logo

Хлебные крошки

Статьи

Россия
Политика

Николай Головкин

Святыни

Золотые купола Елохово

Давно пора этому уголку старой Москвы, который подарил миру гения, присвоить название либо муниципальный район "Пушкинский", либо муниципальный район "Елохово" в честь одной из главных святынь нашего Отечества – Богоявленского кафедрального собора. В прошлом году исполнилось 150 лет со дня его освящения Митрополитом Московским и Коломенским, Святителем Филаретом (Дроздовым). Событие значительное, но оно практически прошло незамеченным… …Богоявленский Кафедральный собор в Елохове стал свидетелем многих церковно-исторических событий. Он и его святые реликвии не раз спасал наше Отечество. В свою очередь немало сынов-патриотов России, великих и безвестных, рисковали жизнями ради сохранения храма. Сельцо Елох известно с XIV века, со времен Дмитрия Донского. "Елох", "елоха", по словарю Даля, – это ольха. Вероятно, когда-то здесь рос густой ольховый лес. А еще "ольхой" в старину называли мокрое, подтопленное место. Некогда здесь протекали речка Ольховка и ручей Ольховец, взятые ныне в трубы. В пользу толкования названия села говорит и то, что одна из улиц вблизи Богоявленского собора называется Ольховской. Первым документальным свидетельством существования церкви в селе Елохове явилась запись от 24 августа 1698 года в книгах Патриаршего Казенного приказа. В этой записи церковь названа "новопостроенной". В 1712-1731 годах Богоявленский храм был перестроен в камне. Есть версия, что старый собор приказал обновить сам царь Петр в честь присоединения к России прикаспийских земель. Он лично пожаловал на него кирпич. После петровских реформ граница между Немецкой слободой и остальной Москвой постепенно стиралась. Немало православных людей селилось в том районе. Поэтому здесь нужен был большой храм. Приход Богоявленской церкви был в Москве одним из самых обширных. Он охватывал земли дворцовых сел Елохова и Покровского, Красного села и Немецкой слободы. Старый петровский собор простоял до середины XIX века. Этот "холодный" Богоявленский храм уже не вмещал всех верующих прихода и не отвечал новым потребностям и вкусам. "Сего же 1837 года мая 21 дня, – записано в клировой ведомости, – настоящая холодная церковь по прошению прихожан разобрана и начата каменная же, которая строится на иждивение прихожан и прочих доброхотных дателей по плану, начальством утвержденному". Для возведения нового величественного здания храма был приглашен известный московский архитектор Евграф Тюрин (1792 – 1870), прославившийся строительством домовой церкви Святой Татианы Московского университета и его Аудиторного корпуса на Моховой. Во время строительных работ богослужения для прихожан не прерывались и проводились в теплой трапезной части, у Благовещенского и Никольского престолов. К 1845 году возведение главного здания храма было закончено, и началась его внутренняя отделка. На эти работы потребовалось около восьми лет. Из-за нехватки средств, собранных прихожанами и ушедших на строительство грандиозного здания храма, затянулись сооружение иконостаса и подбор предметов убранства. Треть от всей затраченной на строительство суммы (200 тысяч рублей) покрыл своим доброхотным пожертвованием один из главных благотворителей Елоховской церкви, московский 2-й гильдии купец, потомственный почетный гражданин Василий Щапов. Прихожанами храма в разное время были представители видных московских купеческих семей, многие деятели литературы, искусства и науки, преподаватели высших учебных заведений. На торжественной панихиде, отслуженной в храме в 1899 году в память 100-летия со дня рождения Пушкина, здесь молилась великая княгиня – будущая преподобномученица Елисавета Федоровна. После Октябрьской революции храм, слава Богу, не закрыли. Собор неоднократно посещал Святейший Патриарх Тихон (Белавин). 7 апреля 1925 года прихожане Богоявленского собора вместе с духовенством тщетно ожидали его для совместной молитвы в день престольного праздника придела Благовещения – но пришла весть о внезапной кончине Патриарха. В феврале 1935 года Бауманский райсовет постановил открыть в Богоявленском соборе… один из крупнейших кинотеатров Москвы. К счастью, этому сатанинскому делу не суждено было сбыться. После разрушения Богоявленского храма в Дорогомилове, служившего патриаршим собором, патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) перенес в Елоховский храм свою кафедру. В июне 1941 года именно в Богоявленском соборе на всемосковском молебне прозвучал на весь мир пламенный призыв предстоятеля Русской православной церкви митрополита Сергия встать на защиту священных рубежей Отчизны. Об этом ярко рассказал в своем очерке "Церковь против Гитлера" Валерий Ганичев в книге "Державница". Калининград, 1999). 8 сентября 1943 года на архиерейском Соборе митрополит Сергий был избран патриархом, а 12 сентября в Богоявленском соборе состоялась торжественная церемония его интронизации – восшествия на патриарший престол. К сожалению, жить ему оставалось уже недолго. Святейший патриарх Сергий погребен в Никольском приделе собора 18 мая 1944 года. Над его могилой в 1948 году было воздвигнуто беломраморное надгробие, увенчанное православным крестом, выполненное по проекту великого русского зодчего Алексея Щусева. Главные святыни Богоявленского собора – мощи Святителя Алексия (1293 – 1378), Митрополита Московского и всея Руси чудотворца, и чудотворный Казанский образ Пресвятой Богородицы. После успения святителя Алексия его похоронили в основанном им кремлевском Чудове монастыре. Здесь его святые мощи почивали до самого Октябрьского переворота. В 1928 году при разрушении Чудовой обители они были перенесены сначала в Архангельский собор Кремля. В 1947 году по просьбе Патриарха Алексия и с личного разрешения Сталина мощи были возвращены Православной Церкви и перенесены в Богоявленский собор в Елохове. Святитель Алексий неустанно трудился по объединению Руси и сохранению в ней вероисповедного единства, способствовал укреплению Москвы и сплочению вокруг нее всей Руси. Он заботился о духовном укреплении паствы, утверждении мира и любви в родной земле… Все это так важно и необходимо и для нынешней России. Чудотворный Казанский образ Пресвятой Богородицы – один из первых списков с образа Божией Матери – перенесен в собор в 1935 году, когда разрушили храм в Дорогомилове. Во время Великой Отечественной митрополит Сергий молился перед этим чудотворным образом о даровании Победы нашему народу и Отечеству. Когда враг подошел к Москве, в столице был проведен крестный ход с Казанским образом Пресвятой Богородицы. После него наметился перелом в борьбе с фашистами. Из православных святынь, появившихся в соборе в середине ХХ столетия, нужно отметить частицы мощей и священных реликвий, переданные в собор в канун 1000-летнего юбилея Крещения Руси из Государственной Оружейной палаты. Согласно храмовому преданию, протопресвитер Николай Колчицкий в 1945 году привез из Иерусалима и установил в храме, в отдельном киоте, образ Божией Матери "Взыскание погибших", неизменно привлекающий верующих для поклонения. Здесь находится кафедра правящего епископа Москвы – Святейшего Патриарха Алексия II. Святейший Владыка возглавляет богослужения в праздничные и памятные дни. Богоявление… С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения, праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить "седящих во тме и сени смертней", спасти по благодати падший человеческий род. В древней Церкви был обычай крестить оглашенных в навечерие Богоявления, так как Крещение и является духовным просвещением людей. Для этого в храмах освящали воду. Отсюда исходит традиция Великого Водосвятия (Водоосвящения), совершаемого в православных храмах в навечерие крещенского сочельника. И Россия – оглашенная. Она все еще в пути к своему духовному возрождению. Богоявленский храм в Елохово служит этой праведной цели. Люди выходят из него просветленными. Свет, который они несут в своих душах, озаряет не только их обыденную жизнь, но окружающих их людей. И света вокруг становится все больше.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie