logo

Хлебные крошки

Статьи

Непризнанные республики
Политика
Молдова и ПМР

Владимир Войнаровский

Существование ПМР сдерживает Молдову от окончательной румынизации

Председатель Верховного Совета ПМР Анатолий Каминский рассказал корреспонденту Russkie.org о ближайших перспективах урегулирования на Днестре

Группа депутатов Верховного Совета (ВС) Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) под руководством председателя ВС Анатолия Каминского посетила на минувшей неделе Москву. Депутаты приднестровского парламента провели ряд встреч в профильных комитетах Государственной Думы.

 

В ходе переговоров с российскими коллегами обсуждались вопросы участия ПМР в национальных проектах РФ, использование российского опыта в сфере медицинского страхования, о пенсиях для российских военнослужащих, проживающих в Приднестровье.

В ходе визита приднестровские парламентарии также приняли участие в "круглом столе" по проблемам конституционного строительства.

 В интервью интернет-порталу Russkie.org председатель ВС ПМР Анатолий Каминский рассказал о текущем положении дел в республике, приоткрыл планы конституционной реформы и дал оценку некоторым внешнеполитическим событиям, затрагивающим интересы Приднестровья.

 

– Анатолий Владимирович, на каком этапе находится сейчас переговорный процесс с Республикой Молдова в отношении статуса Приднестровья?

  Первое, что хочу отметить – в Молдове сегодня не с кем вообще-то вести переговоры. В этой республике нет действующего президента, а Марианн Лупу лишь исполняет его обязанности. Мы считаем, что там должны быть сначала сформированы структуры государственного управления, уж затем, безусловно, можно будет вести переговоры.

Второе – на 21 июня в Москве намечены встречи в формате 5+2 (Молдова, Приднестровье – стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США – наблюдатели. – Прим. Ред.). Переговорный процесс возобновится, однако он не сможет носить полноценного характера по двум причинам, одну из которых я уже назвал. А вторая причина – в Приднестровье в декабре 2011 г. состоятся выборы президента республики, поэтому переговорный процесс затянется еще на неопределенное время.

 

По оценкам украинского Института Мировой политики, сценарий урегулирования приднестровского конфликта скорее всего будет развиваться по пути сохранения существующего "статус-кво" либо реализации плана "Козака-2". Каким Вам представляется этот сценарий?

  Как в итоге будет решаться вопрос, я сегодня однозначно не могу вам ответить. Прежде всего, потому что в сентябре 2006 года мы провели референдум у себя в республике, где наши граждане в абсолютном своем большинстве проголосовали за независимость Приднестровской Молдавской Республики и вхождение в Российскую Федерацию.

Ни один руководитель сегодня не может высказать другого мнения. Личное, может быть, но не отличное от своего народа. Оно уже высказано, провозглашено и принято. Для решения этого вопроса нужно время, нужно искать пути, прежде всего те грани, которые мешают урегулированию этого вопроса. Думаю, что их можно найти. И если говорить сегодня о признании-непризнании, о "статусе-кво" или о "меморандуме Козака", то первое, что мы должны сделать как с одной стороны Днестра, так и с другой – обеспечить взаимное доверие в самой высокой мере, доверие людей. Мы должны предоставить возможность свободно передвигаться, свободно регулировать вопросы торговли, перемещения товаров, грузов, пассажиров и т.д. И подчеркиваю – максимально поднять уровень доверия. Это должно стать основой того большого решения, о котором мы говорим.

 

– Среди ряда экспертов бытует мнение, что сам факт наличия непризнанной приднестровской государственности является препятствием для окончательной румынизации Молдавии. Таким образом, сценарий "статус-кво" многим выгоден. Как Вы оцениваете такую точку зрения?

  Могу одно сказать с полной уверенностью, что само существование Приднестровья сегодня, даже в таком виде, как оно есть, и является фактором сдерживания Молдовы от вхождения в состав Румынии.

 И в 90-м, и в 92-м годах, и сейчас мы слышим призывы по объединению Румынии в "Romania mare" как с одной стороны Прута, так и с другой. Мысль об объединении Румынии в каких-то ее старых границах не покидает румынофилов – приверженцев Великой Румынии. У нас нет сомнения, что мы – приднестровцы – и явились сдерживающим фактором для того, чтобы Молдова, как государство, сохранило свою независимость и свою государственность.

 Что касается ПМР, то напомню - Приднестровье исторически входило в Российскую Империю, мы и хотим остаться в лоне России.

 

Существует известная инициатива со стороны Молдовы о трансформации миротворческой операции на Днестре в полицейскую миссию Евросоюза. Как на Ваш взгляд реализация этого сценария повлияет на ситуацию в регионе?

  Международное сообщество и общепризнанные международные организации – Евросоюз, ОБСЕ – должны заботиться о мире и безопасности на той или иной территории, а не думать какая миротворческая операция должна проводиться.

 У нас она доказана временем – 19 лет миротворцы стоят на берегах Днестра. Не сказать, что только российские миротворцы, есть и молдавские формирования, и наблюдатели от Украины. Не допущено ни одного факта нарушений, которые вызвали бы возмущения нашего населения. Не говоря о провокациях, не говоря о каких-то вооруженных столкновениях, о фактах перевозки оружия или боеприпасов. Это одна из самых образцовых миротворческих операций, проводившихся в Европе и где бы то ни было. От добра добра не ищут. Если все нормально, все стабильно и гарантировано, зачем нам сегодня говорить об изменении миротворческого формата. В этом нет надобности, надо сохранить то, что есть. Возможно, изменение формата миссии в полицейскую – это только чье-то пожелания и не более.

 

Чем была вызвана необходимость внесения поправок в Конституцию Приднестровской Молдавской Республики? Какой Вам видится перспективная политическая структура ПМР?

  В Конституцию Приднестровья были внесены поправки, касающиеся трех основных вопросов: во-первых, мы ввели институт правительства и премьер-министра, которого у нас не было; во-вторых, мы исключили из действующей нормы Конституции систему выборов, согласно которой выборы проводились по мажоритарной системе. Внесены изменения в избирательный кодекс по аналогии с Россией. В-третьих, внесена поправка по ограничению президентских полномочий двумя сроками. До сих пор у нас не было ограничений по срокам перевыборов президента. Также мы исключили из действующей нормы Конституции должность вице-президента ввиду того, что была принята поправка в отношении правительства и ряд других поправок.

 

– Как стало известно, в ходе Вашего общения с российскими депутатами обсуждались перспективы участия ПМР в национальных проектах России. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

  В ходе визита приднестровских депутатов в Москву и встреч в Государственной Думе РФ безусловно поднимались вопросы здравоохранения, социальной политики. Мы ставим вопрос о том, чтобы в Приднестровье, где проживают 145 тысяч граждан России, эти граждане имели возможность пользоваться теми национальными проектами, которые действуют в Российской Федерации. В частности, речь идет о материнском капитале, дотациях, которые выплачиваются при рождении первого, второго ребенка. На сегодня уже существует такое соглашение. Пока оно не оформлено каким-то документом на уровне руководства, но, по крайней мере, его лоббирование в комитетах Госдумы России уже имеется.

 Есть также и гуманитарные проекты, которые осуществляются уже сегодня у нас в Приднестровье. Гуманитарные проекты под эгидой фондов "Русский мир", "Фонд Столыпина", "Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры России". Безусловно, есть надежды на то, что эти проекты будут осуществляться и далее.

 Хочется отметить, что на сегодняшний день два очень важных гуманитарных проекта уже действуют. Это оказание материальной помощи в виде надбавки к пенсиям пенсионеров, проживающих в Приднестровской Молдавской Республике. Причем эта надбавка действует не только по отношению к гражданам Российской Федерации, но и ко всем пенсионерам, проживающим в республике. Порядка 137 тысяч приднестровских пенсионеров получают российскую надбавку, эквивалентную 15 долларам США.

 Второй важный проект, который действует в ПМР – это гуманитарная помощь. Мы называем ее техническая помощь, выделенная Российской Федерацией на развитие сельского хозяйства. Мы получили 214 млн российских рублей в 2009 году, и этот проект действует у нас до сих пор. Мы оформили эти средства в качестве технических кредитов под 2% годовых для землепользователей, для фермерских хозяйств, для крестьянских хозяйств, занимающихся производством и переработкой сельскохозяйственной продукции. За эти два года мы возвратили из полученных кредитов 79 млн рублей, которые снова были рефинансированы в виде кредитов в сельское хозяйство. Это очень важный проект, который стимулировал развитие сельского хозяйства в нашей республике. В ходе реализации этих проектов мы ощущаем более внимательное, более трепетное отношение России к Приднестровью.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie