Священнослужители о верующих политиках и светском государстве
Первых лиц государства никто не лишал свободы вероисповедания
Ректор Нижегородского исламского института, руководитель аппарата духовного управления мусульман Нижнего Новгорода Дамир-хазрат Мухетдинов в интервью газете "Время новостей" пожаловался, что "принятие русской православной веры" якобы "становится некой лакмусовой бумажкой твоей принадлежности к элите, пропуском в элитарные круги"."Президент, и Сергей Миронов, и Борис Грызлов, и другие наши лидеры открыто демонстрируют свою принадлежность к православию. А например, тот же Минтимер Шарипович Шаймиев, открывая мечеть Кул-Шариф на 1000-летии Казани, за исключением одной, конечно, важной для мусульманина фразы - «во имя Аллаха милостивого и милосердного», - ничем не обозначил свою конфессиональную принадлежность. Он не стал в первых рядах на молитву, в то время как президент России и большинство чиновников в первых рядах выстаивают православные ночные службы", - сказал Мухетдинов.
"Рахимов и Шаймиев - страшно политкорректные люди. Ислам вообще сам по себе - политкорректная религия. Они не хотят оскорбить чувства верующих - ни православных, ни мусульман. Я не хочу сказать, что президент, идя в православный храм, тем самым унижает чувства каких-либо верующих людей нашей страны. Но я считаю, что публичные люди и государственные деятели должны быть как-то равноудалены от религий. Они должны сохранять принцип светскости нашего государства", - добавил он.
Отметим, что на Западе, причем не только в религиозных США, но и в последовательно светской Франции, участие политиков, в том числе первых лиц государства, в религиозных церемониях - явление совершенно обычное, а в светских Великобритании, Дании, Норвегии и Греции существуют даже государственные Церкви.
"Как бы вы прокомментировали заявление Мухетдинова? Нарушает ли, с вашей точки зрения, присутствие представителя власти на религиозной церемонии принцип светскости государства?" – с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям и экспертам.
Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин отметил, что запрет государственным деятелям исповедовать какую-либо веру возможен только в атеистическом государстве, а не в светском.
"Никто не может лишить человека, в том числе президента или председателя Госдумы, права на исповедание и выражение своей веры. Человек, знающий как Божеский закон, так и нормы международного права, никогда бы в этом не усомнился", - сказал он.
"Среди нашей элиты есть и мусульмане, и иудеи. И, насколько я знаю, это не мешает их деятельности. Нигде в мире, за исключением максимум трех стран, исповедующих государственный атеизм, государственным деятелям не запрещается исповедовать веру. Очевидно, что это было бы и неправильно, и несправедливо", - отметил протоиерей.
"Чтобы быть последовательным в своей критике, наш брат Дамир должен обратить внимание не только на руководителей России, но и на руководителей таких стран, как Саудовская Аравия или Иран. В этих странах считают, что государственный лидер не только может, но и должен исповедовать ислам", - заключил отец Всеволод.
Директор православной гимназии протоиерей Алексий Новичков, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, отметил, что первых лиц государства никто не лишал свободы вероисповедания.
"Принцип светскости подразумевает, что государство оставляет на усмотрение каждого человека иметь определенное мировоззрение, соотносить себя с той или иной религией и жить сообразно своим убеждениям. Это право, гарантируемое нашей конституцией, относится также и к представителям власти. Никаких препятствий к тому, чтобы православно мыслящий человек занимал государственную должность, я не вижу. Государственный деятель не обязан скрывать свои религиозные убеждения", - сказал он.
"Ничего удивительного, что среди руководителей нашей страны оказались люди, придерживающиеся той же религиозной традиции, которой придерживаются до 80% населения и на основе которой наше государство исторически сформировалось. Обижаться на это бессмысленно. Наоборот, надо радоваться, что в основе мировоззрения наших руководителей лежит любовь к Богу и людям. И это мировоззрение никоим образом не угрожает свободе вероисповедания уважаемого ректора и его единомышленников", - отметил протоиерей.
"Кстати - попробуем только представить, что руководители, например, таких светских государств как Турция и Азербайджан решились отказаться от демонстрации своей приверженности исламу. Что бы там началось?" – закончил он риторическим вопросом.
Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ, заметил, что претензии Мухетдинова непоследовательны.
"Целый ряд российских государственных деятелей, безусловно, входящих в политическую элиту, открыто позиционируют свою принадлежность к исламу или, безусловно, происходят из мусульманской этнической среды. А глава такого видного субъекта РФ, как Чеченская республика г-н Рамзан Кадыров открытейшим образом позиционирует нераздельность религиозного и национально-государственного в Чечне и не скрывает своей принадлежности к исламу. Насколько я знаю, на спонсорские пожертвования, выделенные федеральным центром на восстановление экономики в Чечне, он построил крупнейшую в Европе мечеть", - сказал он.
"Не забудем, что государственные лица обладают теми же правами, что и остальные граждане РФ, в том числе и правом на свободу вероисповедания. Странно было бы, если бы высокопоставленные чиновники, будучи православными христианами, практиковали православное христианство только в период отпусков и в такие дни, когда они выпадают из медиапространства, что для них практически невозможно", - добавил протоиерей.
"Практическим выводом из тезиса о равноудаленности явилось бы то, что светскость должна быть осознана основой идентичности всех граждан России. И я бы спросил нашего уважаемого мусульманского друга, желает ли он, чтобы именно светскость стала основой нашей будущей национально-государственной тождественности? Или мы обратимся к нашему великому прошлому и увидим, что тогда при очевидной принадлежности большинства граждан к Православной Церкви представители и других традиционных религий находили свое законное и достойное место в семье народов Российской империи?" – закончил он риторическим вопросом.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма свв. Косьмы и Дамиана в Шубине, считает, что господин Мухетдинов неправ.
"Присутствие представителей государственной власти на религиозных церемониях не в коем случае не нарушает светский характер государства. Господин Мухетдинов напрасно беспокоится", - сказал священник.
"К счастью, большинство его единоверцев так не думают, а уважают веру православную. Умение российских мусульман иметь добрые отношения и с властью и с Православной Церковью должно служить примером для других стран", - подчеркнул он.
"Поэтому Мухетдинову стоит обратиться к своим собратьям и посмотреть, как они реагируют на подобную ситуацию",- подытожил отец Александр.
Протоиерей Артемий Скрипкин, руководитель отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма Петра и Павла при университете им. Герцена в г. Санкт-Петербурге, считает, что Мухетдинов просто стремился привлечь к себе внимание прессы.
"Светское государство по существу своему не должно быть атеистическим. И, кстати, ислам в нашей стране нормально развивается, несмотря на отделение религии от государства: восстанавливаются мечети, строятся новые", - сказал отец Артемий.
"Мне кажется, господин Мухетдинов своими резкими заявлениями просто хочет привлечь к себе внимание, это такой рекламный трюк",- подчеркнул он.
"В нашей стране вообще очень стабильная религиозная обстановка. А выдумывать и лелеять несуществующие обиды – у нас это позиция маргинальная", - подытожил священник.
Руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси священник Владимир Вигилянский отметил, что свобода совести, а, следовательно, и вера в Бога, защищены конституциями практически всех стран мира.
"Никто не должен быть принуждаем к тому, чтобы не быть верующим и скрывать свою веру, в том числе и государственные мужи. Принадлежность к той или иной вере никоим образом не нарушает принципа светскости", - сказал он.
"Большинство нашего населения - православные. Ничего удивительного в том, что в правящей элите тоже преобладают православные и представители титульной нации, нет. Перед этим фактом надо смириться, как смиряются люди иных религиозных воззрений, живущие, например, в мусульманских странах, где они являются меньшинством. Было бы большой дерзостью, если бы представитель меньшинства указывал представителям большинства, как им следует поступать в делах веры", - заключил отец Владимир.
Иерей Валерий Буланников, сотрудник Миссионерского отдела МП, клирик храма свт. Николая в Отрадном, считает, что присутствие представителей власти на богослужении принципа светскости не нарушает.
"СМИ могут показывать это или нет. Это их дело. Но любой человек в нашей стране имеет право открыто исповедовать ту или иную религию", - сказал он.
"Наши лидеры не должны, конечно, заниматься религиозной пропагандой (как, например, президент Буш в свое время пропагандировал баптистские ценности), но и скрывать свои религиозные убеждения они тоже не должны", - добавил священник.
"И в политической, и в деловой элитах у нас представлены не только православные: много и мусульман, и иудеев. Акцент именно на православии здесь, по-моему, неуместен. И представители ислама в нашей политической элите, кстати, ничуть не стесняются прилюдно выражать свои религиозные чувства. И принципу светскости противоречия в этом нет. Педалирование этой темы мне представляется попыткой втянуть в политику какие-то религиозные моменты", - заключил отец Валерий.
Священник Димитрий Лиин, сотрудник отдела Московского патриархата по религиозному образованию и катехизации, исполнительный директор Рождественских образовательных чтений, счел претензии Мухетдинова некорректными.
"Правом исповедовать или не исповедовать какую-либо религию обладают не только рядовые граждане, но и представители власти. Если мы запрещаем лицу, облеченному властью, принимать участие в богослужении, то мы фактически запрещаем ему иметь какие-либо религиозные убеждения", - сказал он.
"А на официальные религиозные церемонии у нас приглашаются и представители иных религий. Можно сказать, что это стало уже традицией. Мы, например, пригласили участвовать на наших Международных Рождественских чтениях представителей ислама, иудаизма и буддизма. И они с радостью откликнулись на это приглашение", - заметил священник.
"Нам просто некуда деться от того, что православие является культурообразующей традицией нашего Отечества. Естественно, что всякий культурный человек это понимает. Люди, облеченные властью, являясь людьми культурно образованными и мыслящими, прекрасно понимают, что без исторической ретроспективы невозможно понять и настоящее. А история Государства Российского теснейшим образом связана с историей православия. Поэтому участие государственных деятелей в православном богослужении никоим образом не подрывает основы того религиозного мира, который, к счастью, существует в нашем Отечестве", - заключил отец Димитрий.
Исмаил Бердиев, председатель Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии и Ставропольского края, не согласился с Дамиром-хазратом Мухетдиновым.
«Я лично считаю, что если человек верующий, то он не должен этого стыдиться и стесняться показывать свою принадлежность к той или иной конфессии, причем независимо от своей должности», - заявил он.
«Если глава государства христианин, то он будет ходить в церковь. И это хорошо: верующий никогда не совершит плохой поступок, в отличие от человека без веры, от которого можно ожидать все, что угодно», - подчеркнул он.
«Присутствие представителя власти на религиозной церемонии никаким образом не нарушает принцип светскости государства. Государство может быть светским, а человек – верующим», - заключил Исмаил-хаджи.
Священник Эдуард Шатов, директор центра семьи Римско-Католической Архиепархии Божией Матери в Москве, считает, что присутствие представителя власти на религиозных церемониях не нарушает принципов светскости государства.
"Неважно, ходит президент или любой другой политический деятель в Церковь или нет. Важно, как он защищает права человека, - в частности, его религиозную свободу. Вот критерий светского государства", - заявил он.
"Я бы хотел обозначить спектр возможных подходов к этой проблеме двумя примерами - причем оба равно приемлемы для светского государства. Так, например, во Франции глава государства должен подчеркнуть, что каждая из религий и каждое религиозное сообщество, которое принято в этой стране, имеет свою особую роль и пользуется всеми правами, однако сам он не должен подчеркивать своей религиозной принадлежности. А в Великобритании королева - одновременно и формальный глава светского государства, и глава Церкви. И в этом случае принадлежность представителя власти к определенной конфессии выражена достаточно ясно", - сказал священник.
"И в том, и в другом случае главное вовсе не подчеркивается ли религиозная принадлежность, а соблюдается ли уважение к свободе совести и к свободе вероисповедания", - пояснил он.
"Христианство никогда не являлось "пропуском в элитарные круги". Оно всегда было открыто для всех слоев населения. Напомню стих Евангелия от Матфея, где сказано "был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне" (Мф, 25:36). Вот один из главных критериев в принадлежности к христианству. А все остальное является поверхностным и не считается принципиальным", - заключил отец Эдуард.
Директор Правозащитного центра ВРНС Роман Силантьев считает, что высказывания вроде тех, что позволил себе Мухетдинов, и вызывают в обществе неприязнь к мусульманам.
"Мне интересно, не смущает ли господина Мухетдинова, например, что Рамзан Кадыров ходит в мечеть и настаивает, чтобы его окружение тоже посещало мечети? Почему Дамира-хазрата возмущает лишь то, что православные первые лица государства ходят в церкви? Подобные рода заявления и являются одной из главных причин исламофобии в обществе",- заявил Роман Анатольевич.
"Никакой логике в подобных заявлениях не наблюдается, такие высказывания могут вызвать лишь обиду на представителей ислама. Слава Богу, вряд ли обеспокоенность Мухетдинова отвадит президента России от посещения православных храмов",- подчеркнул он.
"Представители власти и первые лица государства имеют право исповедовать ту религию, которая им близка, и посещать храмы. У нас, к счастью, нигде не написано, что чиновники должны быть атеистами",- заключил он.