"Существование России и русских – непременное условие
и гарантия существования Украины"
Русские на Украине стали национальным меньшинством, не только конституционно, но и фактически, однако без них Украина существовать не сможет, считает председатель Русской общины Полтавской области Виктор Шестаков
У проекта "Окно в Россию" есть много друзей с Украины. В том числе украинцев, которые говорят, что проблем у русских на Украине не существует. «Мы же нормально общаемся в Сети со всеми, кто участвует в проекте,– вот так же точно и у нас, в Киеве, Виннице, Полтаве, Львове происходит в реальной жизни»,– пишут украинцы в своих комментариях на «Окне». На хорошем русском пишут, конечно.
А не так давно, еще в период предвыборной кампании нынешнего президента Виктора Януковича, почти все российские СМИ дружно предрекали «окончательное решение русского вопроса на Украине». Мы решили поговорить о ситуации в братской стране без крайностей. "Полюса" страны решили не трогать, хотя у нас есть друзья и в Ужгороде, и в Донецке, и в Севастополе. На вопросы проекта "Окно в Россию"отвечает председатель Русской общины Полтавской области, историк, публицист Виктор Феофанович Шестаков.
– Виктор Феофанович, кому как не Вам, русскому человеку из Полтавы, из центра, можно сказать, нынешнего Украинского государства рассказать нам, а как обстоят дела сегодня в стране с точки зрения «русского национального меньшинства»? Или все же русских на Украине так называть некорректно? Вот и конкретный вопрос сразу: каков официальный статус русских на Украине сегодня? Де-юре и де-факто?
- Русские действительно стали национальным меньшинством, не только конституционно, но и фактически. Национальная самоидентификация русских Украины – инвалидна, ассимиляция выкашивает русские ряды, как чума. Для многих русских уже и Мазепа мил, и укромова не такая чужая, и националисты – «ребята, которые могут навести порядок». Отчасти, это причины эпохи пролетарского интернационализма, и пребывания в плену, увы, практически устаревшей концепции «триединого народа». Отчасти – 20 лет информационного, историко-культурного отрыва от России, «государственное российское равнодушие» к русским Украины первого постсоветского десятилетия, создали предпосылки для «тихой ассимиляции». Разумеется, нельзя забывать, что и наши оппоненты работают «по-стахановски», успешно кромсая остатки единого общерусского организма.
Можно безо всякого сомнения говорить, что, к примеру, русский язык уже не вернуть в полном объеме в центральную Украину, как и сложно вернуть общерусское понимание истории. О проблемах Православия вообще говорить не приходится…
– Политическая ситуация в стране непростая. Впрочем, эта традиция для переломных лет существует на Украине даже не с 1917 года, а гораздо раньше. Со стороны нам в России иногда кажется, что Михаил Булгаков в своем творчестве на века зафиксировал суть как сейчас модно выражаться у вас – «украинского политикума». Причем, в достаточно нелестной для украинцев форме. Вы историк. Почему это шоу «must go on» бесконечно?
- Прежде всего, известно, что Украина в действительности никогда не имела государственности и традиций суверенитета, чтобы там не писали некоторые нынешние и прошлые «исследователи». Являясь элементом государственным (то есть частью Империи или Союза) здесь достигали не только успехов отдельные субъекты (Безбородько, Паскевич, Кочубеи, Терещенко, Хрущев, Щербицкий), но и в целом, население. Все серьезные успехи украинской культуры связаны с эпохой общего существования. Периодически получая «самостоятельность», тот самый «украинский политикум» демонстрировал и продолжает демонстрировать полную несостоятельность. Уровень понимания власти, как показывают исторические события и современность – сводился к усаживанию на престоле, перераспределению средств и «научному обоснованию исключительности украинства». Так было при Грушевском, так было при Петлюре, так было при Кравчуке, Кучме, Ющенко, так есть при Януковиче. Они всегда нуждались в поводырях,- это «самостийная» карма. Причем, чем жестче государство сжимают клещи кризисов политических или экономических, тем больше оно нуждается в квалифицированном направляющем.
Есть еще один фактор перманентной нестабильности – это нахождение Украины в зоне цивилизационного разлома. В 1939 году Сталин присоединил чужое и чуждое, никогда «украинским» не бывшее. Галиция - это геополитический клон, мутант, в котором нет стержневого единства. Местная культура - это смесь, история - это смесь, даже местная вера – это смесь «греческого и католического». Но мутант получился пассионарным, с четким нюхом и ощущением того, что на Западе им ничего не светило, потому они и стали окучивать «восточников»-малоросов, приватизировали себе термин «украинцы», навязали мнение, что это они – галичане и есть хранители «украинско-национального», а на деле, они лишь хранители русофобии. Но западенцы, их идеология, менталитет настолько агрессивно вторглись в Поднепровье, что сегодня они имеют мощное лобби в Киеве, которое и есть источник гниения власти, источник сомнений, а следовательно - нестабильности.
– Как ощущает себя обыкновенный русский человек на Украине сегодня не в политике, а в быту? Если, как я уже говорил, без крайностей. Не в Крыму и не в Галичине, в стране в целом? Тот русский человек, кто не поменял спешно национальность в начале девяностых годов, не поменял родной язык, остался русским и в паспорте, и в языке и в образе мышления?
- По-разному. Большая часть, искренне интересующаяся делами в России, продолжает верить, что когда-нибудь произойдет объединение «само-собой». Другие пытаются оказывать сопротивление, которое заключается в попытках сохранить русские исторические и культурные традиции, противостоять призывам к толерантности, а также участвуют в прямых действиях – политических и общественных. Это не только лидеры общественных организаций, это именно те, кто делает реальные дела. 50 человек, среди которых большинство взрослые женщины, прошедшие по жаре 10-километровый Крестный ход на праздновании 304 годовщины Полтавской битвы – продемонстрировали, что русская идея, русская память, русская Вера существует. Собственно говоря - эти люди и есть носители и хранители русскости в уже давно «нерусской Украине».
– Вареники с вишнями, сало, горилка, борщ, «чуден Днепр при тихой погоде» – привычные и, конечно, приятные стереотипы. А в реальности, чем наполнены мысли и чаяния русских на Украине? И почему русских становится с каждым годом все меньше и меньше, судя по демографической статистике? Куда они исчезают миллионами уже, можно сказать, если сравнить с национальным составом Украины советских лет?
- Виною всему – ассимиляция, лояльность и пассивность. Русские исчезают пропорционально исчезновению русскоязычного образования, русской истории, русской культуры. Закрыли русскую школу - русские молчат, показали русофобский фильм – опять сглотнули, испоганили памятник – пожали плечами. Русские Прибалтики в этом отношении (даже несмотря на более суровую ситуацию) ведут себя именно по-русски. Не берусь утверждать, что референдум о госстатусе русского языка на Украине, мы могли бы выиграть, скорее наоборот. Активным же русским противостоит не только госаппарат, но и воинствующая бандеровщина, реально опасная и агрессивная, особенно в регионах. Для противостояния украинскому национализму, за которым видна рука вскормившей его Партии Регионов, необходима система, система информационного блокирования, силового противодействия, идеологического единства хотя бы по основным положениям, и конечно – система финансирования.
Любая областная и даже районная организация ВО Свобода имеет офисы, центры подготовки, ресурсы на мероприятия и соблазнение молодежи. А им противостоят разрозненные безденежные единицы, представляющие здесь Русский мир. Даже среди проверенных и убежденных сторонников сохранения и отстаивания русскости уже давно царит разочарование и уныние. Мы, как подпольщики «Красной капеллы» в Берлине, которые рады бы сигналить советским самолетам, но батарейки разрядились и фонарики тускнут. Но уезжать в Россию из теплой и продукто-обеспеченной Украины никто не хочет, потому большая часть тихо превращается в «украинцев», сглатывая оскорбления, переходя на мову, забывая праздники русских побед и привыкая к «отмечаниям голодоморов» и прочих «бед украинского народа». Поверьте, этнически русские уже присутствуют и в «Свободе», и в «Автономном Сопротивлении».
– Экономическая ситуация в Вашей области позволяет надеяться на окончание перманентного кризиса? На что и как живут полтавчане?
- Не совсем так. Область существует благодаря полумертвым промышленным предприятиям Кременчуга и Комсомольска и некоторым запасам газа. Не секрет, что область ждет инвестиций, и в первую очередь от России, на которую прежде всего ориентирован скелет полтавской экономики – пищепром. Область нуждается в активизации горизонтальных связей с областями России и Белоруссии. А население, оно в связи с падением уровня жизни, просто ищет источники существования, кто - на стройках и нефтескважинах России, кто – в мандариновых садах Испании…
– Мы в России так много говорим об Украине, как о братской стране, мы не позволяли себе сомневаться в том, что рано или поздно братские славянские государства вновь объединятся, как случилось это у нас с Белоруссией. Но в последнее время все чаще в общественном мнении россиян стала проявляться не любовь, а искренняя, детская какая-то обида. Дескать, как же так, мы вас всегда, а вы вон оно что?! Я немного по-черномырдински выразился, но в нашем разговоре это как-то уместно. Так вот, эта обида россиян начала ведь наверняка отражаться не только на украинцах, но и на русских на Украине? Так или нет? Вы это чувствуете? И если да, то насколько это справедливо?
- Конечно, особенно когда приезжая на различные мероприятия в Москву мы слышим: «О, хохлы приехали!», а за такое хочется сразу... в общем, ответить физическим способом. Что касается обид, то это, на мой взгляд, пережитки интернационалистические, это отравление опиумом «триединства», которого реально нет. Оно не нужно тем украинцам, которые готовы признать героем Мазепу, Шухевича, которые отвергают русский язык и Пушкина, ненавидят, пусть из зависти, но ненавидят Россию и русских.
Украинцы хотят быть сами и обижаться на это глупо. Мир изменился радикально, и сегодня эмоции должен заменить политический прагматизм. Надо жать, предъявлять ультиматумы, заниматься тем, что называется политикой. Ведь полмира этим занимается. Надо не обижаться, а делать ставку на русских, как на свою опору. Не на Партию Регионов, с которой заключать «межпартийные соглашения» невзирая на то, что в ней 70 % "петлюровцы", а ставку на русских. Какая еще страна мира (кроме Китая) может похвастать таким человеческим ресурсом за границей? Но Китай его использует, а Россия …
– Мне иногда кажется, что Россия, Украина и Белоруссия – это не разные страны и разные народы – это просто разные политические партии одного великого русского корня. А Вы как охарактеризовали бы этот «спор славян между собою»?
- «Украинский сектор триединства» давно горит желто-синим огнем, и сия идеологема не нужна ни украинцам, которых приучают видеть в России извечного врага, морившего от природы самостийных хуторян голодом и травившего их диоксинами, ни русским, которых дымовая завеса «триединства» только дезориентирует, мешая вовремя разглядеть и оценить реальные угрозы, исходящие от (некогда/никогда) бывших «братьев». Меня уже обвиняли в покушении на Православную концептуальность в этом вопросе, но во-первых, никто не покушался, а во-вторых, реальная жизнь, увы, иллюстрирует именно отрыв «украинства».
«Триединство» воспринимается почти на уровне мистики, что невозможно в рамках предназначенной для «широкого употребления» национальной идеологии. В национальном контексте арифметика «триединства» – независимо от наших устремлений – в первую очередь парадоксально утверждает различие, обособленность, просто (и без весомых оснований) декларирует наличие трех народов, а уж едины они или нет – это, как мы и видим сейчас, оказывается вопросом времени и политики. Трижды прав был В.А. Кельсиев, один из первых «украинофилов», в 1860-е избавившийся от прежних заблуждений: «Все мы прошли диалектику славянофильства, украйнофильства – и конец концов вышел тот, что надо быть, просто-напросто, русскими». Русские – это особый мир, причем русский мир гораздо обширнее восточнославянских этно-географических границ.
Лучшим недругам русских, украинским нацистам такая «всемирная открытость» «клятого москальства» в принципе непонятна: ведь миропонимание политического украинства и по сей день остается, в сущности, «хуторским». Своих они считают «по крови» – весьма проблематичный способ различения украинцев и русских. Куда надежней, различать нас, русских и украинцев, по языку и культурной принадлежности, – что для русских вовсе не отменяет возможную привязанность к «украинским колоритам». Да быть такого не может, чтобы в «Русском этнографическом музее» не нашлось места и для украинского хутора с вишневым садом, и для выставки разноцветных шаровар и угощения салом. И сами русские – в самой что ни на есть России – очень любят петь украинские песни.
Напротив, украинские нацисты русских песен не поют – русские песни их убивают. Отчасти и поэтому они так тщатся огородить и обнести желто-синими флажками «пространство русской культуры». Как будто можно огородить «Русский мир» Украины (или «окраины русского мира»). Но, скажем "по секрету", само существование России и русских – непременное условие и гарантия существования Украины. Ведь украинская идентичность изначально формируется против русских (в научной литературе такой способ «идентификации против» описан как общий случай «identity systems that can adapt to contrasting environments»). Рухнет, не дай Бог, Россия – и свернется недоделанный проект Украины: не будет против кого себя идентифицировать.
– Виктор Феофанович, Вы известный человек на Украине, Ваши статьи, Ваши книги, Ваша деятельность на благо русской общины – все это не проходит незамеченным. Давайте о самом близком Вам поговорим – о ситуации в русском соотечественном движении на Украине. Отчего столько раздоров? Вот ведь занимаетесь Вы и плодотворно своим делом. И многие другие так же. Но почему столько нестроений в русской среде? Слишком много примешивается политики в соотечественную среду? Или наоборот, ее мало и она не определена, отсюда и невозможность выступить единым фронтом? Ведь казалось бы, русские на Украине – это такая сила! А власть к русским не прислушивается, несмотря на то, что именно русские, пусть вынужденно даже, ее поддержали. Почему? Как быть?
- Если точно знать причину заболевания, то можно было бы быстро его ликвидировать. Русское Сопротивление Украины формировалось из аматёров ("любителей"), которые ценой своих ошибок и успехов превратились в «профессиональных русских» - вполне удобоваримый и правильный термин, ибо делом должны заниматься профи. Но у каждого из русских активистов свой опыт и свое представление о правильности действий. Возбужденный субъективизм в прогнозах и оценках – главный, на мой взгляд, источник распрей. Он несет в себе тягу к фюрерству, повышенное самомнение, надменность к конкурентам.
Вторая беда – это отсутствие общей цели, способной разбавить претензии и амбиции. Ведь, как показал личный опыт (организация «президентских» обращений общественности и организаций) даже такая общая цель, как русский язык – не вызывает поддержки всех и вся русских. Я уже не говорю об идеологической распыленности русских от монархизма до появляющихся ныне в Крыму «русо-коммунисто». Власть это понимает и тоже «разделяет и властвует».
Но есть и еще один враг - зависть к успехам (особенно в деле поиска ресурсов). Мы готовы ненавидеть и ненавидим своих вчерашних коллег куда больше чем бандеровцев…
Ну и не обходится в этом деле и без влияния «со стороны», ведь пока работа некоторых структур РФ с соотечественниками, мягко скажем, на работу не похожа. Рецептов давать не могу, хотя уверен - работу с русскими Украины давно пора вести по направлениям. Проверено, что литераторы и любители Пушкина не будут заниматься правовой защитой, уличные политики не будут заниматься противодействиям фальсификации истории. Потому нужны сектора обстрела, где будут работать специалисты.
– И последний, уже приятный, надеюсь, вопрос. Каковы Ваши творческие планы? Что нового в общественной Вашей деятельности? Что из недавно сделанного вызывает удовлетворение и желание двигаться дальше?
- Планов навалом, хотя они становятся все скромнее и скромнее. Ведь планы, без соответствующей поддержки превращаются в маниловщину. Хотелось бы реализовать успешно начавшийся, но чахнущий проект празднования Дня Гоголя и Дня великой Полтавской Виктории, которую вот уже 6 год мы пытаемся сохранять. Конечно надо, бороться с историческим "мазепинством", для чего необходимы издания книг и презентационные циклы, как это прошло с книгой «Соборное мнение о Мазепе» - фундаментальном историческом трудом, который стал перчаткой, брошенной в лицо укроисторикам и пока оставшейся без сатисфакции. Они оказались не готовы, а мы доказали, что можем правильно и результативно работать.
Уверен, что необходим серьезный проект «возвращения Малороссии», проект, касающийся исторических, культурных, Православных нюансов, проект, – который проиллюстрирует общую русскость наших предков и, возможно, заставит задуматься тех, кто еще не отравился ядом русофобского украинства.