Судьбоносный город
Для Риги это Санкт–Петербург
В столице Российской империи родилась первая Атмода и сложилась латышская национальная элита В Музее истории Риги и мореходства открыта выставка "Рига — Санкт–Петербург: люди, времена, традиции". Идея рассказать о трех столетиях теснейших взаимосвязей между Ригой и Санкт–Петербургом принадлежит Андрею Яковлеву. Символично, что презентация экспозиции состоялась в Колонном зале музея: здесь, если поднять глаза к потолку, можно узреть барельеф Екатерины Великой со свитком в руках, на котором по сей день сохранилась надпись по русски: "Наказъ". Так сказать, наглядное подтверждение переплетения истории и культуры Латвии и России. Материалов о сотрудничестве латышской и русской интеллигенции во всех областях искусства, науки, просвещения и промышленности историки Олег Пухляк и Эрик Жагарс набрали аж на 18 стендов. Проиллюстрировать тексты помог краевед Александр Ржавин. Олег Пухляк обратил внимание на поразительную схожесть главных архитектурных символов обеих столиц — собора Св. Петра в Риге и Петропавловского собора в Санкт–Петербурге. По легенде, Петр I был так очарован стилем готического полубарокко, в котором был построен рижский собор, что приказал взять его за образец при возведении собора в Петропавловской крепости. Вообще культурное взаимовлияние Риги и Санкт–Петербурга столь обширно и судьбоносно для обеих стран, что просто удивительно, почему до сих пор не появилось ни одного обобщающего исследования на этот счет. Выставка, которую организовал фонд N.E.V.A., — первая попытка представить цельную картину, она, возможно, станет основой для будущей серьезной книги. Историк Эрик Жагарс сказал на презентации, что для латышской публики в этой экспозиции не будет больших открытий, а вот русская найдет здесь для себя много неожиданного. Тут хотелось бы с ним поспорить. Латышская интеллигенция, конечно, в курсе, какую роль сыграл Санкт–Петербург, да и вообще Россия в становлении латышского самосознания, государственности и национальной элиты, но вот титульное население в массе своей, по–моему, слабо осведомлено об этом. Впрочем, и вклад латышей в развитие России, а затем СССР также очень значителен, и моим соплеменникам не пристало сводить его лишь к роли латышских красных стрелков в революции 1917 года и Гражданской войне в России. С помощью организаторов выставки напомним о духовных авторитетах латышского народа, которые сформировались в Санкт–Петербурге. Автор реформы мореходства Знаменитый латыш Кришьянис Валдемарс (1825–1891) получил образование в Санкт–Петербурге и занимал крупный пост в российском министерстве финансов. Валдемарс разработал план развития судоходства в России, создал 11 мореходных училищ в Латвии и Паланге. Это были морские учебные заведения совершенно нового типа. Валдемарс был избран членом Российского императорского географического общества. Отец дайн Будущий фольклорист и писатель Кришьянис Баронс (1835–1923) родился в многодетной крестьянской семье, лишь благодаря покровительству генерал–губернатор Прибалтийского края А. Суворова смог получить образование в гимназии, а затем в Дерптском (Тартуском) университете. Собранные им по всей Латвии и записанные дайны составили шесть томов. Это золотой фонд латышского народного творчества, весомый кирпичик в основание национальной идентичности. Изданы эти шесть томов были за казенный счет Императорской Академией наук в Санкт–Петербурге в 1915 году — в самый разгар Первой мировой войны. Основатель Латвийской академии художеств Самый известный пейзажист Латвии Вильгельм Пурвитис (1872–1945) тоже вырос в крестьянской среде. А выучился в Петербургской императорской академии художеств. Он был любимым учеником Архипа Куинджи, который за свой счет вывозил Пурвитиса в Европу. Вернувшись в Латвию, Пурвитис основал в Риге Академию художеств и стал ее первым ректором. Основатель Латвийской консерватории Композитор и музыкальный педагог Язеп Витолс (1863–1948) учился в Санкт–Петербургской консерватории у Римского–Корсакова и после его смерти заменил учителя на кафедре композиции. Витолс был близким другом Глазунова и Лядова, среди его учеников — Сергей Прокофьев, которому он преподавал гармонию. Большинство произведений, написанных Витолсом в тот период, увидели свет в России. После революции Язеп Витолс уехал в Ригу, где возглавил Латвийскую Национальную оперу, основал и возглавил Латвийскую консерваторию и Объединение композиторов. Основоположник латвийской школы портрета Художник Янис Розенталь (1866–1916) учился в студии Маковского в Петербургской академии художеств. После окончания академии несколько лет проводил зимы в Петербурге, лето — в Латвии и в заграничных путешествиях. Основал в Латвии школу портретной живописи. В его честь названа художественная школа. Вообще в стенах Императорской Академии художеств обучались ремеслу живописцев все крупные латышские художники второй половины XIX — начала ХХ века. Лучший национальный драматург Рудольф Блауманис (1863–1908) смог свободно писать прозу на родном языке, только перебравшись из онемеченной Риги в Санкт–Петербург. Именно в городе на Неве Блауманис написал свою знаменитую и поныне любимую народом пьесу — "Дни портных в Силмачах". Она до сих пор ставится в Национальном театре. Автор национального гимна Карлис Бауманис (1835–1905), выпускник Валкской учительской семинарии, после ссоры с местным пастором, которому не понравился национальный настрой молодого педагога, уехал в Петербург. Там преподавал немецкий язык в Смольном институте и брал уроки у профессора Петербургской консерватории. Карлис Бауманис примкнул к кружку младолатышей и именно в Петербурге написал в 1873 году будущий национальный гимн "Dievs, sveti Latvija!"