"Светлый путь" Любови Орловой
Она – часть нашего прошлого и прекрасная часть истории России
Она была самой яркой из всех звезд советского кинематографа. Один из кинокритиков даже вывел своеобразную формулу Любови Орловой, назвав ее так: "Марлен Дитрих плюс советская власть". Но несмотря на всемирную славу и фантастическую популярность ее личности, сегодня мало кто знает, что у нее были дворянские родословные корни, поскольку именно этот факт своей биографии она тщательно скрывала. Да, она из древнего рода Орловых. Это старинный дворянский род, на гербе которого гордо красовался красный орел на золотисто-лазурном полосатом поле. Согласно преданию, одна из ветвей рода восходит к тверским Рюриковичам. Доблестные братья Григорий и Алексей Орловы, участники дворцового переворота, приведшего к власти Екатерину II – далекие предки Любови Орловой по материнской линии. Как известно, древо Орловых богатейшее и знатнейшее. Среди предков народной артистки СССР – участники Чесменского боя, Бородина и взятия Парижа. Это генералы, дипломаты, фавориты, баловни судьбы… Сегодня можно открыть и еще один секрет – дату и год ее рождения – сведения, которые Любовь Петровна Орлова тоже тщательно скрывала, порой отказываясь от поздравлений и пышных празднеств в юбилейные дни. Итак, дворянская девочка Любочка родилась 29 января 1902 года. Белое платьице, чулочки, кудряшки, бантики. Любочка часто выступает перед взрослыми: читает стихи, поет. Однажды сам Федор Иванович Шаляпин, гостивший в семье Орловых, увидев прелестного семилетнего ребенка, предсказал Любочке блестящую актерскую карьеру. В 1917 году Любочке исполнилось 15 лет. К тому времени она закончила московскую гимназию и переехала с родителями в подмосковный Воскресенск, где семья Орловых скрывалась от шума и гула революции, которая вызывала у них не восторг, а страх. Страх ощущала и юная Любочка. Чтобы выжить в условиях голода, она была вынуждена возить в Москву на продажу молоко, разлитое в большие тяжелые бидоны. Нежные, белые ручки девочки медленно превращались в темные и узловатые, натруженные. Потом, когда Орлова станет известной актрисой, она всегда будет помнить об этом и старательно прятать свои руки из-под объектива кинокамеры. Но это будет потом, а пока в сложные 20-е годы ей приходилось как-то приспосабливаться к тяжелым условиям жизни. Немного проучившись в консерватории по классу рояля, она нашла себе работу тапера: играла музыку в кинотеатрах. Затем последовала учеба в балетном техникуме имени Луначарского – Любовь Орлова училась в хореографической студии Франчески Беаты. Приобретенные здесь навыки позволили ей потом выйти на эстраду в качестве синтетической актрисы. Она не только умела блестяще петь и танцевать, но и фехтовать, исполняя при этом драматические роли. В 1926 году Орлова поступила в Музыкальный театр имени Немировича-Данченко. Сначала ей предложили работу хористки, потом доверили несколько главных ролей, но стать примадонной, потеснив блистающую тогда на сцене Анну Кемарскую, ей не удалось. Пройдя испытание кулисами, Орлова поняла, что без своего "Немировича" ей не обойтись! И тут, словно в сказке, появляется он – ее герой, принц, покровитель – Григорий Александров. "Я увидела золотоволосого голубоглазого бога, и все было кончено", – признается она потом своей племяннице. Первая их встреча состоялась 27 октября 1933 года, потом этот день они будут отмечать всегда как счастливую дату в своей жизни. К тому времени 30-летний Григорий Александров (его настоящая фамилия Мормоненко) был весьма способным кинорежиссером, учеником Сергея Эйзенштейна и как раз искал актрису для своего первого звукового фильма "Веселые ребята". Любовь Орлова, которой было тогда 32 года, ему понравилась, и он пригласил ее на главную роль в своем фильме, а потом они решили быть и действовать вместе, соединив свои судьбы. Сказка стала реальностью: "золушка" нашла своего принца, и они поженились. Любовь Орлова стала его женой Александрова. Григорий был ее третьим мужем. Первый – Андрей Берзин, за которого она вышла замуж в надежде спрятаться за его широкую спину. Позже он будет "взят" сотрудниками НКВД, а когда уже известная к тому времени Орлова попытается его освободить, то получит жесткий и категоричный ответ чиновника: "Любовь Петровна, все, что мы можем для Вас сделать – соединить с первым мужем. Хотите?" Вторым мужем Орловой был нэпман, инженер-химик, немец по национальности. Когда он предложил ей уехать в Германию, то она испугалась, и им пришлось расстаться. Но со своим третьим мужем – Григорием Александровым, который устраивал ее во всем, она не хотела расставаться никогда. Их часто приглашали на приемы, обеды и официальные праздники в Кремль. Однажды Сталин, воочию увидев свою любимую актрису, искренне удивился: – Какая маленькая! Какая худенькая! Почему худенькая? Почему маленькая? Орлова растерялась и попыталась обратить все в шутку, кивнув на стоящего рядом Александрова: – Он виновник, замучил съемками… Сталин перевел взгляд на режиссера: – Запомните, товарищ Александров. Орлова – наше народное достояние. Орлова у нас одна. И если бы будете ее мучить, мы вас жестко накажем. Вождь, как всегда шутил, но присутствующие расценили его слова: "Орлова у нас одна" – по-своему. Для чиновников это означало, что – "Она у Него одна". Значит, для нее нужно сделать ВСЕ. Отсюда все мыслимые звания, правительственные награды и регалии, а также возможности выезжать на Запад, представляя советское кино за рубежом, максимум материальных благ… Отсюда встречи с Чарли Чаплиным, Фернаном Леже, Пабло Пикассо, Ренато Гуттузо, Питером Бруком и другими корифеями западной культуры. Когда она встретилась с Федерико Феллини, то он закричал: "Кто сказал, что сегодня пасмурно?! Вот оно – солнце!…" Да, она была подобием солнца, освещая мир своим присутствием. Зрители обожали ее, боготворили. Любовь Орлова дорожила своей популярностью. Она быстро вошла в роль народной и правительственной любимицы и весьма достойно ее играла: на всех встречах это была не женщина, не актриса, а именно звезда, символ времени. Другим актрисам было дозволено менять мужей, роли, внешность, рожать детей, уходить из кино. Орловой об этом нельзя было даже мечтать. Ее образ был оформлен эстетикой "вечной сказки", и она была приговорена оставаться официальной молодостью эпохи. Экранную жизнь Орловой знали все, в то время как свою личную жизнь она оберегала очень строго. Орлова жила в роскошной квартире на Тверской улице или на не менее роскошной даче во Внуково. Дача и квартира всегда дышали уютом и благополучием. Любовь Петровна сама покупала за рубежом всевозможные дверные ручки, материю для обивки кресел, изящные вещицы для дома, красивые сувениры. Она сама обшивала кресла и стулья, развешивала занавески, расставляла хрусталь. Это был дом-гнездо, в котором Григорий Александров и Любовь Орлова укрывались от невзгод жизни. И все же они были очень разными по характеру людьми: он – прирожденный рассказчик, способный говорить часами, а она – молчунья, собранная и всегда замкнутая, не допускающая никаких досужих разговоров, сплетен и прочих женских выплесков. Но этих разных людей объединяла философия оптимизма: при неблагоприятных ситуациях супруги всегда произносили, как заклинание: "Все будет хорошо!" Со временем Любовь Орлова изжила свой страх перед тоталитарным режимом, который мог ее растоптать или уничтожить. Но преодолеть страх перед возрастом ей так и не удалось. Она всегда скрывала, сколько ей лет. Тренинг и диета позволили актрисе сохранить талию в 42 сантиметра, и еще долгое время она оставалась неотразимой. "Всю жизнь я режимила…", – признается она потом. Орлова избегала солнца, в лучах которого резко обозначались морщины, но возраст надвигался, как лавина. Но она упорно отказывалась играть роли благородных старух. С 1955 года Любовь Петровна становится актрисой театра имени Моссовета. Играя в спектакле "Милый лжец", она с надрывом произносит реплику, в которую сама свято верит: "Мне всегда будет тридцать девять и ни на один день больше". До конца жизни актриса искала какую-то особенную пьесу, в которой ей можно было бы блеснуть всеми гранями таланта: петь, танцевать, а главное – демонстрировать свою неувядающую молодость. Это у нее было неким пунктиром: она никак не хотела расставаться ни с молодостью, ни с красотой… Она ушла из жизни 26 января 1975 года в возрасте 73 лет, скончавшись от рака поджелудочной железы. Григорий Александров вскоре после ее смерти женился на вдове собственного сына от первого брака. И вместе с ней сделал монтажный фильм "Любовь": про Любовь Орлову. Сегодня трудно ответить на вопрос: кто из них двоих – Орлова или Александров – кого создал? Может быть, именно Григорий Александров помог сформироваться и раскрыться Любови Орловой, как актрисе. А может быть, это Любовь Орлова открыла миру выдающегося режиссера Григория Александрова? На самом деле это не столь важно. Главное, что они жили и работали в гармонии, постоянно творя прекрасное. Их совместная жизнь продолжалась 42 года, вызывая восхищение и удивление окружающих, поскольку в киномире принято менять партнеров, как перчатки. И сегодня, когда на экране возникают плоды их совместного творчества фильмы – "Веселые ребята", "Волга-Волга" или "Цирк" – зрители в первую очередь отдают дань восхищения ей – неувядаемой Любови Орловой, ее миловидности, пленительному наиву и ослепительному шарму. Она – часть нашего прошлого и прекрасная часть истории России.