извиняться".
Голод 1932-1933 годов, безусловно, трагическая страница в истории украинского народа, за которую несет ответственность советская партийно-государственная верхушка во главе со Сталиным. Но лицемерное, фарисейское использование этих событий определенными украинскими кругами в качестве инструмента "державной" и антироссийской политики играет на руку только тем силам, которые не заинтересованы в укреплении дружбы и братского партнерства между Украиной и Россией.